ENG

Не забудьте про мобильные приложения.

Московский модерн

Московским заказчикам нравились все варианты модерна - от сдержанного Северного модерна до буйного южного темпераментого Сецессиона. И на этой прогулке вы сможете увидеть самые яркие образцы этого стиля в нашем городе.
3.98
Глазовский пер., дом 8, стр. 1 - Тверской бул., д. 18
18 домов 2 часа 30 минут 5,9 км
Ирина Левина
Художник-график, самозабвенно влюбленная в Москву. Известный блоггер и экскурсовод. Исследователь и знаток купеческой и дворянской Москвы. В 2014 году совместно с Алексеем Дедушкиным выпустила книгу "Дворцы, дома и усадьбы: Второе рождение". Это увлекательный рассказ об открытых в последние годы для публики малоизвестных памятниках архитектуры Москвы, таких как усадьба Стахеева на Старой Басманной, дом Боткиных в Петроверигском переулке, усадьба Юсуповых в Большом Харитоньевском переулке… Для проекта "Узнай Москву" Ирина описала порядка 129 московских домов!
+ -

Модерн - это стиль в архитектуре конца XIX - начала XX века, рубежа веков, великого перелома от старого к новому. Открытие европейцами культуры Японии дало мощный расцвет красивым линиям, цветам и философии в искусстве. Его рождение ознаменовало наступление века великих перемен в искусстве, когда в жизни уже прочно утвердился век машин, и полным ходом шла промышленная революция. Ушло увлечение прошлым, историзм, эклектика на рубеже веков вытеснены новым, до невозможности изящным, символичным и универсальным синтетическим стилем. Соединение искусства и самого передового инженерного решения. Его главная отличительная черта - отказ от прямых линий и углов в пользу более естественного плавного движения изогнутых «природных» линий. Линии модерна часто напоминают танцующие, волнистые арабески, проникнутые органической энергией и жизненной силой растений. Другой особенностью нового стиля стало стремление архитекторов и художников создать единый синтетический стиль, в котором все элементы архитектурного объекта, убранства его интерьеров были бы связаны в единое художественное целое. Архитекторы модерна смело шли на применение асимметричных решений в группировке объемов и расположении оконных и дверных проемов. Формы окон, дверей, лестниц становились разнообразными чуть ли не до бесконечности. А декоративное убранство фасадов, и особенно интерьеров, достигло невероятной изощренности.

Новый стиль возник почти одновременно во многих европейских странах и получил разные названия – Ар Нуво во Франции и Бельгии, Сецессион в Австрии, Югендстиль в Германии, Либерти в Италии. Были некоторые стилистические отличия всех направлений стиля – от сдержанного Северного модерна до буйного южного темпераментого Сецессиона. Московским заказчикам нравились все варианты этого стиля. Они разбросаны по всему городу и в одной экскурсии невозможно рассказать о всех. Но мы постараемся выбрать самые красивые здания этого стиля.

Выходим из станции метро Смоленская Арбатско-Покровской линии, пересекаем Арбат, идем по Денежному переулку до пересечения с Глазовским и поворачиваем направо.

  • 1

    Особняк Листа

    Начнем мы с самого первого особняка в Москве, построенного в стиле модерн – Дом Кекушева-Листа-Кусевицкого в Глазовском переулке, д. 8. Интересно, что красивое панно над входной дверью подарил Кекушеву другой великий архитектор, с которым они соперничали и часто работали над одинаковыми проектами для одних и тех же заказчиков – Уильям Валькотт. ...Подробнее

    Повернем назад и пройдем обратно до перекрестка к дому 4.
  • 2

    Усадьба промышленников Павловых

    Через несколько лет еще один владелец в Глазовском переулке захотел построить себе дом в стиле модерн. Его дом сделан менее затейливо и изящно, но чистота линий, красивая облицовочная плитка и сложный абрис крыши выдает стилистические особенности. Перед нами усадьба промышленников Павловых – Глазовский пер. д. 4 ...Подробнее

    Повернем направо в Денежный переулок и дойдем до дома 7.
  • 3

    Дом Бройдо

    Интересно, что на одном пятачке уместились первое и одно из последних зданий в стиле модерн. В проекте особняка, выполненного для владельцев участка супругов Бройдо, читаются приемы французского Ар Нуво.

    Вернемся в Глазовский, повернем направо и пройдем сквозь Большой Могильцевский переулок до Пречистенского пер., д. 10.
  • 4

    Особняк М.Ф. Якунчиковой

    В Пречистенском переулке Московская торгово-домостроительная компания выстроила на рубеже веков два дома на продажу в модном стиле. Архитектором обоих был знаменитый Уильям Валькотт. Первый особняк М.Ф. Якунчиковой выполнен в стиле английского модерна Видимо Валькотт в это время был вдохновлен творениями английского архитектора Чарльза Макинтоша из Глазго. ...Подробнее

    Подойдем к соседнему дому.
  • 5

    Особняк К.А. Гутхейля

    Второй особняк Карла Гутхейля выполнен в стиле более изящного французского Ар Нуво. В отделке преобладают мотивы рококо, придающие этой небольшой постройке камерность и удивительное изящество. Рокайльный орнамент и стеклянный навесной козырек над входом заимствованы из французского Ар Нуво.

    По Пречистенскому переулку мы выйдем на саму Пречистенку, повернем направо и дойдем до дома 28.
  • 6

    Доходный дом И.П. Исакова

    Доходный дом Исакова – один из лучших образцов доходного дома в стиле модерн в творчестве знаменитого архитектора Льва Кекушева. Окна каждого этажа имеют свои переплеты. Крыша дома причудливо изломана. И маски львов на карнизе крыши явно указывают на подпись архитектора.

    От дома Исакова пойдем чуть назад по Пречистенке, свернем в Сеченовский переулок и выйдем на Остоженку к дому 21.
  • 7

    Особняк А.И.Кекушевой

    Только в 1903 году архитектор Лев Кекушев обзавелся собственным домом. Некогда высокий фронтон главного уличного фасада украшала трехметровая скульптура льва, выполненная австрийским архитектором Отто Вагнером. К сожалению, фигура льва не сохранилась. Всем известно, что лев был «визитной карточкой» архитектора. ...Подробнее

    Обратимся к соседнему дому.
  • 8

    Доходный дом архитектора Л. Кекушева

    Рядом со своим особняком Кекушев выстроил доходный дом тоже в стиле модерн и записал его на имя любимой жены.

    И еще один сосед привлечет наше внимание, дом 17.
  • 9

    Доходный дом Грязнова

    По его же проекту выстроен и соседний дом 17. Отличить эти два дома нельзя. Они смотрятся как один.

    Вот подошел троллейбус №31, мы садимся в него и доезжаем до Арбатской площади. Пересекаем площадь и идем на Поварскую ул. к дому 24.
  • 10

    Особняк Саарбекова

    Вторым домом, построенным в стиле модерн, считается тоже произведение Льва Кекушева и его помощника С. Шуцмана. В особняке Саарбекова те же плавные линии оконных переплетов, растительный декор, керамическая плитка, которой облицован фасад – приметы модного стиля. Главный мотив фасада — упругая, прекрасно прорисованная арка окон и входа. ...Подробнее

    Идем дальше по Поварской. Сворачиваем направо на перекрёстке с Малым Ржевским и доходим до следующего перекрестка с Хлебным переулком.
  • 11

    Дом С. У. Соловьева

    Этот перекресток можно смело называть перекрестком трех шедевров стиля модерн. Здание с высокой крышей прямо перед нами, на боковом фасаде которого мы видим майоликовое панно «Сумерки», выполненное в Абрамцевской мастерской – это чудесный образец в стиле бельгийского арт нуво – собственный особняк архитектора Сергея Соловьева. ...Подробнее

    Смотрим напротив.
  • 12

    Особняк И.И. Некрасова

    Напротив него особняк золотопромышленника И.И. Некрасова построенный в стиле английского модерна или неоготики арх. Р.И. Клейном в 1906 году.

    И еще один дом на перекрестке привлечет наше внимание.
  • 13

    Городская усадьба М.А.Тарасова

    Третий угол этого перекрестка украшает особняк М.А. Тарасова, декоративный убор которого навеян мотивами графики «Мира искусства». Разновеликие аттики и ломаная крыша особняка выдает увлечение стилем, граничащим по декору с неоклассикой, в частности ампиром.

    Вернемся на Поварскую ул. и пройдем чуть дальше к дому 44.
  • 14

    Особняк Миндовского

    Особняк Миндовского, безусловно, лучшее произведение Льва Кекушева. Вилла, которая по праву считается одной из самых красивых построек в Москве в стиле франко-бельгийского направления модерна.

    Теперь свернем в Скарятинский переулок. Выйдем на Большую Никитскую, пойдем по ней к бульварному кольцу. Свернем налево в проход перед церковью Большое Вознесение и выйдем на угол Малой Никитской и улицы Спиридоновки.
  • 15

    Особняк Рябушинского

    От творчества Льва Кекушева перейдем к творчеству «сказочника» Франца Шехтеля. "Самый гадкий образец декадентского стиля. Нет ни одной честной линии, ни одного прямого угла. Все испакощено похабными загогулинами, бездарными наглыми кривулями. Лестница, потолки, окна - всюду эта мерзкая пошлятина. Теперь покрашена, залакирована и оттого еще бесстыжее", - так писал К. Чуковский в своем дневнике об этом здании. Особняк Степана Рябушинского упрочил положение Шехтеля как непревзойденного мастера модерна. ...Подробнее

    Пройдем чуть дальше по Малой Никитской и выйдем на Тверской бульвар. Справа дом № 6.
  • 16

    Дом Коробковой

    Дом Коробковой, к сожалению, после пожара 1917 года утратил большую часть своего декора и превратился в калеку. А когда-то это был один из самых красивых домов в стиле модерн в Москве.

    Пройдем чуть вперед по бульвару. На другой, нечетной его стороне, дом 9.
  • 17

    Доходный дом И.М. Коровина

    Доходный дом купца И. Коровина выстроен архитектором И. Кондратенко. Хотя  выглядит дом не совсем «кондратенковским», легкие балконы, изящные линии окон, эркеры напоминают о сотрудничестве Кондратенко и Уильяма Валькотта. В 1903 году архитектор строил по проекту Валькотта дом Московского Торгово-Строительного Акционерного общества. Позднее, после 1910 года Кондратенко уйдет от стилистики модерна. ...Подробнее

    Еще пройдем по бульвару чуть ближе к Пушкинской площади. Нас интересует дом 18 справа.
  • 18

    Особняк П.П.Смирнова

    Закончим мы нашу экскурсию у знаменитого дома Смирнова на Тверском бульваре. Это снова произведение Франца Шехтеля. Хотя тут  он просто заново декорирует старую усадьбу, которую в 1897 году купил сын московского водочного короля П.П. Смирнов. Шехтель переделывает фасад здания, добавляет изящный балкон с удивительно красивой плавной решеткой, длинные полукруглые окна, плавные, застекленные эркеры. Но настоящим фурором становятся интерьеры особняка. Восемь парадных помещений, собранных в анфиладу, сменяют один архитектурный стиль другим: «Романский зал», «Классический зал», «Египетский зал», «Греческий зал», «Рокайльная комната», «Аванзал», «Будуар», «Кабинет». ...Подробнее

    Наша прогулка окончена.
Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
  • Алекандр Качалин   10 октября 2017 14:28

    В начале 20 века купец первой гильдии Василий Дмитриевич Носов заказал своему другу известному архитектору Л. Н. Кекушеву в своем саду построить «американский коттедж».
    Появился он из-за прихоти владельца, нежелавшего жить под одной крышей с новой невесткой, которую он не жаловал. Это единственное в Москве деревянное здание в стиле модерн.

    Это единственное в Москве деревянное здание в стиле модерн.???

Интересное рядом

Дома
Шталмейстерский дом

Шталмейстерский дом

М. Знаменский пер., д. 7/10, стр. 3

Дом, возможно, авторства Баженова, одно время принадлежал просветителю Новикову; позже здесь бывал Пушкин.

2.93
Музеи
Выставочный зал Государственного музея А. С. Пушкина на Арбате

Выставочный зал Государственного музея А. С. Пушкина на Арбате

В настоящее время музей располагает значительным пространством для проведения временных выставок. Это три помещения на Пречистенке, 12 (в цокальном этаже, в мезонине и в Усадебном дворе) и выставочные залы в Денежном переулке. За последние годы существенно расширилась тематика работ. На выставках, проходящих в Выставочных залах в Денежном переулке, можно увидеть не только работы современных художников, но и фотографии, эскизы театральных декораций, инсталляции модных дизайнеров. В 1998 году открылась выставка портретной фотографии, на которой впервые музей показывал свою фотографическую коллекцию – редкие ранние снимки известных российских фотоателье, работы известных фотохудожников.

(Нет голосов)
Территории
Соймоновский проезд

Соймоновский проезд

Заселение этого территории, на который сейчас находится квартал, началось во второй половине – конце XVI столетия во время опричнины.

(Нет голосов)
Памятники
Памятник Иосифу Бродскому

Памятник Иосифу Бродскому

Новинский бульвар, д. 22

Этот памятник скульптор назвал "личным подарком городу".

3.48
Территории
Улица Новый Арбат

Улица Новый Арбат

Свое название эта улица получила по соседнему Арбату 25 октября 1994 года.

(Нет голосов)
Дома
Особняк М.К. Морозовой

Особняк М.К. Морозовой

Смоленский бул., дом 26/9, стр. 1

Красивейший особняк с изящной полуротондой на фасаде. Взглянув на него, забываешь, что совсем близко гудит и шумит Садовое кольцо.

3.62
Музеи
Мемориальная квартира Андрея Белого

Мемориальная квартира Андрея Белого

В конце одной из самых старых улиц Москвы, в доме № 55 по Арбату расположена мемориальная квартира Андрея Белого. Здесь, 14 октября 1880 года, родился Борис Николаевич Бугаев, один из отцов русского символизма, поэт, прозаик, критик, мемуарист и исследователь литературы. История самого дома старше поэта больше чем на век: старый усадебный дом, лежащий в основе усадьбы, перестроенной в конце 1870-х годов по проекту архитектора Митрофана Александровича Арсеньева, был построен еще до пожара 1812 года. Квартиры в доходном доме сдавались преподавателям Московского университета, одну из которых (№ 7) и получил математик Николай Васильевич Бугаев – отец поэта. Борис Бугаев проводит в квартире школьные годы, заканчивает Московский университет. Судьбоносным для будущего символиста становится соседство Бугаевых с семьей Михаила Сергеевича Соловьева, внука известного историка и родного брата философа Владимира Соловьева. Частые гости Соловьевых – Валерий Брюсов, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, «старшие символисты», дружба с которыми, зародившаяся здесь, в доме № 55 по улице Арбат, определила дальнейшую творческую судьбу поэта. Здесь же родился его псевдоним – «Андрей Белый». В 1906 году Белый покинет дом на Арбате уже ведущим московским символистом, пережив смерть отца и первую «мистическую влюбленность» в Маргариту Кирилловну Морозову. Семья Соловьевых в 1902 году помогла поэту издать его первую книгу – «Симфония (2-я, драматическая)». Надстроив четвертый этаж, в 1930-х годах дом отдадут под коммунальные квартиры, еще полвека в нем будет существовать Министерство иностранных дел. С 1987 года квартира № 7 поступает в распоряжение государственного литературного музея им. А.С. Пушкина, и уже в 2000 году там открылся музей Андрея Белого. В квартире, занимающей половину третьего этажа пять комнат. Сейчас в детской размещена часть экспозиции, связанная с юношескими годами поэта. Здесь же можно найти все черновики и записи, посвященные эпопее «Моя жизнь», в которую вошли повести «Котик Летаев» и «Крещеный китаец», главный герой которых, юный Летаев, наделен многими автобиографическими чертами. Часть экспозиции, посвященная матери поэта, расположена в спальне родителей. Экспонаты рассказывают, что именно Александра Дмитриевна Бугаева привила интерес юному Боре не только к поэзии, но и к музыке и живописи. Отдельное место в комнате занимают экспонаты, рассказывающие о музах поэта: Любови Дмитриевне Менделеевой-Блок и Маргарите Кирилловне Морозовой. Все литературное наследие Белого: рукописи, черновики, письма, книги и фотографии – расположено в бывшей столовой. А гостиной возвращена ее историческая функция. В ней сегодня, как и при семье Бугаевых, проводятся творческие встречи и музыкальные вечера. Сегодня в фондах музея уже более 1000 единиц рукописей, машинописей и документов, среди которых можно найти автографы В.Я. Брюсова, Н.С. Гумилева, И. Северянина и, благодаря частным коллекциям, они постоянно пополняются.

(Нет голосов)
Маршруты
"Где живете? В палатах!"

"Где живете? В палатах!"

Палаты в древнерусской архитектуре — "каменное здание, богатый дом с несколькими этажами и "коморами" (комнатами), княжеская резиденция". Именно поэтому большинство состоятельных людей в XVII веке ничуть не удивились бы ответу Ивана Васильевича из бессмертной комедии Гайдая.

3.8
Маршруты
От Смоленской  до Сивцева Вражка

От Смоленской до Сивцева Вражка

Гуляя по этому маршруту от Смоленской до Сивцева Вражка, мы окунемся в историю двух разных эпох, двух миров.

3.38
Дома
Городская усадьба В.А.Морозовой

Городская усадьба В.А.Морозовой

ул. Воздвиженка, д. 14, стр.1

Этот особняк стал одной из первых самостоятельных работ Р.И.Клейна, тогда еще начинающего архитектора.

3.25
Дома
Палаты Араслановых

Палаты Араслановых

Брюсов пер., д. 1

Так бывает. Решили покрасить фасад дома к демонстрации, ковырнули штукатурку и обнаружили... палаты!

3.28