Московский модерн

Модерн - это стиль в архитектуре конца XIX - начала XX века, рубежа веков, великого перелома от старого к новому. Открытие европейцами культуры Японии дало мощный расцвет красивым линиям, цветам и философии в искусстве. Его рождение ознаменовало наступление века великих перемен в искусстве, когда в жизни уже прочно утвердился век машин, и полным ходом шла промышленная революция. Ушло увлечение прошлым, историзм, эклектика на рубеже веков вытеснены новым, до невозможности изящным, символичным и универсальным синтетическим стилем. Соединение искусства и самого передового инженерного решения. Его главная отличительная черта - отказ от прямых линий и углов в пользу более естественного плавного движения изогнутых «природных» линий. Линии модерна часто напоминают танцующие, волнистые арабески, проникнутые органической энергией и жизненной силой растений. Другой особенностью нового стиля стало стремление архитекторов и художников создать единый синтетический стиль, в котором все элементы архитектурного объекта, убранства его интерьеров были бы связаны в единое художественное целое. Архитекторы модерна смело шли на применение асимметричных решений в группировке объемов и расположении оконных и дверных проемов. Формы окон, дверей, лестниц становились разнообразными чуть ли не до бесконечности. А декоративное убранство фасадов, и особенно интерьеров, достигло невероятной изощренности.
Новый стиль возник почти одновременно во многих европейских странах и получил разные названия – Ар Нуво во Франции и Бельгии, Сецессион в Австрии, Югендстиль в Германии, Либерти в Италии. Были некоторые стилистические отличия всех направлений стиля – от сдержанного Северного модерна до буйного южного темпераментого Сецессиона. Московским заказчикам нравились все варианты этого стиля. Они разбросаны по всему городу и в одной экскурсии невозможно рассказать о всех. Но мы постараемся выбрать самые красивые здания этого стиля.
Выходим из станции метро Смоленская Арбатско-Покровской линии, пересекаем Арбат, идем по Денежному переулку до пересечения с Глазовским и поворачиваем направо.
-
1
Особняк Листа
Начнем мы с самого первого особняка в Москве, построенного в стиле модерн – Дом Кекушева-Листа-Кусевицкого в Глазовском переулке, д. 8. Интересно, что красивое панно над входной дверью подарил Кекушеву другой великий архитектор, с которым они соперничали и часто работали над одинаковыми проектами для одних и тех же заказчиков – Уильям Валькотт. ...Подробнее
Повернем назад и пройдем обратно до перекрестка к дому 4. -
2
Усадьба промышленников Павловых
Через несколько лет еще один владелец в Глазовском переулке захотел построить себе дом в стиле модерн. Его дом сделан менее затейливо и изящно, но чистота линий, красивая облицовочная плитка и сложный абрис крыши выдает стилистические особенности. Перед нами усадьба промышленников Павловых – Глазовский пер. д. 4 ...Подробнее
Повернем направо в Денежный переулок и дойдем до дома 7. -
3
Дом Бройдо
Интересно, что на одном пятачке уместились первое и одно из последних зданий в стиле модерн. В проекте особняка, выполненного для владельцев участка супругов Бройдо, читаются приемы французского Ар Нуво.
Вернемся в Глазовский, повернем направо и пройдем сквозь Большой Могильцевский переулок до Пречистенского пер., д. 10. -
4
Особняк М.Ф. Якунчиковой
В Пречистенском переулке Московская торгово-домостроительная компания выстроила на рубеже веков два дома на продажу в модном стиле. Архитектором обоих был знаменитый Уильям Валькотт. Первый особняк М.Ф. Якунчиковой выполнен в стиле английского модерна Видимо Валькотт в это время был вдохновлен творениями английского архитектора Чарльза Макинтоша из Глазго. ...Подробнее
Подойдем к соседнему дому. -
5
Особняк К.А. Гутхейля
Второй особняк Карла Гутхейля выполнен в стиле более изящного французского Ар Нуво. В отделке преобладают мотивы рококо, придающие этой небольшой постройке камерность и удивительное изящество. Рокайльный орнамент и стеклянный навесной козырек над входом заимствованы из французского Ар Нуво.
По Пречистенскому переулку мы выйдем на саму Пречистенку, повернем направо и дойдем до дома 28. -
6
Доходный дом И.П. Исакова
Доходный дом Исакова – один из лучших образцов доходного дома в стиле модерн в творчестве знаменитого архитектора Льва Кекушева. Окна каждого этажа имеют свои переплеты. Крыша дома причудливо изломана. И маски львов на карнизе крыши явно указывают на подпись архитектора.
От дома Исакова пойдем чуть назад по Пречистенке, свернем в Сеченовский переулок и выйдем на Остоженку к дому 21. -
7
Особняк А.И.Кекушевой
Только в 1903 году архитектор Лев Кекушев обзавелся собственным домом. Некогда высокий фронтон главного уличного фасада украшала трехметровая скульптура льва, выполненная австрийским архитектором Отто Вагнером. К сожалению, фигура льва не сохранилась. Всем известно, что лев был «визитной карточкой» архитектора. ...Подробнее
Обратимся к соседнему дому. -
8
Доходный дом архитектора Л. Кекушева
Рядом со своим особняком Кекушев выстроил доходный дом тоже в стиле модерн и записал его на имя любимой жены.
И еще один сосед привлечет наше внимание, дом 17. -
9
Доходный дом Грязнова
По его же проекту выстроен и соседний дом 17. Отличить эти два дома нельзя. Они смотрятся как один.
Вот подошел троллейбус №31, мы садимся в него и доезжаем до Арбатской площади. Пересекаем площадь и идем на Поварскую ул. к дому 24. -
10
Особняк Саарбекова
Вторым домом, построенным в стиле модерн, считается тоже произведение Льва Кекушева и его помощника С. Шуцмана. В особняке Саарбекова те же плавные линии оконных переплетов, растительный декор, керамическая плитка, которой облицован фасад – приметы модного стиля. Главный мотив фасада — упругая, прекрасно прорисованная арка окон и входа. ...Подробнее
Идем дальше по Поварской. Сворачиваем направо на перекрёстке с Малым Ржевским и доходим до следующего перекрестка с Хлебным переулком. -
11
Дом С. У. Соловьева
Этот перекресток можно смело называть перекрестком трех шедевров стиля модерн. Здание с высокой крышей прямо перед нами, на боковом фасаде которого мы видим майоликовое панно «Сумерки», выполненное в Абрамцевской мастерской – это чудесный образец в стиле бельгийского арт нуво – собственный особняк архитектора Сергея Соловьева. ...Подробнее
Смотрим напротив. -
12
Особняк И.И.Некрасова
Напротив него особняк золотопромышленника И.И. Некрасова построенный в стиле английского модерна или неоготики арх. Р.И. Клейном в 1906 году.
И еще один дом на перекрестке привлечет наше внимание. -
13
Городская усадьба М.А.Тарасова
Третий угол этого перекрестка украшает особняк М.А. Тарасова, декоративный убор которого навеян мотивами графики «Мира искусства». Разновеликие аттики и ломаная крыша особняка выдает увлечение стилем, граничащим по декору с неоклассикой, в частности ампиром.
Вернемся на Поварскую ул. и пройдем чуть дальше к дому 44. -
14
Особняк Миндовского
Особняк Миндовского, безусловно, лучшее произведение Льва Кекушева. Вилла, которая по праву считается одной из самых красивых построек в Москве в стиле франко-бельгийского направления модерна.
Теперь свернем в Скарятинский переулок. Выйдем на Большую Никитскую, пойдем по ней к бульварному кольцу. Свернем налево в проход перед церковью Большое Вознесение и выйдем на угол Малой Никитской и улицы Спиридоновки. -
15
Особняк Рябушинского
От творчества Льва Кекушева перейдем к творчеству «сказочника» Франца Шехтеля. "Самый гадкий образец декадентского стиля. Нет ни одной честной линии, ни одного прямого угла. Все испакощено похабными загогулинами, бездарными наглыми кривулями. Лестница, потолки, окна - всюду эта мерзкая пошлятина. Теперь покрашена, залакирована и оттого еще бесстыжее", - так писал К. Чуковский в своем дневнике об этом здании. Особняк Степана Рябушинского упрочил положение Шехтеля как непревзойденного мастера модерна. ...Подробнее
Пройдем чуть дальше по Малой Никитской и выйдем на Тверской бульвар. Справа дом № 6. -
16
Дом Коробковой
Дом Коробковой, к сожалению, после пожара 1917 года утратил большую часть своего декора и превратился в калеку. А когда-то это был один из самых красивых домов в стиле модерн в Москве.
Пройдем чуть вперед по бульвару. На другой, нечетной его стороне, дом 9. -
17
Доходный дом И.М. Коровина
Доходный дом купца И. Коровина выстроен архитектором И. Кондратенко. Хотя выглядит дом не совсем «кондратенковским», легкие балконы, изящные линии окон, эркеры напоминают о сотрудничестве Кондратенко и Уильяма Валькотта. В 1903 году архитектор строил по проекту Валькотта дом Московского Торгово-Строительного Акционерного общества. Позднее, после 1910 года Кондратенко уйдет от стилистики модерна. ...Подробнее
Еще пройдем по бульвару чуть ближе к Пушкинской площади. Нас интересует дом 18 справа. -
18
Особняк П.П.Смирнова
Закончим мы нашу экскурсию у знаменитого дома Смирнова на Тверском бульваре. Это снова произведение Франца Шехтеля. Хотя тут он просто заново декорирует старую усадьбу, которую в 1897 году купил сын московского водочного короля П.П. Смирнов. Шехтель переделывает фасад здания, добавляет изящный балкон с удивительно красивой плавной решеткой, длинные полукруглые окна, плавные, застекленные эркеры. Но настоящим фурором становятся интерьеры особняка. Восемь парадных помещений, собранных в анфиладу, сменяют один архитектурный стиль другим: «Романский зал», «Классический зал», «Египетский зал», «Греческий зал», «Рокайльная комната», «Аванзал», «Будуар», «Кабинет». ...Подробнее
Наша прогулка окончена.