ENG

Не забудьте про мобильные приложения.

Парадное Замоскворечье

На протяжении столетий избегавшее радикальных перестроек, Замоскворечье больше других частей столицы сохранило на себе отпечаток эволюции парадного жилья Москвы за минувшие полтысячи лет. Здесь бок о бок стоят традиционные каменные палаты, помнящие Грозного, терема – и построенные после пожара 1812 года ампирные, а затем эклектические особняки.

3.45
Берсеневская наб., 18-20-22 строение 2 - улица Большая Ордынка, дом 21/16, строение 9
9 домов 2 часа 6,2 км
+ -
  • 1

    Палаты Аверкия Кириллова

    Это одна из первых усадеб высшего класса, появившихся в Замоскворечье. Вторая половина XVII столетия характерна тем, что в это время – еще до начала Петровских реформ – часть московской элиты усвоила современные им европейские понятия о роскоши и красоте.

    От палат проходим по Берсеневской набережной до моста, после по Софийской набережной до дома 14 – ныне резиденция посла Великобритании.
  • 2

    Палаты князя Щербатова

    В отличие от «прогрессивной» планировки усадьбы Аверкия Кириллова, это пока не атрибутированное владение – той же эпохи постройки – представляло собой традиционный на тот момент тип русской богатой усадьбы, раскрытой фасадом внутрь периметра и отгородившейся от внешнего мира надежным забором.

    От этих палат поворачиваем от реки по Заяицкому переулку, выходим на Садовническую улицу , поворачиваем налево и через 200 м. направо, переходим Водоотводный канал по Комиссариатскому мосту. Далее вдоль трамвайной линии (либо на любом трамв
  • 3

    Усадьба Петра Губонина

    Это домовладение в середине 19 века принадлежало знаменитому московскому нуворишу  Петру Губонину. До него участок был парадной усадьбой разных дворянских родов Москвы с XVII века, при этом главный дом многажды перестраивался и менял декор.

    доходим до Пятницкой улицы (200 м вперед от трамвайной линии), по ней налево до дома 62.
  • 4

    Купеческий дом с мезонином

    Этот особняк с мезонином – характерный представитель парадного жилья среднего замоскворецкого купечества середины XIX века. Мезонин, позволявший снизить налоговую нагрузку на домовладельца, и ампирные мотивы, позаимствованные из дворянской архитектурной моды, составляют образ типичного купеческого дома. ...Подробнее

    Следующий по улице особняк (Пятницкая ул., д. 64)
  • 5

    Усадьба фон Рекк

    представляет собой шикарный и утонченный образец богатого жилья «миллионерского» класса в стиле поздней эклектики (арх. В. Шервуд). Чересчур пышный барочный портик и асимметрия фасада отличают дом 1990-х от образцов 18 века.

    От дома 64 возвращаемся по Пятницкой улице к центру, до дома 33
  • 6

    Особняк Коробковой

    Дом, созданный для проживания (и представления другим) семьи Коробковых. Образец купеческого шика эпохи "модерн". Современные веяния и архитектурные формы смыкаются с купеческим размахом и желанием "поразить воображение богатством"

    Пройти в сторону центра до дома 30
  • 7

    Городская усадьба

    Представитель предыдущего поколения парадного замоскворецкого жилья. Это классическая ампирная городская усадьба с сохранившимися флигелями и курдоннером. Хотя парадные фасады уже обращены  к улице, окна жилых помещений надежно защищены от посторонних глаз.

    Через 250м свернем налево в Черниговский переулок. В нем под номером 9/13 стр 2 стоит парадный особняк, в основе которого – палаты городской усадьбы XVI – XVII веков.
  • 8

    Гимназия Касицына

    На примере этого дома можно увидеть все основные этапы эволюции парадного жилья Москвы. От каменных палат (реставрированный на XVII столетие фрагмент можно наблюдать на боковом фасаде) к барочному дворцу XVIII века – затем к классическим формам середины

    Пройти в сторону станции метро Третьяковская по Ордынке
  • 9

    Усадьба Жемочкиных

    Пример городской усадьбы 18-19 веков: основной дом стоит в глубине участка, обрамленный справа и слева флигелями, владение обнесено оградой с ажурной решеткой

    Свернуть в Клементовский переулок к станции метро Третьяковская
Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Дом Мусорина-Полежаевой

Дом Мусорина-Полежаевой

ул. Бахрушина, д. 21, стр. 4

В 1903 году именно в этот дом, на третий этаж была перенесена церковь во имя Покрова Богородицы

(Нет голосов)
Маршруты
Ивановская горка

Ивановская горка

Ивановская горка: здесь взорам пытливых москволюбов предстаёт немалое количество древних палат, храмов, интереснейших, как дворянских, так и купеческих усадеб. Прогуляемся?

3.56
Дома
Здание гостиного двора, XVIII - 1-я пол. XIX вв.   Конец  XVII в. (?) – конец 1770-х гг. (?) – 1810-е гг.

Здание гостиного двора, XVIII - 1-я пол. XIX вв. Конец XVII в. (?) – конец 1770-х гг. (?) – 1810-е гг.

Якиманка Малая ул., д. 24

Комплекс Гостиного двора, представляющий собой правильное каре (постановка замкнутой системы корпусов вокруг прямоугольного двора) между Малой Полянкой и Полянским и Бородниковым переулками, является интересным памятником истории градостроительного развития Москвы.

(Нет голосов)
Музеи
Церковь Ризположения

Церковь Ризположения

Особое место в архитектурном ансамбле Соборной площади занимает церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, расположенная между Успенским собором и Грановитой палатой. Основанный в XV столетии храм был назван в честь праздника Положения ризы Пресвятой Богородицы. В течение несколько веков он входил в комплекс митрополичьего двора и служил домовым храмом митрополитов и патриархов русских. Иконостас и настенная живопись небольшого уютного храма составляют единый художественный ансамбль. На галерее храма размещена постоянная выставка русской деревянной скульптуры. Памятников этого вида искусства сохранилось немного, и каждый из них представляет большой интерес и ценность.

(Нет голосов)
Дома
Церковь святого Николая в Заяицком

Церковь святого Николая в Заяицком

Раушский 2-й пер., дом 1, стр. 8

Облик Раушской набережной без Никольской церкви в наши дни невозможно представить: её высокая колокольня и широкий купол контрастируют с соседними многоэтажными зданиями и комплексом электростанции. Сейчас трудно поверить, что в ХХ веке этот храм едва не был стёрт с лица Москвы.

3.42
Территории
Улица Солянка

Улица Солянка

Солянка – часть древнего тракта на Коломну и Рязань.

(Нет голосов)
Дома
Воспитательный дом

Воспитательный дом

Китайгородский пр., дом 9, стр. 1

Массивное классицистическое здание, замыкающее Москворецкую набережную - Воспитательный дом. Его парадный фасад увенчан бельведером со шпилем, живописно рисующимся как с Москворецкого, так и с Яузского моста. В сентябре 1812 года оставшийся в Москве для сбережения здания И. А. Тутолмин добился у Наполеона караула из 12 солдат с офицером. В здании были размещены раненые. Во внутреннем дворе было погребено около 2500 умерших здесь французов.

3.75
Дома
Усадьба П.И. Харитоненко

Усадьба П.И. Харитоненко

Софийская наб., д. 14

История про то, как крестьянин трудом возвысился до дворянского звания, а в его доме останавливалась королева английская

3.68
Дома
Поликлиника Наркомата нефтяной промышленности

Поликлиника Наркомата нефтяной промышленности

Китайгородский пр., д. 7

По мнению некоторых, барельефы на фасаде здания метафорически предвещали крах системы.

3.19
Музеи
Патриарший дворец

Патриарший дворец

По летописным данным, в первой половине XIV века митрополит Петр получил от великого князя московского Ивана Калиты для своего двора в Кремле место севернее Успенского собора. В 1450 году митрополит Иона возвел на этом месте каменную церковь Ризположения и первую каменную палату в Кремле. Во время московского пожара 1473 года двор выгорел, и митрополиту Геронтию пришлось отстраивать его заново. В 1484–1485 годах псковские мастера возвели для него новую церковь Ризположения, которая сохраняется и сегодня. Все последующие митрополиты, а с конца XVI века патриархи, обустраивали свои владения в Кремле, возводили деревянные и каменные сооружения. Во время польско-литовской интервенции и пожара 1626 года Патриарший двор горел. Патриарх Филарет восстановил Крестовую и Столовую палаты, срубил деревянные кельи и церкви. В 1643 году начался новый этап строительных работ, связанный с именем патриарха Иосифа. Под одной кровлей были возведены Крестовая, Золотая, Келейная и Казенная палаты, а также ряд подсобных помещений. Руководил работами Антипа Константинов, один из строителей Теремного дворца. Следующий этап в жизни патриаршего двора в Кремле связан с именем патриарха Никона. Осенью 1652 начался разбор старых палат, церкви Соловецких чудотворцев и строений на бывшем дворе Бориса Годунова, полученного Никоном в дар от царя Алексея Михайловича. К концу 1655 года были выстроены новые палаты и церковь, но еще три года, вплоть до оставления Никоном Кафедры в июле 1658 года, шла отделка помещений. Первый этаж дворца использовался для хозяйственных нужд и размещения приказов, на втором располагались парадные залы и домовая церковь, на третьем – личные покои патриарха. Последующие патриархи в той или иной степени также достраивали, украшали и перестраивали дворец. В 1721 году после упразднения патриаршества и учреждения Святейшего Синода в здании палат расположилась его Московская контора. Это повлекло за собой значительные изменения в планировке, убранстве палат и их внешнем облике. В 1918 году Патриаршие палаты как редчайший памятник архитектуры XVII века были переданы музею. Начался длительный процесс их научной реставрации и зданию в основных чертах был возвращен изначальный облик. В 1967 году на втором этаже Патриарших палат была открыта первая постоянная экспозиция. В 1980–1985 годах были проведены очередные крупные научно-реставрационные работы, результатом которых и стала современная экспозиция музея.В 2010 годы экспозиция музея была несколько видоизменена. В ходе ремонтных работ в 2013 году раскрыты участки живописи XVII века на стенах парадных сеней и приказных палат.

(Нет голосов)
Дома
Грановитая палата

Грановитая палата

Соборная площадь

Название палаты произошло от архитектурного решения главного восточного фасада, выходящего на Соборную площадь. Он облицован белокаменными блоками, каждый из которых отесан на четыре грани.

3.3
Дома
Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы

Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы

Соборная площадь

Особое место в архитектурном ансамбле Соборной площади занимает церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, расположенная между Успенским собором и Грановитой палатой.

3.3