ENG

Не забудьте про мобильные приложения.

Петр Налич: Архитектура плюс музыка равно Москва

"В Подсосенский переулок мы переехали год назад. Сразу влюбились в это место, потому что это - настоящая старая Москва, очень много сохранилось именно в этом переулке исторической застройки. А еще - здесь гораздо тише, чем в Печатниковом и Колокольниковом", - Петр Налич приглашает прогуляться по переулкам старой Москвы, в которые влюблен с детства.
3.84
7 домов 3 часа 6,9 км
Петр Налич
Петр Налич - певец и автор песен. Сочиняет и поёт песни в стиле, который сам характеризует как «весёлые бабури». Родился в Москве, в семье архитекторов. Старший брат Павел — художник-оформитель. Помимо средней общеобразовательной школы, Петр учился в детской музыкальной школе имени Мясковского, блестяще ее окончив. После окончания школы Петр поступил в МАРХИ, параллельно обучаясь в музстудии «Орфей» и музыкальном училище им. Мерзлякова при Московской государственной консерватории (класс академического вокала). Живет в Москве.
+ -
Так случилось, что всю свою жизнь я провел в Москве, и больше чем на три недели никогда отсюда не уезжал. Поэтому отношусь к Москве ревниво, любовно и обостренно внимательно. Я радуюсь, как ребенок, если построят что-нибудь красивое или в парке поставят новые качели и ужасно злюсь, если услышу, что сносят какую-нибудь усадьбу XIX века или старую уютную завалинку. Радуюсь, когда замечаю, что власти проявили заботу о людях и когда вижу на лицах людей беззаботные улыбки. Когда по городу хочется гулять в любую погоду и в любом районе. В общем, когда в этом городе хочется жить
  • 1
    Новая Опера в Саду Эрмитаж

    Новая Опера в Саду Эрмитаж

    С удовольствием расскажу про сад Эрмитаж. На его задворках находится музыкальная школа №3 им. Мясковского - раньше называлась, сейчас, по-моему, детское музыкальное училище имени Шопена (Московский государственный колледж музыкального исполнительства имени Ф. Шопена - прим. ред). Там я проучился 8 лет, счастливо совершенно, по классу фортепиано. И был очень важный такой момент, когда уже наступала весна, становилось тепло, и после занятий (особенно после сольфеджио и музлитературы, когда вся компания освобождалась вместе) мы с друзьями перелезали через высоченный забор - было очень трудно через него перелезть, потому что снизу кирпичная часть, а дальше еще решетка метра полтора. Часто ее мазали каким-то дегтем, чтобы дети не лазали, какие-то невидимые люди с той стороны с нами боролись. Но это же тогда главным было для нас в жизни - перелезть через этот забор, поэтому, конечно, мы находили какие-то лазейки, придумывали какие-то способы миновать этот деготь, перелезали. В саду вместо эстрады тогда была просто полянка - между Чайковским и Глинкой. И мы там всегда играли в футбол - такая у нас была традиция. Потом я оттуда пешочком по Каретному Ряду, по Петровке, по Кузнецкому мосту, Камергерскому переулку шел домой на Тверскую, где жил. ...Подробнее

    По Каретному ряду, Петровке доходим до Кузнецкого моста, поворачиваем направо и поднимаемся до Тверской улицы
  • 2

    Жилой дом, арх. А.Г. Мордвинов

    До переезда в Колокольников переулок мы жили на Тверской, там была большая, но очень странная квартира. Это дом, если не ошибаюсь, 30-х годов. Огромная прихожая, две комнаты - такие «барские» - 25 и 30 метров - выходили на Тверскую, а маленькая кухня и маленькая комната при ней - для прислуги, выходили во двор. Двор был совершенно не зеленый. Несмотря на то, что квартира была большая, наша семья в ней не помещалась. ...Подробнее

    По Камергерскому переулку и Кузнецкому Мосту идем до Рождественки, сворачиваем налево, в сторону бульваров и идем до Трубной площади и Печатникова переулка
  • 3

    Дом Петра Сысоева ("Дом с кариатидами")

    В 1998-ом мы разъехались с моей бабушкой и переехали в Колокольников переулок. Там квартира меньше, но зато она была уже 4-комнатная, прихожая маленькая, все очень маленькое, но зато очень уютное. Квартира окнами аж на три стороны выходит. Там сейчас живут мои родители. Потрясающий вид открывается из кухни, из ванной и из одной из комнат. Как правило, в ванной я вставал с мольбертом и рисовал всякие картины. Потому что вид был - просто готовая постановка: дворик, несколько деревьев, низкий дом двухэтажный. Он сейчас еще жив, но уже разваливается, и я надеюсь, что кто-нибудь за него все-таки возьмется. И дальше - следующая застройка - дома, которые выходят в Печатников переулок, и дом высокий - выходит на Рождественский бульвар. Такая панорама получалась - очень графичная, живописная, и я все время ее рисовал. Вообще, этот дворик совершенно потрясающий, он еще жив, но дом находится в полуразобранном состоянии, он нежилой, весь какой-то замусоренный. А когда в нем люди жили, было очень красиво. Там было старое дерево, скамейка стояла, и постоянно студенты ходили рисовали, на эти крыши все залезали, из окна можно было наблюдать всякие романтические сцены, это было очень здорово. К сожалению, дом который стоит рядом, разрушили, оставив только фасад, хотели его восстановить, но сделали очень плохо - какие-то балкончики приделали, окошечки… В общем, попытка сделать «среднюю дворцовую архитектуру» - это бич московский, к сожалению, архитекторы не справились с этим. Еще в Печатниковом переулке раньше был совершенно прекрасный комплекс старых домов, который уже был нежилым, когда мы туда переехали. Но однажды мы с братом Пашей туда залезли, и увидели там росписи - видимо, какие-то художники еще в 90-е годы там коммуной жили. Это была довольно распространенная практика, когда художники просто самозаселялись и жили в таких вот домах. Там везде было написано, что это место называется «Отель «Роза». Там были росписи, какие-то стихи на французском языке, в общем, было очень поэтично. И там был двор с огромным старым тополем, который мы тоже рисовали, будучи студентами МАРХИ. Но, к сожалению, потом это все снесли и построили что-то, похожее на нечто… В общем, ерунду какую-то в псевдоклассическом стиле. ...Подробнее

    Проходим на Рождественский бульвар, погуляем по нему.
  • 4
    Дом графини Е. П. Растопчиной

    Дом графини Е. П. Растопчиной

    В этом же районе был еще чудесный туалет вместо ресторана на Рождественском бульваре - «туалет Кринского». Вообще, на Рождественском бульваре было немало выпито портвейна, песен спето, танцев станцовано - это точка между моим домом и архитектурным институтом. Часто мы шли и оседали на Рождественском бульваре - веселились, пели, танцевали, выпивали. И это, конечно, была очень важная точка. И сейчас там очень многие бывшие студенты МАРХИ собираются. P.S. Исторически этот бульвар связан с именем Лермонтова, который, судя по его характеру, студентов вполне бы одобрил (прим. редакции). ...Подробнее

    По бульварам доходим до Покровского, там сворачиваем в Казарменный переулок и выходим в Подсосенский
  • 5

    Доходный дом архитектора Г.И. Макаева

    В Подсосенский переулок мы переехали год назад. Сразу влюбились в это место, потому что это - настоящая старая Москва, очень много сохранилось именно в этом переулке исторической застройки. А еще - здесь гораздо тише, чем в Печатниковом и Колокольниковом. Там, видимо, много учреждений, и вообще серьезный трафик. А здесь, даже когда еще не ввели платные парковки, можно было найти место припарковаться, что в том районе было совершенно нереально. Мы влюбились в это место, в палисадник перед домом и стали осваивать пространство вокруг. Конечно, площадь пяти углов, Лялин переулок - это мы знали всегда, здесь много гуляли, это было такое знаковое место, и всегда оно ассоциировалось с Питером. Вообще, вот такое соединение пяти улиц всегда, конечно, является неким средоточием энергий. Дом Макаева - это для меня островок Питера. В Питере очень много такой архитектуры - такого «махрового» русского модерна, в Москве меньше. И это очень приятный момент - потому что вдруг - раз, и в Питере оказался. И вот эти все массивные растительные орнаменты - камнеобразные, эпические контрфорсы, кронштейны - очень здорово, что все это есть. Я только сетую на то, что люди, которые там живут, совершенно не обращают внимания на то, какие должны стоять оконные переплеты. Очень важно выдерживать тот проект, который был. Люди явно ценят то, что живут в таком доме, но почему-то берут и вставляют пластиковые стеклопакеты. Изнутри - нормально все, а снаружи… И жильцам просто в голову не приходит, что это важно. Ну и, конечно, должны задуматься о своем поведении люди, которые в таких домах вывешивают кондиционеры. Понятно, если окна выходят на Третье кольцо, их трудно в чем-то упрекать. А вот когда люди живут в таком переулке, мне кажется, можно что-то придумать. ...Подробнее

    По Подсосенскому переулку идем почти до пересечения с Барашевским переулком
  • 6

    Церковь Введения в Барашах

    Когда переехали, влюбились сразу, конечно, и в церковь - в Барашах. Приглянулась она нам прекрасной архитектурой своей. Вот это русское барокко - в ней это смотрится фантастически. Есть церкви в стиле русского барокко, всякого строгановского или Филевская церковь знаменитая, которые не вызывают у меня такого вот экстаза. А в этой есть какое-то соединение уютного наслоения ассиметричного, традиционного для старых русских церквей, рискну сказать - для псковской архитектуры, и соединение московской такой изразцовой мелочевки симпатичной именно с барокко. И то, что она такая вся разнообразная, разветвленная в разные стороны, непонятная - это очень здорово, живописно. Еще знаковый момент, мне кажется, что ограду храма восстановили явно по старым чертежам, с настоящим белым камнем - это настоящий известняк - это очень здорово, что люди так к этому относятся и восстанавливают. И, конечно, очень важный момент, что эти люди, наконец, посадили сосны в Подсосенском переулке. Потому что раньше ни одной сосны здесь не было. И, видимо, они тоже, судя по возрасту сосен, лет пять назад задались этим вопросом и высадили целую рощу у себя на территории, так что теперь у нас настоящий Подсосенский переулок. Там же рядом большая церковь со снесенным куполом, переделанная под отделение милиции. И мы уже как-то обсуждали, как чудесно было бы, если бы восстановили купол, потому что он закрывает перспективу с Маросейки и Покровки, если оттуда ехать. Но почему-то милиция купол не восстанавливает. Пусть бы сделали здание так, как оно должно выглядеть, и пускай там сидит милиция и занимается своими милицейскими делами. ...Подробнее

    Возвращаемся по Подсосенскому переулку обратно, до улицы Воронцово Поле. На ней поворачиваем направо, идем до дома 10.
  • 7

    Усадьба фон Вогау

    Улица Воронцово Поле знаменита тем, что с нее открываются чудесные перспективы. Раньше был только Василий Блаженный и колокольня Ивана Великого, а теперь еще и Москва-Сити их оттеняет. Преемственность поколений налицо, как на плакатах рисовали - «Вчера, сегодня, завтра». Такая живая иллюстрация. Вообще, улица потрясающая, там огромное количество усадеб сохранено, какие-то даже восстанавливаются, и, надеюсь, что будут восстановлены бережно, не просто тяп-ляп, а будет сделано, как было, хорошо и красиво и максимально приближаясь по материалам, это очень важно. Мне очень нравится здание 1918-го года, физико-химический институт - это такой замок, перед ним - липы, ограда, в глубине такой замок сумрачный, совершенно какая-то рыцарская история - огромные безпереплетные окна - такой образ тонкий, интересный. Мне кажется, в Москве очень немного зданий именно такого периода - он не конструктивистский, не сталинский ампир, не эклектика,  не модерн - в общем, такой московский арт-деко. Тоже очень хочется, чтобы его восстановили, там совершенно замечательные надписи, лепнина вся вот эта информативная, доски висят памятные. ...Подробнее

    Наша прогулка окончена!
Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Дом Лансере

Дом Лансере

Милютинский пер., д. 20/2

Важная огневая точка революции 1917 г., этот дом вошел в историю как дом творческой семьи Лансере, потомки которой живут в доме и поныне. Когда звучат музы — пушки молчат!..

3.63
Музеи
Пока нет
изображения

Музей московского художественного академического театра

Музей МХАТ был создан в 1923 году и первоначально располагался в помещении МХАТ в проезде Художественного театра.

В 1947 году музею было предоставлено отдельное помещение в доме № 3а.

Музей является историко-архивным и культурно-просветительским учреждением российского значения, собирает, хранит, изучает и популяризирует материалы и документы, связанные с историей и современностью МХАТ и его деятелей. Обладает уникальным собранием документальных фондов, сценических костюмов и макетов, театральной живописи, графики и скульптуры, мемориальных вещей, театральных реликвий.

Музей МХАТ размещается в доме 3а по Камергерскому переулку. На четвертом этаже расположены дирекция, научные отделы и читальный зал. Экспозиция расположена на втором этаже в здании театра, вход через подъезд Малой сцены.

Экспозиция музея открыта для зрителей спектакля с 18:15 до начала спектакля и в антракте.

Музей доступен для лиц с нарушением умственного развития и для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для них проводятся лекции и экскурсии.

(Нет голосов)
Дома
Городская усадьба О.И.Бове - Н.А.Терентьева, XIX в. - нач. XX в., архитекторы О.И.Бове, П.Давыдов, гражданский инженер И.А.Иванов-Шиц

Городская усадьба О.И.Бове - Н.А.Терентьева, XIX в. - нач. XX в., архитекторы О.И.Бове, П.Давыдов, гражданский инженер И.А.Иванов-Шиц

Петровский пер., д. 8, стр. 1, 2

Небольшая трасса Петровского переулка достаточно любопытна в историческом отношении, поскольку соединяет две достаточно старые улицы Москвы в границах Бульварного кольца (исторический район Белый город): Большую Дмитровку и Петровку.

(Нет голосов)
Территории
Ильинский сквер

Ильинский сквер

Одна из старейших зеленых зон в центре Москвы, памятник садово-паркового искусства.

(Нет голосов)
Дома
Усадьба Милютиных

Усадьба Милютиных

Милютинский пер., д. 14

Стремительно уходящая под натиском нового атмосфера, еще дышащая «мануфактурной империей» Милютиных и символизмом родившегося здесь Валерия Брюсова.

3.64
Дома
Жилой дом для сотрудников НКВД

Жилой дом для сотрудников НКВД

Большой Златоустинский пер., д. 3/5

Этот комплекс был выстроен через год после сноса Златоустовского монастыря, на месте его собора и колокольни.

3.33
Дома
Дом В.П. Разумовской

Дом В.П. Разумовской

Ул. Маросейка, д. 2

В конце XVIII столетия обширное владение на углу Маросейки и Лубянского проезда перешло к В. П. Разумовской (Шереметевой). И графиня в 1779 году отстраивает здесь дворец. Его можно смело назвать «памятником нелюбви».

4.01
Дома
Доходный дом Мишина

Доходный дом Мишина

Мясницкая ул., д. 18

Настоящим сокровищем дома является деревянный резной с росписью потолок в одном из кабинетов.

3.52
Дома
Дом Жолтовского на Моховой

Дом Жолтовского на Моховой

Моховая ул., д. 13, стр. 1

Жилой дом на Моховой  улице построен в 1934 году знаменитым архитектором И.В.Жолтовским.

3.3
Дома
Доходный дом Московского товарищества ссуды под заклад

Доходный дом Московского товарищества ссуды под заклад

Ул. Большая Дмитровка, д. 22

Богатейшая история участка, на котором стоит один из самых, пожалуй, красивых доходных домов Большой Дмитровки, начинается с 1744 года.

5
Дома
Здание МХТ

Здание МХТ

Камергерский переулок, д. 3

По рисункам Шехтеля отделали интерьеры и все убранство - вплоть до занавеса и надписей.

3.66
Дома
Жилой дом, арх. А.Г. Мордвинов

Жилой дом, арх. А.Г. Мордвинов

Ул. Тверская, д. 4

Новый стиль, новаторский метод постройки на обновленной, парадной улице Горького: дом был призван и обречен стать зримым символом новой эпохи.

3.9