ENG

Не забудьте про мобильные приложения.

Поварская и окрестности в кино

Поварская и ее окрестности – один из немногих уголков Москвы, который сохранился удивительным образом, здесь, в естественных декорациях, легко можно снимать фильмы, действие которых происходит как в наши дни, так и в 19 веке. Недаром в одном из своих интервью знаменитый кинорежиссер Карен Шахназаров назвал Поварскую одной из любимых улиц. Прогуляемся по Поварской в кинофильмах.
3.45
Поварская ул., д. 5 - Хлебный пер., д. 2/3
12 домов 1 час 2,5 км
Татьяна Воронцова
Редактор и ведущая прогулок проекта «ПрогулКИНО». На своих экскурсиях и лекциях я стараюсь показывать ту Москву, которую видели режиссеры и операторы через прицел кинокамеры 20, 30, 40 и даже 100 лет назад и которую, увы, порой теперь можно увидеть только на кинокадрах.

Поварская и ее окрестности – один из немногих уголков Москвы, который сохранился удивительным образом, здесь, в естественных декорациях, легко можно снимать фильмы, действие которых происходит как в наши дни, так и в 19 веке. Недаром в одном из своих интервью знаменитый кинорежиссер Карен Шахназаров назвал Поварскую одной из любимых улиц.

Начинаем мы от церкви Симеона Столпника, что стоит на развилке Нового Арбата и Поварской. Этот храм, построенный в 17 веке, настоящий киногерой, засветившийся едва ли не в двух десятках художественных фильмов. Некогда купола церкви господствовали над окружающими кварталами, а теперь среди прилегающей застройки она кажется миниатюрной и даже несколько сувенирной… Неслучайно ее так любят наши киношники – она нередко попадает в кадр, когда надо показать Москву, в которой новое соседствует с редкостной стариной. И даже если у стен храма не разворачивается ключевое действие сюжета, мы видим храм, как символ Москвы. Вспомним, пожалуй, самые известные кинокартины. Все кадры из фильмов мы снабдили подробными комментариями.

+ -
  • 1

    Церковь Симеона Столпника на Поварской

    Первый фильм, непосредственно связанный с храмом, - это "Иван Васильевич меняет профессию" (1973). Мимо церкви едут скорая и милиция к царю, там же проезжает Якин со своей новой пассией.  Вообще, нас всячески пытаются убедить, что квартира Шурика, в которой прячется заблудившийся во времени Иван Грозный, находится на проспекте Калинина (Новый Арбат), однако это не так – дом с машиной времени находился на Новокузнецкой улице. Здесь же у церкви Симеона Столпника прогуливался Мимино в ожидании вечерней встречи с Ларисой Ивановной. Мимо церкви  проезжали герои фильмов «Романс о влюбленных» и «Белорусский вокзал». Рядом проходили демонстранты в фильме «Москва любовь моя». Ну и наконец, неподалеку от храма встречались пособники шпионов в фильме «Конец операции резидент». ...Подробнее

    Идем по Поварской улице к дому 11
  • 2

    Главный дом городской усадьбы

    В центре нашего внимания старая дворянская усадьба. И снова «Мимино».  Здесь по сюжету фильма располагается военное ведомство, в которое приезжают герои Е. Леонова и В. Кикабидзе, чтобы устроить через знакомых Мимино в большую авиацию. На самом деле никаких военных ведомств здесь не было. Сразу после революции здесь расположился 6 Дом Советов, затем коммунальные квартиры, а позже здесь разместилось издание «Советский писатель». Еще один фильм, который снимали во дворе этой усадьбы - «Фокусник». Кинокартина, помимо сюжета, интересна натурными съемками, которые велись в этом районе как раз в тот момент, когда строился Новый Арбат. В кадре мы видим обширный двор и ворота. ...Подробнее

    Смотрим напротив
  • 3

    Особняк Саарбекова

    Камера поворачивается в сторону улицы, и на заднем плане мы видим очень интересное здание - особняк известного московского промышленника Моисея Саарбекова.

    По Поварской доходим до перекрестка, поворачиваем в Б. Ржевский, оттуда - налево, на М. Молчановку к дому 8
  • 4

    Дом со львами

    Знаменитый Дом со львами – доходный дом Гордон. Большое и представительное здание, также любимое киношниками. А у львов, сидящих у парадной, есть очень интересные загадки, которые можно разгадать, лишь прибегнув к помощи кинокадров. Посмотрите на кинокадры к маршруту выше, которые мы специально зафиксировали для вас. Первый кадр из х/ф «Офицеры». Действие фильма начинается в Москве. Первая встреча главных героев в послереволюционной Москве. Алексей Трофимов (Георгий Юматов) спасает Любу (Алина Покровская) от бандита. Обратите внимание на львов. У них есть клыки и щиты. С клыками все просто – это киношная бутафория, сделанная ради кадров во второй части фильма. Середина 1950-х. Алексей и Люба воспитывают внука: - Вот эти львы, Вань! - Тоже мне львы. У них клыков-то нет. - Не скажи, брат. Это не просто львы, это знаменитые львы. Знаешь… - Все знаю: и как ты бабушке полено от самых Хамовников волок, и про красные штаны знаю. Мне бабушка про это тысячи раз рассказывала. Дед, ну, пойдем лучше в зоопарк. И действительно - клыков уже нет! Оказывается, что когда-то по воле киношников львы лишились не только зубов, но и щитов. В фильме Гайдая «12 стульев», который, кстати, как и «Офицеры», снят в 1971 году, львы уже без щитов, с забавно поднятыми лапами. В кадре, где поэт Ляпис-Трубецкой доставляет с помощью уличного мальчишки, купленный только что на аукционе, стул, мы снова видим в кадре львов. По словам старожилов этого дома фактически с момента постройки здания существовала традиция фотографировать детей, живущих здесь, рядом со львами. И вот если на довоенных фотографиях львы со щитами, то после окончания ВОВ, щитов уже нет. Есть домовая легенда, повествующая о том, что в 1941 году, во время авианалетов жильцы боялись не только за свою жизнь, но и очень переживали за символ жилища – львов. В итоге их решили спрятать в ближайшем бомбоубежище, но оторвать их от пьедестала, не расколов щиты не представлялось возможным. И ими пришлось пожертвовать. Львов спасли, но в 1943 дому львы вернулись на свой пост уже без щитов. Есть и другая версия: щиты убрали в 1947-м, разглядев на них масонские символы – тогда в стране развернулась очередная волна борьбы с космополитизмом. Так или иначе, к началу 1950-х львы остались без щитов, и подтверждение этому можно найти в фильме 1958 года «Девушка без адреса». Несмотря на заявленный адрес (Новоспасский тупик, 1/3), эпизод фильма, где влюбленный Павел (Николай Рыбников) блуждает по коммунальной квартире в поисках Кати Ивановой, снимался на Малой Молчановке, именно здесь. И вот мы видим, что в конце 1950х львы были уже без щитов (да и без зубов, кстати). Так что можно сделать вывод, что и клыки, и щиты в «Офицерах» - это всего-навсего киношная бутафория. На самом деле, щиты ко львам вернулись всего несколько лет назад, когда дом переживал последний капитальный ремонт. ...Подробнее

    Через узкую дворовую дорожку попадаем на Б. Молчановку
  • 5

    Доходные дома, нач. XX века

    Еще один кадр из х/ф "Фокусник". Герои стоят в арке старого доходного дома, а на заднем плане мы видим, как строятся "книжки" Нового Арбата.

    Далее двигаемся к Борисоглебскому и по нему возвращаемся на Поварскую
  • 6

    Российская академия музыки им. Гнесиных

    Перед нами комплекс зданий Гнесинки. Это место очень хорошо отображено в фильме «Приходите завтра» Именно в это здание приходит Фрося Бурлакова в надежде получить музыкальное образование, именно здесь ждет профессора, и именно отсюда тот уезжает на автобусе в сторону Площади Восстания. Здесь в кадр попали снесенные в 1970-е особнячки, на месте которых нынче раскинулся скверик с памятником Бунину. ...Подробнее

    Двигаемся дальше по Поварской в сторону Садового кольца
  • 7

    Клуб Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев

    Здание строилось как клуб для общества Политкаторжан, но сразу после открытия функционировало как кинотеатр с претенциозным названием «Первый». С 1946 года - это  «Дом киноактера», в котором проводились творческие вечера, шумные кинопремьеры и кинофестивали. Именно этот момент жизни здания отражен в х/ф «Москва слезам не верит». Здесь проходит фестиваль французских фильмов, здесь главные героини видят кинозвезд 1950-х и знакомятся со Смоктуновским. Кстати, режиссер фильма Владимир Меньшов в своих интервью не раз говорил, что именно этот эпизод  стал отправным при съемках фильма: его не было в сценарии, но Меньшов решил - именно парадная лестница бывшего дома киноактера с кинозвездами той поры станет очень ярким маркером времени и зритель поверит, что действие происходит именно в 1950-е. Еще один фильм, в котором фигурирует нынешний Театр Киноактера, все те же гайдаевские "12 стульев". Здесь располагался клуб железнодорожников, построенный на деньги, вырученные за сокровища, хранившиеся в 12-м стуле. Именно сюда приходит Киса Воробьянинов в финале фильма. ...Подробнее

    Переходим к зданию напротив
  • 8
    Поварская, 35

    Поварская, 35

    Здание на углу с Садовым кольцом в народе называется «домом писателей». Здесь жил Сергей Михалков. Дом на самом деле состоит из нескольких домов: здание 19-го века, доходный дом начала 20 века и даже конструктивистский дом 20-х годов. Изначально это три самостоятельных здания, попавших под план реконструкции площади Восстания. Поскольку все они были в хорошем состоянии, их решили объединить единым фасадом. Здание славится своей нелогичной нумерацией квартир и подъездов. Забавные воспоминания о визите в этот дом есть в книге режиссера х/ф «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии: «Как-то после вечерних съемок на студийной машине мы с Никитой ехали домой. На съемках я поливал из шланга асфальт, чтобы в нем отражались фонари, промок и замерз. По дороге хотел купить водки, но все рестораны и магазины были уже закрыты – 23.15. Сначала завезли Никиту на Воровского. - Никита, вынеси грамм 100 водки, – попросил я, - а то простужусь. Самому в такое время заходить в дом и просить водку было уже неприлично. Никита вынес мне от души – полный стакан. А через несколько дней меня встретил его папа – Сергей Владимирович Михалков: «Ты соображаешь, что ты делаешь?! У меня инфаркт мог быть! Лежу, засыпаю – вдруг открывается дверь, на цыпочках входит мой ребенок, открывает бар, берет водку, наливает полный стакан и на цыпочках уходит… И я в ужасе: пропал мальчик, по ночам водку стаканами пьет!» ...Подробнее

    Возвращаемся немного назад и поворачиваем во второй переулок налево - Скатертный
  • 9
    Большая Никитская ул., д. 43

    Большая Никитская ул., д. 43

    Перед нами типовой дом, 1970-х годов постройки. Элитное жилье советских времен. И именно в этом доме живет директор статистического учреждения товарищ Калугина. Помните эпизод, когда недотепа Новосельцев приглашен в гости: в кадре мы можем увидеть окрестности и даже вычислить балкон, на котором Людмила Прокофьевна хранила огурчики и другие разносолы! ...Подробнее

    Продолжаем движение по Скатертному до перекрестка с Малым Ржевским
  • 10
    Скатерный пер., д. 18

    Скатерный пер., д. 18

    Здесь, на месте современного здания по адресу Скатертный переулок, д. 18, еще совсем недавно стояло типовое кафе 1970-х годов. В этом кафе пили кофе и грелись юные влюбленные герои кинофильма «Вам и не снилось». Вот интересный кадр около кафе: само кафе справа в кадре, слева, в углу, кирпичная многоэтажка (Б. Никитская, 37). Любопытно, что перспективу переулка не замыкает колокольня церкви Большого Вознесения, действительно, не многие теперь вспомнят, что построена она была только в 2004 году. ...Подробнее

    Уходим направо в Малый Ржевский переулок
  • 11

    Дом С. У. Соловьева

    В этом здании, на конспиративной квартире гестапо содержалась радистка Кэт. В фильме «17 мгновений весны» мы можем увидеть и сам особняк, и его интересные детали (почтовый ящик - летучую мышь, саблезубого каменного льва). Известный факт, что фильм снимали в Прибалтике и ГДР, но далеко не все знают, что огромное количество сцен снято в столице. В фильме можно увидеть Рижский вокзал и библиотеку Черткова на Мясницкой, Челобитьевское шоссе и культовое кафе 1970-х «Лира», подмосковную усадьбу Архангельское-Тюриково и этот замечательный особняк на углу Хлебного и Малого Ржевского переулков. ...Подробнее

    Уходим налево в Хлебный переулок
  • 12

    Усадьба Камынина

    У стен этого замечательного классического ансамбля заканчивается автомобильная погоня в фильме «Петровка, 38».

    Завершим здесь нашу кинопрогулку и мы
Чтобы оставить комментарий вам необходимо или