ENG

Не забудьте про мобильные приложения.

Рождественка с Петром Кулешовым

Прогулка с ведущим интеллектуального телешоу «Своя игра» Петром Кулешовым по Рождественке. Предоставлена журналом "Московское наследие" и проектом "Выход в город".
3.42
Ул. Рождественка, д. 20/8 - Ул. Рождественка, д. 15/8
13 домов 1 час 30 минут 1,3 км
Петр Кулешов
Петр Кулешов - российский телеведущий и актёр. Наиболее известен как бессменный ведущий интеллектуальной телевикторины "Своя игра". В 2005 году Кулешов стал лауреатом премии «ТЭФИ» в номинации «ведущий телевизионной игры». Для журнала "Московское наследие" подготовил маршрут прогулки по улице Рождественке, который мы и представляем вашему вниманию. Маршрут подготовлен для публикации Департаментом культурного наследия города Москвы.
+ -
Улица Рождественка небольшая – всего 770 метров; она соединяет между собой Рождественский бульвар и Театральный проезд. На ней находится сакральное московское место – монастырь Рождества Пречистой Богородицы, который и дал название улице. Поэтому логично отсюда, с конца четной стороны улицы, и начать прогулку по ней.
  • 1

    Рождественский монастырь

    Древнейший женский монастырь Москвы занимает весь квартал от Большого Кисельного переулка до Рождественского бульвара. Монастырь был основан в 1386-м и некоторое время находился на территории Кремля. Главный собор монастыря на его нынешнем месте – одно из старейших сооружений Москвы. Построен он в 1505 году. Церковь Иоанна Златоуста возведена в 1677 году, колокольня, выходящая на Рождественку, – в 1835-м по проекту архитектора Козловского, храм Казанской иконы Божией Матери с новой трапезной палатой по проекту архитектора Виноградова – в 1904–1906 годах. Но даже более этой образцовой для каждого века существования монастыря архитектуры интересна его история в женских судьбах. Основательница монастыря – супруга князя Андрея Серпуховского и мать князя Владимира Храброго – княгиня Мария Константиновна, которая постриглась здесь в монахини перед смертью в 1389 году под именем Марфы. Князь Андрей умер еще молодым человеком на 21 году жизни от моровой язвы, духовную грамоту не оставил, так как некому было завещать, а его жена Мария, дочь Галицкого князя, если оставалась бездетной княжьей вдовой, должна была отправиться в монастырь или обратно в отцово княжество. Но после смерти мужа оказалось, что она ждала ребенка. Хотя и проплакала в молитвах 17-летняя княжна сорок дней, родился здоровенький мальчик – будущий Владимир Храбрый. Спустя 50 лет в этот же монастырь пострижется под именем Евпраксии невестка Марии – Елена Ольгердовна. Из завещания Владимира Храброго видно, с какой любовью и доверием относился князь к своей супруге Елене. Ей он отказывает самые доходные места из Московского удела: треть тамги, гостиный доход, серебряное литье, а также стадо седельное, кобыльное и т. д. Кроме доходных дел князь завещал Елене решать все споры между детьми. Княгиня переживет своего мужа почти на тридцать лет, и, как ни печально, многих своих сыновей, а в конце жизненного пути в 1452 году напишет завещание, в котором большие дары получат Рождественский монастырь, а также Архангельский собор, где покоился прах ее мужа. Монастырские стены помнят, однако, и гораздо менее счастливые истории. Здесь, к примеру, была насильно пострижена под именем Софии жена Василия Третьего Соломония Сабурова. Она жила в обители до перевода в суздальский Покровский монастырь. В 1922 году монастырь был закрыт, в кельях устроили коммунальные квартиры, и некоторым монахиням разрешили остаться в бывшей обители. Потрясающий факт: две инокини жили на территории бывшего монастыря до конца 1970-х годов! Монастырь был возрожден 16 июля 1993 года. И вот информация, которая, возможно, для кого-то будет иметь практическое значение: не так давно при нем открылась бесплатная женская трехгодичная церковно-певческая школа. ...Подробнее

    Идем по четной стороне улицы до дома 12
  • 2
    Доходный дом А.Н. Прибылова

    Доходный дом А.Н. Прибылова

    Усадьба XVIII века была перестроена в 1895 году И.А. Ивановым-Шицем в доходный дом Прибылова, в котором жил, среди прочих именитостей, художник В.В. Верещагин. Ну а после революции бывшая усадьба и бывший доходный дом стали научным офисом – в общем-то, типичная московская домовая история. Разместившийся в историческом здании Институт востоковедения РАН появился как таковой в 1818 году по инициативе графа Уварова. Долгое время в его научном арсенале значились разве что разовые исследования небольшой группы единомышленников, которые ютились в Азиатском музее, находящемся в Санкт-Петербурге в здании Кунсткамеры Императорской академии наук. В столицу уже в качестве отдельного института отдел РАН по востоковедению переехал в советский период. Тогда перед историками и учеными была поставлена конкретная цель – наладить контакт с иностранцами, дабы пропагандировать Советскую республику. Большая цель – большая «жилплощадь»: институту было выделено отдельное респектабельное здание на улице Рождественка. ...Подробнее

    Продолжаем прогулку по Рождественке. Остановимся на углу улицы и Варсонофьевского переулка
  • 3

    Городская усадьба Я.И. Чекойского – М.С. Калмыкова – В.С. Мышецкого

    Дом интересен прежде всего личностью своего создателя – архитектора М.А. Арсеньева. О нем, правда, известно, не так уж и много, хотя он внес немалый вклад в московскую летопись в камне. Родился 27 февраля 1837 года. Состоял на военной службе, являлся вольноприходящим студентом Императорской Академии художеств. В 1866 году, когда ему не было еще и 30 лет, получил от ИАХ звание – послушайте, как не по-сегодняшнему красиво звучит! – свободного художника архитектуры. Состоял в Московском Архитектурном обществе членом-соревнователем. В 1894 году работал архитектором при Братолюбивом обществе снабжения в Москве неимущих квартирами – была когда-то в нашем городе и такая организация. Что же касается его профессиональных заслуг, то они намного щедрее дошедших до нас сведений об архитекторе. Его авторству принадлежит более двух десятков красивых зданий, доживших до нашего времени, – от доходных владений по всему центру Москвы до фирсановского дома призрения с домовой церковью и потрясающими воротами в неорусском стиле. ...Подробнее

    Наш следующий объект - красивое здание на углу Рождественки и Кузнецкого моста
  • 4

    Московский Международный торгово-промышленный банк Л.С. Полякова

    Здесь сегодня размещается головной офис Банка Москвы, и это тот нечастый для нашего города случай, когда старинное здание сохранило свое изначальное функциональное назначение. Даже в советское время в нем тоже всегда селились банковские учреждения. В 1990-м владельцем здания стал Мосбизнесбанк, на средства которого в 1995 году архитектором В.А. Боевым была сделана первая с момента постройки дома реставрация. Но мы, однако, уже забежали на века вперед. Владение это известно с 1770-х годов и принадлежало, как и большинство соседних участков, графу И.И. Воронцову. В самом конце столетия оно, поделенное на несколько частей, имело уже разных хозяев, сменявших друг друга, пока весь участок в 1875 году не перешел к первогильдейскому купцу И.Г. Фирсанову, а позже – к его дочери Вере Фирсановой-Ганецкой. Об этой легендарной во многих отношениях москвичке стоит сказать особо. Отец выдал по собственному разумению единственную дочь за некоего Воронина, служившего в Учетном банке, где предприниматель хранил свои сбережения. Воронин держал молодую жену взаперти, отличался завидной скупостью. После смерти родителя Вера Ивановна получила огромное наследство, возглавила семейное дело и развелась с мужем, уплатив тому миллион рублей за принятие им на себя вины. В 1881 году предпринимательница вошла в распорядительный комитет Московского попечительского общества. На деньги Фирсановой архитектором М.А. Арсеньевым был построен уже упомянутый выше Дом для вдов и сирот, который Вера Ивановна передала в дар Комитету братолюбивого общества, находившемуся под патронажем императрицы. Принадлежащую ей деревню Середниково Фирсанова превратила в настоящий подмосковный культурный центр: здесь давали концерты певец Федор Шаляпин, композиторы Сергей Рахманинов и Георгий Конюс, бывали художники Валентин Серов и Константин Юон. В 1893 году на деньги и по ходатайству Фирсановой рядом с имением был открыт полустанок Николаевской железной дороги (нынешняя платформа «Фирсановка»). Сандуновские бани и Петровский пассаж (в момент открытия получил название Фирсановского пассажа) тоже украсили Москву благодаря ей. После революции В.И. Ганецкой была отведена одна комната в коммунальной квартире в доме на Арбате, который ранее целиком принадлежал ей. В последние годы она работала гримершей в одном из московских театров. В 1928 году Шаляпин подготовил и переправил в Москву необходимые документы и деньги для выезда Веры Ивановны в Париж, где она скончалась в 1934 году. Возвратимся, однако, в середину 1890-х, когда Фирсанова продала свое владение на Рождественке Московскому международному торговому банку, основанному Л.С. Поляковым. Личность тоже легендарная и масштабная во всех отношениях: концессионер при строительстве железных дорог, создатель целого ряда российских банков, наконец, тайный советник, пожалованный потомственным дворянством. Бизнес Полякова процветал вплоть до начала ХХ века. Но вследствие разразившегося тогда кризиса его финансовое положение серьезно пошатнулось. Принадлежавшие ему банки были спасены все-таки от банкротства крупной ссудой Государственного банка, но сам Поляков был полностью отстранен от всяких промышленных и банковских дел. Несколько его банков, в том числе и Московский международный торговый, слили в Соединенный банк, который находился в здании на углу Рождественки вплоть до революции. Здание было построено архитектором Эйбушицем в 1898 году. Архитектурным прототипом возведенного в стиле ренессанса дома послужило здание банка Святого Духа в Риме. Это первое в истории архитектуры сооружение, построенное специально для банковских нужд. Московский вариант, могу сказать, ничуть не хуже. Большое полуциркульное окно над угловым входом, башнеобразный выступ четвертого этажа, облицовка песчаником, оригинальный архитектурный декор – орнамент из цинка, акцент крупной рустовкой и темной окраской на первом этаже – все это впечатляет до сих пор, работая на имидж респектабельного учреждения. Очевидно, у банковского планктона начала прошлого века рабочий ритм был не менее напряженный, чем в наши дни, и за обедом особо засиживаться не приходилось. Во всяком случае, именно так можно объяснить любопытный факт: в 1901 году на первом этаже банковского здания открылся один из самых необычных ресторанов Москвы «Квисисано», в котором полностью отсутствовала прислуга, а еда и напитки выдавались автоматическими буфетами. Это был, как бы мы сказали сейчас, ресторан быстрого питания. Заведение с этим таинственным, никак не переводимым на русский язык названием было и в Петербурге, на Невском проспекте. ...Подробнее

    Перейдем Кузнецкий мост и посмотрим на дом, за которым прячется вход в метро
  • 5

    Дом Торлецких-Захарьиных

    Это очень красивый дом, возможно, один из самых живописных в городе. Мне в нем нравится все – акцентирующие фасад ризалиты, увенчанные изящными фронтонами; лепные гирлянды, сложный рисунок переплетов полуциркульных окон, фигурные филенки на первом этаже… Исследователи считают, что дом возведен предположительно по проекту К.А. Тона, автора храма Христа Спасителя, Большого Кремлевского дворца, первого московского вокзала (ныне Ленинградского) и перестройки Малого театра. Особенности здания действительно кажутся архитектурными цитатами именно из этого великого зодчего. И в любом случае создать такой шедевр мог художник только первого ряда. Заказал строительство дома еще до Крымской войны потомственный почетный гражданин, купец 1-й гильдии, коммерции советник А.Л. Торлецкий. Торлецкие строили здания в этом квартале и владели ими на протяжении почти полувека. А в 1888 году этот дом-шедевр приобрел русский терапевт Г.А. Захарьин. Были времена, когда труд хорошего врача оплачивался настолько достойно, что тот мог себе позволить покупку элитной, говоря нынешним языком, недвижимости в самом центре Москвы. Григорий Антонович Захарьин – личность известная. Профессор медицинского факультета Московского университета, заведующий кафедрой терапии говорил о себе словами Суворова: «Ты, брат, – тактик, а я – практик». Он считается реформатором отечественного высшего медицинского образования. Во времена Захарьина в Московском университете не преподавали гинекологию, урологию, венерологию, дерматологию и оториноларингологию. Захарьин познакомился с этими медицинскими дисциплинами у корифеев Германии и Франции. По его инициативе было проведено разделение клинических дисциплин и организованы первые самостоятельные клиники детских, кожно-венерических и гинекологических заболеваний. Характер у выдающегося медика был железный. Когда его разбил апоплексический удар, он сам поставил себе диагноз, спокойно сделал все нужные распоряжения и 23 декабря 1897 года мужественно умер на 68-м году жизни. А вообще, с этим домом так или иначе связаны многие славные имена. В размещавшиеся в нем музыкальные магазины Циммермана захаживал Лев Толстой, чтобы послушать фортепьянную музыку, записанную с помощью одного из самых совершенных аппаратов того времени «Миньон». Тогда, как и сейчас, это было очень бойкое торговое место. Здесь уместно вспомнить Михаила Булгакова: «Они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота». Кстати говоря, в годы НЭПа в здании размещалось издательство «Недра», выпускавшее сочинения многих известных писателей, в том числе Михаила Булгакова, который часто сюда наведывался. ...Подробнее

    Пройдем по Рождественке дальше, пересечем Пушечную улицу и дойдем до знаменитого Детского мира
  • 6

    Детский мир

    Меня очень радует информация о том, что пятилетняя реконструкция самого знаменитого в СССР детского магазина в этом году должна все-таки завершиться. Тем более что он как таковой «закрылся» для московских ребят и их родителей не пять, а считай, все 20 лет назад. С начала 90-х приватизированный магазин начал терять свое былое очарование. Центральный зал, в котором располагался автомобильный салон, интернет-магазин, банк и прочие не ребячьи компании, вовсе не походил на волшебную территорию времен моего детства. Могу с сожалением констатировать, что целое поколение маленьких москвичей выросло без магазина, поход в который в свое время был для моих сверстников праздником. Сожалею, что магазин сменит имя – после своей реинкарнации он будет называться Центральным детским магазином на Лубянке. Вернется ли в него прежний волшебный дух – посмотрим: пока нередко встречаются негативные отзывы о том, что происходит на этом объекте. Мой «Детский мир» начали строить в 1955 году на месте снесенного Лубянского пассажа. При этом была сохранена часть прежнего здания, на которой возвели знаменитый атриум, ставший брендом универмага. Проектирование и строительство курировал сам Анастас Микоян. Автор проекта – выдающийся советский архитектор А. Душкин. У фасадов здания – двухъярусное построение. Нижняя часть на высоту четырех этажей оформлена сплошь остекленными арочными проемами; верхняя двухэтажная, имевшая форму аттика, прорезана небольшими прямоугольными окнами. Большие аркады придавали огромному сооружению легкость и приподнятость, скрывающие грандиозные масштабы сооружения, что сегодня очень ценится в современной урбанистике. Магазин вообще был устроен удивительным образом: его огромные площади никак не давили на ребят. Хорошо помню свою любимую детскую забаву: покататься в больших-пребольших лифтах, которые располагались в угловых частях здания. ...Подробнее

    Просто посмотрим на здание на нечетной стороне Рождественки, которое занимает угол улицы и Театрального проезда
  • 7
    Комплекс доходных домов и бань Хлудовых

    Комплекс доходных домов и бань Хлудовых

    Если, стоя у «Детского мира», взглянуть на противоположную сторону Рождественки, сердце опять ностальгически екнет. Вплоть до начала 1990-х годов здесь были бани, которые назывались «Центральными». Любители хорошего пара ценили их за то, что этот пар был еще и с историей, о чем напоминали многие детали. Например, диваны с высокими резными спинками, которые когда-то делили дорогую «женскую половину» на уютные отсеки с туалетными столиками и зеркалами. А начиналась не так давно прерванная столетняя банная история с того, что в конце 1870-х годов участок купил фабрикант Г.И. Хлудов. Это было издревле обжитое московское владение. При Иване III здесь стояла Пушечная изба, которая после пожара 1488 года стала именоваться Пушечным двором. Солидную конусообразную башню, обнесенную высокой стеной, разобрали в 1803–1804 годах, после чего участок приобрели грузинские цесаревичи Ираклий и Окропир Георгиевичи. Здание, которое выходит сегодня главным фасадом на Театральный проезд (строение 2), построено по заказу Хлудова в 1889 году по проекту архитектора С.С. Эйбушица. В его состав вошло здание грузинских цесаревичей. В 1893 году архитектор Л.Н. Кекушев на углу Рождественки с Театральным проездом построил для Хлудовых еще один доходный дом (строение 1). Несмотря на то что в 1934 году он был надстроен, а 2001-м пережил еще одну переделку, его фасад сохранил формы и декоративные приемы раннего московского модерна. О том, насколько в свое время считался хорошим этот доходный дом, наверное, лучше всего свидетельствует факт: в нем жил его архитектор – Л.Н. Кекушев. После завершения его трудов в одном из дворовых корпусов разместились «Русско-китайские бани», также называемые по имени владельцев Хлудовскими. Они предназначались для публики разного достатка. Цены начинались с 5 копеек в «простонародных банях» и доходили до 10 рублей в «нумере» о трех комнатах. Женское отделение за 30 копеек я уже упоминал. Имелось и аналогичное мужское с залом отдыха в мавританском стиле – диваны с бархатными подушками, ажурные медные светильники, восточные инкрустированные резные столики на восьми ножках. ...Подробнее

    Пройдем по нечетной стороне улицы Рождественки до пересечения с Пушечной улицей, нас интересует дом 5
  • 8

    Суздальское подворье

    Доходный дом Суздальского подворья в своем названии сохраняет историю застройки Рождественской улицы – когда-то (а именно в XVII веке) между современной Пушечной улицей и Кузнецким Мостом располагалось обширное подворье Суздальского архиепископа. Современное здание построено в 1886 году по проекту архитектора Московской дворцовой конторы, выпускника Московского училища живописи, ваяния и зодчества В.П. Гаврилова. О том, что баня – это наше московское все, говорят и топонимика, и статистика. Сто лет назад в Москве было девять Банных переулков и два Банных проезда, которые, конечно, получили свои названия по имеющимся на них источникам водно-парного удовольствия. Даже после появления доходных домов с ваннами в квартирах, москвичи – как толстосумы, так и бедняки – продолжали чтить традиции. В 1914-м в Москве работало 64 банных заведения. Банных дел мастер мог достаточно высоко подняться по социальной лестнице. Иван Николаевич Малышев, владелец двух банных заведений – на Третьей Мещанской и на углу Алексеевской и Красносельской – начал с выборной должности церковного старосты Старо-Екатерининской больницы, а потом пошел выше и избирался на престижный пост депутата Московской городской Думы четыре раза – с 1893 по 1908 годы. Известна также банная династия Бирюковых (4 заведения). Ее основатель Петр Федорович Бирюков родился в 1825 году. Говорили, что он выбился в хозяева из простых банщиков – так это или нет, неизвестно, но в 1865 году Бирюков подкопил достаточно деньжат, чтобы поступить во 2-ю гильдию московского купечества, где его уважали и не раз выбирали заседать от сословия в Сиротском суде и в Совете детских приютов. ...Подробнее

    Вернемся чуть назад, на том же перекрестке стоит дом 3. Именно он нас и интересует.
  • 9

    Дом страхового общества «Саламандра»

    В последней четверти XIX века дом, на месте которого сейчас располагается гостиница «Савой», принадлежал княгине Ольге Аргамаковой-Туркестановой. Род Аргамаковых был известен с XVII века. Они состояли в родстве с драматургом Денисом Ивановичем Фонвизиным, автором пьесы «Недоросль». В доме сдавались внаем меблированные комнаты, а нижние этажи занимали магазины и трактиры. Купец Генрих Гермес открыл здесь немецкий ресторан «Альпенрозе», основными посетителями которого первоначально были члены немецкого клуба, расположенного на углу Пушечной и Рождественки. Со временем «Альпенрозе» стал модным московским рестораном. Владимир Гиляровский, известный писатель и, как сейчас бы сказали, москвовед, писал о нем как о самом популярном месте в городе, где собирались после спектаклей артисты Большого и Малого театров. Именно здесь возникла идея создания знаменитого Литературно-художественного кружка, объединившего цвет московской творческой интеллигенции. В 1898 году ресторан выкупил и значительно расширил купец И.К. Петкович, изменивший его название на «Альпийскую розу». В 1909 году весь дом, включая ресторан, перешел в собственность страхового товарищества от огня «Саламандра». Товарищество, основанное еще в 1846 году, было третьим по счету страховым обществом в России, и таблички с его оригинальным девизом «Горю, но не сгораю» в то время размещались на многих московских зданиях. Название товарищества придумал брат его основателя – писатель Алексей Погорельский, автор известной повести «Черная курица». Новые владельцы решили открыть в доме фешенебельную гостиницу с кафе на первом этаже. В 1911 году под руководством архитектора Виктора Андреевича Величкина началась перестройка здания в модном тогда неоклассическом стиле с элементами ампира. Пятиэтажная гостиница была оборудована по самому последнему слову техники, олицетворяя собой комфорт и роскошь. Интерьеры ресторана, выполненные по проекту художника А. Томашки, были стилизованы под рококо. Гостиницу назвали «Савойя» – по аналогии с герцогством Савойя, располагавшимся во французских Альпах, а мифологическая, несгорающая в огне саламандра стала символом отеля. Ее изображения и сегодня можно видеть в роскошной лепнине в коридорах отеля, на коврах, на дне бассейна. В советские годы «Савой» стал первым в стране отелем, предоставлявшим услуги международного класса. В 1958 году гостиницу переименовали в «Берлин», но после реконструкции 1989 года ей возвратили историческое название. В отеле останавливались и останавливаются многие мировые знаменитости – звезды мировой оперы Лучано Паваротти, Хосе Каррерас, Монтсеррат Кабалье, Лючия Алиберти, кинозвезды Ричард Гир и Джейн Фонда, певица Патрисия Каас, скульптор Эрнст Неизвестный и другие. ...Подробнее

    Следующее владение занимает существенное место между Пушечной улицей и Кузнецким мостом
  • 10

    Торговый дом братьев Джамгаровых

    Домовладение № 7, состоящее из двух зданий, с конца 1880-х годов принадлежало одним из самых богатых людей Москвы – миллионщикам Джамгаровым. В 1874 году пятеро братьев основали один из крупнейших банкирских домов Российской империи «Джамгаровы Бр.». В 1911 году оборот их банка, располагающего собственным капиталом в пять миллионов рублей, составил 1,4 миллиарда. Для собственного проживания Джамгаровы выстроили особняк на Рождественском бульваре, а владения на Рождественке и Кузнецком Мосту превратили в доходные дома. Правая часть владения – трехэтажный дом с симметричной эклектичной композицией, центр которой обозначен барочным металлическим куполом с флюгером на мачте, был построен в 1893 году для торговых нужд (архитектор Борис Фрейденберг). Этот дом хорошо известен книголюбам. Еще при предыдущем владельце в старых зданиях здесь размещались книжные лавки, а при Джамгаровых на первом этаже дома расположился книжный магазин фирмы «М.О. Вольф». Маврикий Осипович Вольф выпускал научные труды, научно-популярные книги, художественную и детскую литературу, журналы «Вокруг света», «Новь», «Новый мир», «Задушевное слово». В магазине на Рождественке продавались отлично иллюстрированные издания большого формата: в России Вольф был, можно сказать, первооткрывателем в сегменте подарочных книг, начав с Библии и «Божественной комедии» с иллюстрациями Гюстава Доре. После революции книжный магазин стал называться «Книжная лавка писателей». Она существует до сих пор – это один из старейших книжных магазинов Москвы. Здесь также размещается магазин «Дом иностранной книги». Левая угловая часть владения была построена в 1907–1909 годах архитектором А.Э. Эрихсоном в стиле модерн. Фасад здания сейчас почти целиком занимают витрины. Интересно, что проект изначально предусматривал расположение рекламных надписей на фасадах между этажами. Как и было задумано владельцами и архитектором, в здании размещались многочисленные магазины. ...Подробнее

    И опять мы на перекрестке с Кузнецким мостом, теперь нас интересует другое здание, напротив уже осмотренного банка Полякова
  • 11

    Торговый дом Третьяковых с банком «Лионский кредит»

    В 1891 году участок был приобретен купцами-предпринимателями и меценатами братьями Павлом Михайловичем и Сергеем Михайловичем Третьяковыми. В 1892 году по их заказу было построено сохранившееся до нашего времени трехэтажное здание доходного дома, увенчанное высокими шатрами в псевдорусском стиле.Его архитектор – Александр Степанович Каминский был женат на родной сестре Третьяковых, Софье. «Семейный» зодчий рода Третьяковых был автором первого здания Третьяковской галереи, Третьяковского проезда. Впрочем, он получал заказы и от других богатейших семейств Москвы – Коншиных, Боткиных, Морозовых. Каминский обучался в Императорской Академии художеств у К.А. Тона. Как и его учитель, он не следовал единому стилю, широко используя и элементы русского зодчества, и готические мотивы. Для каждого типа здания, для каждого заказчика у него находилось свое стилевое решение. Каминский был одним из наиболее плодовитых мастеров эпохи поздней эклектики. Через его школу прошли известные впоследствии архитекторы – Е.И. Бондаренко, И.П. Машков, С.С. Эйбушиц, Ф.О. Шехтель. Счастливая творческая судьба рухнула в 1888 году – вместе с доходным домом Московского купеческого сообщества, возводимого фирмой Каминского. Архитектор был обвинен в нарушении строительных норм и приговорен к шести неделям ареста. Таким образом, доходный дом Третьяковых на Рождественке стал одной из последних построек Каминского.После постройки здание сдавалось Третьяковыми различным учреждениям. Правую часть дома занимал банк «Лионский кредит», стальные сейфы которого не имели аналогов в Москве. В этом доме работали также многочисленные магазины, в том числе популярный магазин Дациаро, торговавший литографиями, гравюрами и живописью. На третьем этаже располагались квартиры. После революции 1917 года здание было передано Наркомату юстиции, затем его занимала Генеральная прокуратура. За годы советской власти облик и интерьеры здания были сильно повреждены, однако несколько лет назад была проведена полномасштабная реставрация памятника, которая вернула ему первоначальный облик. ...Подробнее

    Двигаясь дальше по Рождественке, мы не сможем пройти мимо комплекса домов под номером 11, ныне МАРХИ
  • 12
    Ансамбль Строгановского училища

    Ансамбль Строгановского училища

    Здания Московского архитектурного института сегодня занимают часть городской усадьбы графа Ивана Илларионовича Воронцова, брата канцлера Михаила Илларионовича Воронцова, ближайшего приближенного императрицы Елизаветы Петровны. Владение Воронцова занимало огромное пространство между Кузнецким мостом и Сандуновским переулком от Рождественки до Петровки. На Рождественку выходили деревянные строения и забор с воротами, а в глубине двора виднелись большие каменные палаты. За палатами находился «регулярный» сад с прудами и беседками на высоком берегу Неглинной. По улицам Петровке, Кузнецкому Мосту и переулкам это владение заканчивалось дворовыми строениями. В 1770-х годах М.Ф. Казаков (по другим источникам – К.И. Бланк) возвел для графа вместо старых палат новый дом в классическом стиле, разместив по сторонам парадного двора флигели, торцевым фасадом обращенные к улице. В первой половине XIX века усадьба перестала быть частным владением: здесь разместилась Московская медико-хирургическая академия. В 1880 году на Рождественку переехало Строгановское художественно-промышленное училище. Главный дом перестроили, в нем открылся бесплатный художественный музей, обладавший богатыми коллекциями. При перестройке в 1890-х годах в декоре фасада центрального ризалита появилась полихромная керамика, изготовленная учениками Строгановки, в розетках между арочными окнами первого этажа и у главного входа – керамические рельефные изображения великих художников и архитекторов. Автором барельефных портретов и некоторых других деталей фасада являлся преподаватель училища скульптор В.С. Бровский. В интерьерах частично сохранились элементы декора второй половины XIX века, например, плафон и камин в Красном зале. В 1913–1915 годах по проекту архитектора А.В. Кузнецова с севера к центральному зданию пристроили большой учебный пятиэтажный корпус, в рациональной структуре и облике которого сочетаются отдельные формальные элементы модерна и неоклассики. Это здание – одно из первых в Москве сооружений из железобетона. Сейчас в нем находятся учебные аудитории МАРХИ. Строение 4 – это бывший левый флигель усадьбы И.И. Воронцова, перестроенный в 1904 году по проекту архитектора Ф.О. Шехтеля. В трехэтажном здании, примыкающем к доходному дому Третьяковых, предполагалось разместить ткацкие мастерские и магазин Строгановского училища. В оформлении фасада была использована работа учеников Строгановского училища – полихромное керамическое панно с ренессансными арабесками. Сейчас здесь располагается магазин «Книжная лавка Архитектора». ...Подробнее

    Последний объект на нашем пути - храм Николая Чудотворца
  • 13

    Церковь Николая Чудотворца в Звонарях

    В начале XVII века на этом месте находился «Убогий дом», а при нем деревянная Никольская церковь. В 1657 году на месте деревянного храма выстроили каменный. Когда здесь поселились звонари колокольни Ивана Великого и сторожа кремлевских соборов, церковь стала называться «Храм Николы в Звонарях». В 1762–1781 годах на средства графа И.И. Воронцова по проекту архитектора К.И. Бланка была возведена новая каменная церковь в стиле барокко с элементами классицизма. Ее небольшой размер можно объяснить тем, что церковь строилась как домовый храм Воронцовых. Кстати, К.И. Бланк проживал совсем рядом – на углу Рождественки и Варсонофьевского переулка. С тех пор церковь практически не перестраивалась: после войны 1812 года переделывались только два крыльца и ограда. Тогда же были построены трапезная и колокольня в стиле классицизма. В 1933 году храм закрыли, устроив в нем склад. С середины 1960-х годов в здании работала одна из кафедр Московского архитектурного института. После возвращения храма РПЦ с 1994 года здесь обосновалось подворье Успенского Пюхтицкого женского монастыря (Эстония), единственного женского монастыря, который не был закрыт на территории бывшего СССР. Вновь освященный храм расписывал А.И. Чашкин – замечательный современный иконописец. Когда церковь Николы в Звонарях закрывали, одной из прихожанок удалось спасти хранившуюся в храме святыню – почитаемую икону «Божией Матери Взыскания погибших». Позднее эту икону прихожанка передала в Пюхтинский монастырь: тогда еще никто и не знал, что у обители в Москве будет подворье, что ее настоятельница из всех предложенных для подворья церквей выберет именно храм Николы в Звонарях, даже не подозревая, что сможет вернуть этому храму его святыню… ...Подробнее

    • генерал-поручик, сенатор, действительный камергер, граф
    Наша прогулка окончена
Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Малый Манеж

Малый Манеж

Георгиевский пер., д. 3

Известный выставочный зал, успевший побывать электростанцией, гаражом, офисом продаж «Фиат», автопарком, авторемонтной мастерской. Здесь впервые был продемонстрирован «беспроволочный телеграф» А.С. Попова.

5
Территории
Манежная площадь

Манежная площадь

Почти полвека площадь служила парковкой для автобусов.

(Нет голосов)
Музеи
Московский государственный выставочный зал «Новый Манеж»

Московский государственный выставочный зал «Новый Манеж»

Новый Манеж знаменовал собой начало новой эпохи в жизни столицы – эпохи электричества. Многие помнят фразу Ленина о том, что «коммунизм есть Советская власть плюс электрификация всей страны». Однако на деле об электрификации как основе всеобщего благоденствия стали думать задолго до вождя пролетариата. В 1888 году по заказу Городской думы архитектор Владимир Шер выстроил 1-ю городскую электрическую станцию. Постройка была выдержана в стиле историзма, с вариациями на тему древнерусского зодчества. Так нарочитая архаика стала сосуществовать с достижениями хай-тек.

Сергей Хачатуров

(Нет голосов)
Территории
Петровский бульвар

Петровский бульвар

Первоначально этот бульвар был березовым.

(Нет голосов)
Дома
Церковь Петра Митрополита Высоко-Петровского монастыря

Церковь Петра Митрополита Высоко-Петровского монастыря

Петровка ул., д. 28, стр. 10

Церковь Петра Митрополита – самый древний храм Высоко-Петровского монастыря.

(Нет голосов)
Дома
МУЖВЗ 66

МУЖВЗ 66

Мясницкая ул., д. 21, стр. 8

Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) – одно из лучших художественных учебных заведений дореволюционной России, кузница кадров самых известных   московских художников и архитекторов.

(Нет голосов)
Дома
Усадьба Лазаревых

Усадьба Лазаревых

Армянский пер., 2 с2

Армянский переулок не просто так носит свое название. Есть сведения, что армяне селились в этом районе уже с XVI века

3.69
Территории
Улица Маросейка

Улица Маросейка

С 1954 по 1990 год улица носила имя гетмана Богдана Хмельницкого.

(Нет голосов)
Музеи
Московский музей народной графики

Московский музей народной графики

Предысторией основания Московского музея народной графики было создание Мастерской народной графики «Советский лубок». Инициатором ее создания в 1982 г., в Москве, и руководителем стал художник-график, монументалист, выпускник Московского полиграфического института, ученик  А. Д. Гончарова, член Союза художников СССР, а затем СХ РФ с 1967г.,  Виктор Петрович Пензин.  Именно Мастерская стала основной базовой платформой, на «фундаменте» которой и переданной Пензиным В.П.  личной коллекции графических произведений, а также работ художников – членов Мастерской, в 1989 г. в Москве, был образован первый и единственный в России Музей народной графики. В.П. Пензин был назначен его директором.  Долгожданное торжественное открытие музея состоялось лишь три года спустя, 22 мая 1992 года, в день Св. Николая, в здании дома № 10 по переулку Малый Головин, что близ Сретенки.    
Му­зей расположен в историческом месте Москвы, и месторасположение музея неслучайно. Музей является хранителем истории названия улиц города, связанных с производством и реализацией этого вида народного искусства.
Это Печатников переулок - Печатная слобода, где жили не только печатники, но и резчики лубочных картинок. Бытование этого ремесла дало название одной из центральных улиц Москвы – Лубянке, а также соседней с ней площади. Церковь «Успения Богородицы в Печатниках», построенная на средства от продажи лубков, сохранила название производства, как и церковь «Св. Живоначальная Троица в Листах», на ограде которой еще в XVIII – XIX вв., вывешивались для продажи народные лубки.
Это и Сухаревская площадь, где располагался знаменитый рынок, куда возами привозили лубки продавать.  
Музей уникален: он специализируется на сборе народных графических произведений, а также предпринимает попытки сохранения и актуализации нематериального культурного наследия; является хранителем более чем четырехвековой истории жанра народного искусства – русского лубка и продолжателем традиций, быта, ремесел русского народа; способствует возрождению народных промыслов -  а потому занимает особое место в музейном мире Москвы.  
Лубок - русская народная картинка – художественный, печатный и полиграфический вид искусства, который появился в середине XVI века одновременно с книгой первопечатника Ивана Федорова «Апостол», 1564 г. Ставший традиционной формой народных гравюр, лубок возник как кар­тинка-азбука, картинка-рассказ. Рассказ в картинках с пояснительным тек­стом характерен для многих стран Востока и Запада. Но именно в славянских странах он завоевал народные симпатии, развился и утвердился как традицион­ный вид искусства и в этом качестве вышел на международную арену.  На протяжении веков лубок, напутствовал, разъяснял, высмеивал людские пороки. Картинки служили народу и своеобразной энциклопедией, и газетой, и сатирическим листком, и книгой, и забавой, неизменно вызывая в зрителях здоровый и добродушный смех. ММНГ ведет активную собирательную, культурно-просветительную, экспозиционную, выставочную деятельность, как в залах музея, так и по регионам страны.  За годы своего существования Музей провел около 600 выставок, среди них 33 – в зарубежных странах: (Австралия, Мексика, Эквадор, Перу, Колумбия, Тунис, Англия, Италия, Болгария, Югославия, Испа­ния, Франция и др.) Лубок является объединяющим видом искусства сла­вянских народов, которых роднит совместная история, быт, обряды, фольклор, обычаи, языковая близость. Музей принимает деятельное участие в славянском движении, способствуя сплочению братских народов России, Беларуси и Украины (Международная выставка, г. Белгород, 2002 г). В Музее народной графики работает детская художественная школа «Яркие краски лубка – XXI век». Проводится регулярно интерактивный мастер-класс «Сударушка» для дошкольного и школьного возраста, где дети рисуют, печатают и раскрашивают луб­ки, играют, поют. Музей по приглашению других городов и стран выезжает со своими экспонатами. В частности, им была организована экспозиция на Международной выставке «Искусство в действии» в Оксфорде (Англия, 1997 г.); на международном фестиваля искусств, в Монпелье (Франция, 2001 г.); выставка религиозного лубка в городах: Веллетри, Сачиле, Феррара (Италия, 1993-1995 гг.); на 10-м Международном фестивале фольклора в Испании, в 1989 г., (12 городов Галисии) и мн. др. Дни культуры Москвы в Югославии (Белград, 1997 г.) и Кабардино-Балкарии (Нальчик, 1996 г). Музей народной графики включен в двухтомное издание «Музеи мира», который опубликован в Лейпциге (Германия), где среди 33-х тысяч музеев мира из 195 стран, он числится за номером 16000797.  16 апреля 2003 г. Музей, распоряжением Правительства Москвы, получил статус Московского государственного музея народной графики.

Русский лубок
 В 1627 г. лубок дебютировал в Киеве как религиозный. Белорусский мастер Василий Корень с 1678 года, поселившись в Мещанской слободе в Москве, создал 36 листов рассказа о сотворении мира, получившего название "Библия для бедных" (1692-1696). "Бедными" именовались те, кто не умел читать и писать. Тематика лубка расширялась, становилась не только религиоз­ной, но и светской. Мастера лубка обратились к героям русского эпоса, к ры­царским романам, истории, повседневной жизни. Доступным языком, живо и остроумно, лубок изображал сцены городской и деревенской жизни, праздники, давал образцы народного фольклора, притчи, сообщал курьезы. Будущий прототип современных СМИ, он обращался и к политике, прибегал к сатирическим аллегориям. При этом высмеивались и некоторые коронованные особы, в том числе сам Петр I, вводивший на Руси западные обычаи ("Как мыши кота хоронили"). Лубок является объединяющим видом искусства сла­вянских народов, которых роднит совместная история, быт, обряды, фольклор, обычаи, языковая близость.  

Краткое описание коллекции музея  
Музей народной графики собирает, хранит, изучает и популяризирует очень важные свидетельства человеческой памяти, обладающие всеми свойствами музейного предмета в превосходной степени. Коллекция Музея народной графики насчитывает 1 144 музейных предмета. Начало фондовой коллекции музея положили предметы музейного значения, подаренные музею его основателем В.П. Пензиным и художниками, членами Мастерской народной графики, все наработки которой под руководством В.П. Пензина и легли в основу создания Музея народной графики.  
Коллекции музея складывались с 80-х гг. XX в. в результате целенаправленной собирательской и творческой деятельности В. П. Пензина, а также творческих усилий многих художников, членов Мастерской народной графики, насчитывающей более 120 имен современных художников со всего бывшего СССР. Были восстановлены канонические печатные формы по 120 различным лубочным сюжетам: 36 листов «Библии для бедных» Василия Кореня, духовный лубок, сатирический лубок, исторический лубок, бытовой, песенный лубок и др., отпечатанные в соответствии с традициями мастеров XVIII века. Воссозданный альбом «Библия для бедных» Василия Кореня, ранние гравюры XVII-XVIII вв., Литографский лубок XIX в, реконструированные лубки XVII-XVIII вв. различной тематики и современные гравюры авторов – членов Мастерской народной графики включены в коллекцию графики музея. Музей посвящен народной графике, что является основой его коллекции, однако в фонде Музея присутствует не только лубок, но  и оригинальная графика (рисунки), и эстампная графика.   Музей обладает коллекцией современного лубка на антиалкогольную тему. В свое время, в 1989 году творческим коллективом «Мастерской народной графики» была создана выставка «Всем миром против пьянства», которая была ответом на указанное постановление ЦК КПСС. Небольшая часть произведений хранится в запасниках и экспонировалась, это коллекция работ, посвященных семье русского царя Николая II – династии Романовых. Генеалогии Рюриковичей посвящен календарь, изданный Музеем на основе лубочного раритета – «Великие князья и цари российские», изд. 1870г.

(Нет голосов)
Дома
Высоко-Петровский монастырь

Высоко-Петровский монастырь

Петровка ул., д. 28

Собор, давший название монастырю, сохраняется неизменным почти 500 лет.

3.38
Дома
Доходный дом в Армянском переулке

Доходный дом в Армянском переулке

Армянский пер., д. 1/8, стр. 1

В 1908-11 годах одну из квартир в доме снимал известный философ Николай Александрович Бердяев.

3.43
Дома
Доходный дом Строгановского училища

Доходный дом Строгановского училища

Ул. Мясницкая, д. 24

Рациональный и одновременно вдохновенный проект Шехтеля, связанный с именами С. Образцова, Р. Симонова, И. Рерберга, «родина» ГОЭРЛО.

3.78