ENG

Не забудьте про мобильные приложения.

Заповедный Арбат

Знаменитый житель Арбата Булат Окуджава пел об этой, наверное, самой московской улице: «Никогда до конца не пройти тебя». Это действительно так, поэтому наша прогулка по популярнейшей пешеходной улице города – это только первые шаги к знакомству с ней. Вместе с Галиной Маланичевой и Ларисой Хашуш мы предлагаем прогуляться вам по Заповедному Арбату.
3.48
17 домов 1 час 40 минут 2 км
Галина Маланичева
Галина Маланичева – почетный председатель Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. На протяжении нескольких лет ВООПИиК является партнером Департамента культурного наследия города Москвы по реализации культурно-просветительского проекта "Выход в город". Для него же, совместно с Ларисой Хашуш, был разработан маршрут "Заповедный Арбат".

Улица Арбат: от слобод до «московского Сен-Жермена»

Во времена опричнины, при Иване Грозном, в окрестностях Арбата располагались царские дворцовые слободы, о чем и в наши дни рассказывают сохранившиеся названия переулков – Староконюшенный, Денежный, Плотников…

Москва активно разрасталась, и к XVI веку город расширился до пределов современного Садового кольца. Там тоже сделали насыпной земляной вал со Смоленскими воротами, и все это укрепительное сооружение с деревянными башенками называлось Скородом. Когда в XVII веке Арбат стал торговой улицей, он настолько был перенасыщен всевозможными лавочками, что в конце концов их вынесли за пределы Садового кольца. Что логично еще и по другой причине: с концом опричнины этот район облюбовало дворянское сословие, которое привлекала прежде всего близость к Кремлю. Арбат стали называть «московским Сен-Жерменом».

В первый раз Арбат замостили по указу Петра I. После большого пожара 1736 года улицы и переулки в этом районе спрямлялись и расширялись. По новым строительным правилам улицы должны были быть шириной не менее 8 сажен (около 17 м), переулки – 3 сажен (около 2 м). Дома предписывалось строить: деревянные – только в один этаж с мезонином, каменные – в два этажа, причем второй этаж также мог быть деревянным… С тех пор Арбат на долгие годы стал законодателем архитектурной моды.

+ -
  • 1
    Площадь Арбатские ворота

    Площадь Арбатские ворота

    Это одна из старейших площадей нашего города. В средние века здесь была развилка двух дорог: одна из них вела на Новгород, а другая – на Смоленск. По дорогам, которые связывали Москву с крупными русскими городами или сильными государствами-соседями, будут впоследствии проложены крупные радиальные улицы нашего города. К концу в XIV века для защиты Кремля здесь выстраивают земляной вал и устраивают в нем проезд – Арбатские ворота, через который прошла новая Смоленская дорога, как раз по нынешнему Арбату. В то время он весь умещался в пределах сегодняшнего Бульварного кольца: все, что было за ним, – московское предместье. Арбат в переводе с арабского и означает то, что «за городской чертой», то есть предместье. Через 200 лет, в XVI веке, земляной вал был разобран, вместо него возвели стены Белого города – полноценное фортификационное сооружение, настоящую крепость. Стены Белого города строились 7 лет, их протяженность составляла около 10 километров. К 1770 году они порядком обветшали, и их решили разобрать. В 1792 году и башня с Арбатскими воротами была снесена, а вот название площади осталось. На месте стен Белого города в конце XVIII века начали разбивать бульвары. В XIX веке, после пожара 1812 года, здесь появился Гоголевский бульвар. Сначала москвичи этому новшеству, надо сказать, противились – по очень простой причине: за стенами Белого города у них были земляные наделы, огороды, на которых они выращивали овощи, картошку. Так что наша дачная традиция, как видите, очень давняя … Ну а в дальнейшем строительство бульваров только приветствовалось: москвичи страстно полюбили свои новые места для неспешных прогулок. Вначале на бульварах высаживали лиственницы и березы, но в городской среде, уже и тогда вполне агрессивной, эти деревья не прижились. В отличие от лип – поэтому все бульвары были засажены ими. Дожившим до наших дней уже по 200 лет, и когда мы весной гуляем по бульварам, наслаждаясь ароматом цветущей липы, то в прямом смысле дышим воздухом истории. Площадь Арбатских ворот – своего рода негласный мемориал русской воинской славе. Смоленская дорога вошла в историю Москвы как западный путь, по которому в столицу через Арбатские ворота стремились прорваться бесчисленные враги. В XV веке – со стороны Крымского брода (там сейчас Крымский мост) конница татар переходила реку, огибала низменную местность Пречистенских ворот и подходила к Арбатской площади. В 1439 году здесь состоялся бой между русским воинством и войсками казанского хана Улу-Мухаммеда, которые были разбиты наголову. Через Арбатские ворота возвращались из успешных военных походов русские цари Иван III (1471 г.) и Иван Грозный (1572 г.). В 1612 году в преддверии решающей Московской битвы на нынешней Арбатской площади за укреплениями стояли основные силы ополчения Дмитрия Пожарского, Минина и князя Хованского. Ожидая идущее на Москву польско-литовское войско во главе с гетманом Ходкевичем, Пожарский построил укрепленный лагерь, где разместил стрельцов. Второй отряд – Дмитрия Трубецкого – должен был защищать Замоскворечье: два его лагеря были оборудованы на Большой Ордынке. Московская битва стала поворотным событием Смутного времени – поражение гетмана Ходкевича на подступах к городу предопределило падение польско-литовского гарнизона Кремля. По словам польского хрониста XVII века Кобержицкого, поляки понесли такую значительную потерю, что ее ни чем уже нельзя было вознаградить. Колесо фортуны повернулось – надежда завладеть целым Московским государством рушилась невозвратно… ...Подробнее

    Пройдите на ул. Арбат, к дому № 2/1
  • 2

    Ресторан Прага

    С левой стороны в начале улицы, на месте современного здания, построенного в начале 2000-х годов, раньше стояли два небольших особнячка – № 3 и № 5, которыми владел купец Тарарыкин. Напротив находилось двухэтажное здание: на первом размещался трактир «Прага», а комнаты второго сдавались внаем. Здешние извозчики столовались в этом трактире, который между собой называли «Брага». Тарарыкин, настоящий делец, поставил в своих апартаментах бильярдные столы, и все желающие могли здесь поразвлечься. Играли на деньги, но иногда ставки были и повыше. Один раз сам Тарарыкин выиграл здание, которое стояло напротив. И решил организовать в нем шикарный ресторан. К тому времени в Москве уже появилось несколько фешенебельных ресторанов – трактир Тестова, что на Манежной площади (там, где сейчас гостиница «Москва»), «Славянский базар» Пороховщикова. Тарарыкин ввел новшество – вместо большого парадного зала в его заведении были маленькие уютные кабинеты, зальчики. К строительству нового здания Тарарыкин привлек известного архитектора, работавшего в стиле модерн, – Льва Кекушева. В 1902 году под ресторан возводится двухэтажное здание, а колоннада летней площадки, веранды, появляется в 1914 году. Интерьеры были очень красивыми – зеркала, росписи на потолках и стенах, оранжерейные растения. Этот ресторан полюбила московская интеллигенция. Здесь проводились Рубинштейновские вечера, проходили ежегодные встречи выпускников и профессоров Московской консерватории. Здесь отмечались многие знаковые события того времени – например, окончание реставрации картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», которая в начале XX столетия была изрезана маньяком, а потом восстановлена. Здесь нередко ужинали поэты Серебряного века – Александр Блок, Андрей Белый. На рубеже веков Арбат вообще становится излюбленным местом людей творческих профессий. В доме № 9 (там, где сейчас арка), к примеру, раньше было литературное кафе «Арбатский подвальчик», в котором собиралась богема. После революции «Прага» была национализирована и закрыта. Только в 1924 году здесь, в подвальном помещении, открылась столовая Моссельпрома. Никакой красоты уже не было: тесаные столы и скамьи, оловянная посуда – социалистический аскетизм. Дом Моссельпрома, знаменитый в свое время, увенчанный рогатой башней (1924 г., архитекторы Коган и Лолейт) находился совсем недалеко, в Калашном переулке. А еще в новую столовку ходили обедать Пролиткультовцы – из Морозовского особняка, в котором после революции расположился Пролиткульт. В дальнейшем ресторан претерпел две реставрации и реконструкцию, сейчас это объект культурного наследия, который находится под охраной государства. ...Подробнее

    Пройдите к дому № 4
  • 3

    Доходное владение А.А.Лазарик-А.Л.Шанявского

    В 1820-х годах особняк принадлежал секунд-майору Загряжскому и выглядел как богатый дворянский дом. Там, где сейчас неприметный вход с навесом, был шестиколонный портик. В 1850-х годах дом перешел в купеческие руки и был перестроен, после чего на втором этаже разместилась гостиница для не очень состоятельных господ – здесь любили селиться студенты. Сначала гостиница называлась «Гуниб» в честь пленения Шамиля в Дагестане, потом – «Столица». Это здание – объект культурного наследия. Студентом здесь подолгу жил Иван Бунин, в дальнейшем описывавший и это место, и этот период своей жизни: «…Неприятно и скучно я жил… В памяти осталось: непрестанно валит за окнами снег, глухо гремят, звонят по Арбату конки, вечером кисло воняет пивом и газом в тускло освещенном ресторане…». Анфиладой этот дом продолжает другое здание (под этим же номером). Длинный корпус с аркой посередине был построен в 1861 году, а в 1865 году Общество русских врачей открыло здесь амбулаторию – аптеку и лечебницу для бедных. При входе стояла оловянная кружка, и всякий желающий получить советы врача клал в нее всего лишь 20 копеек серебром. В аптеке общества лекарства стоили на 30% дешевле, чем где бы то ни было. Вообще, следует отметить, что богатые и образованные люди того времени почитали за честь быть меценатами. И следующий владелец этого дома тому еще один пример. В конце XIX века дом принадлежал известному общественному деятелю А.Л. Шанявскому. Он, генерал в отставке, был женат на дочери богатого сибирского золотопромышленника. Вместе с нею они щедро занимались меценатством, направляя почти все свои доходы на народное просвещение. После смерти Альфонса Шанявского, согласно его завещанию и в память о нем, его вдова Лидия создала Народный университет имени мужа – он открылся сначала в этом доме, а потом переехал на Миусскую площадь (сейчас в его здании располагается РГГУ). Обучение велось на нескольких факультетах, в качестве педагогов нередко выступали профессора Московского университета. Обучение длилось четыре года, правда, дипломы по окончании курсов не выдавались: университет-то был народный… К слову сказать, Сергей Александрович Есенин со своей первой гражданской женой, Анной Романовной Изрядновой, тоже учились в этом университете. Есенин его, правда, так и не окончил… ...Подробнее

    Пройдите до пересечения Арбата с Б. Афанасьевским переулком, верните налево, пройдите ко второму дому слева
  • 4
    Б. Афанасьевский, 36

    Б. Афанасьевский, 36

    Пример псевдоготического стиля – дом № 36 в Большом Афанасьевском переулке, построенный в начале XX века. Сегодня он кажется вполне элегантным зданием. Но москвичи времен его рождения доходных домов по-прежнему упорно не принимали, даже таких. Марина Цветаева, жившая в те годы в Сивцевом Вражке, напишет: «Вас заменили уроды, страшные, в шесть этажей…» ...Подробнее

    Перейдите через Малый Афанасьевский переулок
  • 5
    Б. Афанасьевский, 32/9

    Б. Афанасьевский, 32/9

    Рядом еще один доходный дом (Большой Афанасьевский переулок, № 32/9) начала XX века в стиле модерн. На фасаде отмечены года его постройки – 1905–1907. Именно в это время модерн приходит в Москву, и надолго, кстати говоря, в архитектуре не задержится – буржуазия посчитает, что он слишком скромен, и он уступит пальму первенства неоклассике. Но дом, бесспорно, очень красив. Внутри он реконструирован, но по фасадам велась полноценная реставрация. Женские маски, волнообразные линии, интересные обрамления окон – на каждом этаже они разные, но вместе создают единый ансамбль – словом, модерн во всех своих проявлениях. И, конечно, для облицовки фасадов используется керамическая плитка – в народе ее называли «кабанчик». Еще интересная деталь: в Вене, оформляя барельефные вставки, архитекторы использовали стилизованные розы, а на вставках в этом доме – ромашки, такая вот чисто русская стилизация. ...Подробнее

    Вернитесь на Арбат, поверните налево, пройдите к дому № 23 (около 130 метров)
  • 6

    Доходный дом А.К.Ечкина

    Дом № 23 по улице Арбат (построен в 1903 году; архитектор Лазарев)  считается примером эклектики. Но из модерна в нем многое: решетки балконов из штампованного металла, волнообразные линии на фасаде, растительный орнамент со стилизованными тюльпанами, разное оформление окон для каждого этажа. Наверху устроены мансарды. В 1920–1930 годах в центральной мансарде располагалась мастерская художника Павла Дмитриевича Корина, известного по триптиху «Александр Невский». В 1946 году, после Великой Отечественной войны, когда в Москву привезли пострадавшие полотна Дрезденской галереи, под руководством Корина осуществлялась их реставрация. Справа от дома сейчас стоит синий троллейбус. А раньше здесь была колокольня церкви Николы Явленого. Историческое место: именно тут состоялось покушение на Наполеона Бонапарта, когда в 1812 году он вслед за конницей Мюрата входил в Москву и шел в Кремль через Арбат. В дальнейшем факт неудавшегося покушения найдет отражение в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир»: Пьер Безухов, купив револьвер, попытается убить Наполеона, его схватят и чудом не расстреляют… ...Подробнее

    Пройдите к соседнему дому
  • 7
    Арбат, 25

    Арбат, 25

    Дом № 25 построен в 1871 году архитектором Гедике, ректором архитектурного отдела Академии художеств. В этом здании примечательны чугунные балконные решетки. Именно сюда из дома № 4 переехало Общество русских врачей. В 1879 году здесь тоже открылась лечебница. И опять – оловянная кружка и 20 копеек за прием. Плата действительно мизерная – для сравнения: самый дешевый билет в Большой театр, на балкон, стоил 40 копеек серебром… ...Подробнее

    Перейдите через улицу к дому № 20
  • 8
    Арбат, 20

    Арбат, 20

    Дом № 20 по улице Арбат выстроен в стиле конструктивизма. Достаточно лаконичный снаружи, он очень комфортен и удобен для проживания – широкие оконные проемы, квадратные просторные комнаты, большие прихожие. Этот стиль бытовал недолго – около 15 лет, уступив место сталинскому классицизму, но успел сделать Москву того времени архитектурной столицей мира. ...Подробнее

    Перейдите через улицу к дому № 27/47
  • 9
    Арбат, 27

    Арбат, 27

    Фасад дома № 27 выполнен в стиле неоклассицизма (1910 г. постройки; архитектор Кулагин). Скромный на первый взгляд, он выделялся высокохудожественной деталью – барельефной вставкой на четвертом этаже. Крылатые львы-грифоны держат в лапах картуши – щиты с вензелями. Лаконично, строго и очень красиво. ...Подробнее

    Перейдите через улицу, поверните налево, сверните в первый переулок направо, пройдите к дому № 5
  • 10

    Усадьба Михайловой-Тальгрен

    И снова идем в переулок – Малый Николопесковский, к дому № 5. В этой замечательной усадьбе сохранились почти все традиционные постройки. Обычно было так: главный дом плюс хозяйственный блок – прачечная, кухня, каретный сарай, ледник и усадебный двор. Среди современных зданий этот оазис старой усадебной жизни выглядит очень трогательно. Левая часть особняка – 1819 года, пример послепожарной постройки. Правая часть с башенкой возведена в 1901 году (архитектор Заруцкий). Тогда же был изменен фасад старой части в модном стиле модерн, с волнообразными линиями над окнами и непременными женскими масками. В 1880-х годах в этом доме жил декабрист Фролов. ...Подробнее

    Вернитесь на Арбат, поверните направо, пройдите к дому № 37
  • 11

    Главный дом усадьбы В.А. Хованского

    Этот особняк конца XVIII века (дом № 37), восстановленный после пожара 1812 года, – сохранившаяся натура старого, классического Арбата. После войны 1812 года дом принадлежал молодому графу Бобринскому, отчасти связанному с декабристами, за недонесение на которых он был под тайным надзором полиции. В 1834–1835 годах особняком владела знаменитая, воспетая А.С. Пушкиным трагическая актриса Екатерина Семенова, блиставшая на сцене Арбатского театра. Позднее дом перешел к Провиантской комиссии, ведавшей снабжением армии. Сейчас здесь располагается военный суд. ...Подробнее

    Пройдите по Арбату до дома № 51 (около 280 метров)
  • 12
    Доходный дом В.П.Панюшева

    Доходный дом В.П.Панюшева

    Дом № 51, стр. 1 – выявленный объект культурного наследия. «Панюшенский дом» построен в начале XX века в стиле промышленного модерна. Панюшин – богатый фабрикант, специализировавшийся на изготовлении паркета, поставил на Арбате три своих доходных дома. Если идти к Арбату дворами со стороны Сивцева Вражка, можно заметить, что дворовые фасады доходных домов (№ 51, стр. 1, 2, 3) не оштукатурены – буржуазия и тогда умела считать деньги, так что красивые «витрины» нередко делались только по красной линии улицы… С 1919 по 1933 год здесь жил писатель Анатолий Рыбаков, автор «Кортика», «Бронзовой птицы» и романа «Дети Арбата». Последний как раз и начинается описанием этого дома, его постояльцев, двора и собственно Арбата. А еще это здание известно тем, что с его крыши в 1917 году велся прицельный пулеметный огонь – красноармейцы стреляли по юнкерам. Оплотом контрреволюции был кинотеатр «Художественный». Находившиеся в нем юнкера Александровского военного училища пытались сдержать подход красноармейцев к Кремлю. Андрей Белый потом напишет: «Единственный дом-большевик победил весь Арбат». В этом доме находился также кинотеатр «Арбатский Арс», который открылся в 1917 году. Кинофильмы демонстрировались каждые два часа; вход – с Арбата, выход – во дворы. Затем кинотеатр переименовали в «Науку и знания», а потом и вовсе закрыли. А еще в этом доме до сих пор есть булочная, в которой сохранился фрагмент интерьеров модерна – великолепный майоликовый фриз. В основе фриза – растительный орнамент нежно-фиолетового цвета. Смальта санкт-петербургских мастерских до сих пор, без всяких реставраций, блестит и переливается – и это удивительно. Булочная здесь была всегда, с момента постройки дома. Во второй корпус этого дома к Петру Когану наведывался Александр Блок. В 20-е годы он приезжал в Москву, выступал в Доме печати. А потом шел по Арбату к другу в гости. ...Подробнее

    Подойдите к следующему соседнему дому
  • 13

    Музей-квартира А.С. Пушкина

    Дом № 53 – образец послепожарной Москвы в стиле ампир. У этого здания, правда, перестраивался фасад – изначально тут не было, например, балкона. В этом доме находится единственная квартира Александра Сергеевича Пушкина, которую он снимал в Москве. Здесь в 1831 году поэт провел счастливые четыре месяца со своей молодой женой Натальей Николаевной. Незадолго до свадьбы он заключит договор найма с Хитрово и снимет весь второй этаж дома – квартиру № 5. В нее и приедут молодые супруги после венчания в церкви Большого Вознесения у Никитских ворот. В 1875 году эту же квартиру снимал брат Петра Ильича Чайковского, и композитор, приезжая в Москву, неоднократно останавливался у него. После революции, в 20-х годах прошлого века, в доме обоснуется Окружной Театр Красной Армии под руководством Жемчужного, в котором бывали Маяковский и Мейерхольд. ...Подробнее

    Подойдите к соседнему дому на углу Арбата и Денежного переулка
  • 14

    Доходный дом М.И. Хромовой, М.А. Обухова

    Дом № 53/32 – не совсем типичный доходный дом XIX века. Его называли профессорским: здесь селились преподаватели Московского университета. В одной такой семье родился поэт-символист Андрей Белый. В доме бывали многие знаменитости – и Тургенев, и Блок. Тут жил своей жизнью организованный Белым клуб «Аргонавты». В 1906 году Андрей Белый уедет за границу, потом будет жить в Подмосковье. В этот дом он больше никогда не вернется, но его музей-квартира находится именно здесь. ...Подробнее

    Пройдите по Денежному переулку до дома № 44/28 с Сивцевым Вражеком
  • 15

    Доходный дом О.С. Петровской

    Лариса Георгиевна Хашуш: "Я живу в Сивцевом Вражке – в самом протяженном переулке Арбата длиною 850 метров. Он всегда был жилым – никаких тебе торговых лавочек. Мой дом № 44  стоит на углу Сивцева Вражка и Денежного переулка. Расскажу и о нем самом, и о находящейся по соседству с ним усадьбой уже не как экскурсовод, а как арбатская жительница, возглавляющая фонд «Сивцев Вражек». Я занимаюсь градозащитной деятельностью не первый год и по личному опыту точно знаю, что это, зачем надо и при каких условиях результативно. Доходный дом О.С. Петровской - так называется мой дом, который построил известный московский архитектор Дмитрий Челищев по заказу О.С. Петровской в 1911–1913 годах. Сначала он был пятиэтажным, шестой уровень надстроен в 50-е годы прошлого столетия. До революции здесь же располагалось архитектурное бюро  Дмитрия Челищева. Его талант подарил Москве множество замечательных памятников, в том числе более десятка доходных домов.  Архитектор тоже жил в нашем доме, в квартире № 5. Потом его семью уплотнили, оставив причитающуюся коммунальную площадь, но, тем не менее, здесь Дмитрий Челищев прожил до самой своей смерти в 1964 году. В конце жизни он занимался уже реставрацией нашего дома. Мы долго искали информацию о том, кто его надстраивал: шестой этаж сделан настолько нейтрально, органично, не перечеркивая красоты первоначального замысла, что сам собой напрашивался вывод: это дело рук самого Челищева. В нашем доме можно увидеть, можно сказать, первозданный интерьер парадного подъезда доходного дома в стиле модерн. Подъезд был отреставрирован жильцами на собственные средства. Все работы проводились профессиональными реставраторами – они работали практически бесплатно: им была небезразлична судьба этих редких сохранившихся интерьеров, а многие из них были еще и нашими друзьями. Восстановлены парадные липовые двери с резьбой, лепнина на потолке и стенах. Потолок после революции был покрыт толстым слоем масляной краски. Когда стали ее соскребать, открылись фрески – замечательный живописный плафон, цвета которого эта масляная краска чудесным образом законсервировала и сохранила. Стараниями жильцов восстановлены каменные лестничные ступеньки, чугунное литье и дубовые перила. Когда мы спустя какое-то время пригласили в свой подъезд руководителя Мосгорнаследия А.В. Кибовского, когда он увидел, сколько мы сделали на свои средства и благодаря своему энтузиазму, очень быстро решился вопрос с реставрацией фасада дома, который мы сами бы никогда не осилили". ...Подробнее

    В этом же доме Есенинский культурный центр.
  • 16
    Есенинский культурный центр

    Есенинский культурный центр

    Пройдите к соседнему дому № 42
  • 17
    Сивцев Вражек, 42

    Сивцев Вражек, 42

    Маршрут окончен.
Галина Маланичева, Лариса Хашуш
Автор статьи
Назад к списку
Чтобы оставить комментарий вам необходимо или