15 августа 1787 года родился Александр Алябьев. В его биографии было три московских периода. Первый — еще в юности, до войны 1812 года. Второй — после службы в армии. Он был неожиданно прерван арестом и ссылкой. Третий начался по окончании ссылки и продолжался до самой смерти. И, фактически, это были три разных человека.
Поговорим сегодня об алябьевской Москве.
Пансион на месте телеграфа
Александр Алябьев родился в Тобольске. Затем семья перебралась в Санкт-Петербург, а в 1803 году уже проживала в Москве. И юноша продолжил свое образование в Университетском благородном пансионе. Он располагался на Тверской улице, на месте здания Центрального телеграфа. Это было привилегированное образовательное учреждение. Здесь обучались поэты Василий Жуковский, Михаил Лермонтов, Евгений Баратынский и Александр Грибоедов, писатель Владимир Одоевский, генерал Алексей Ермолов и другие знаменитости. По словам одного из воспитанников, драматурга Николая Сушкова, учащиеся пансиона должны были руководствоваться такими правилами: «Прежде всего я попрошу Бога, чтобы он помог мне все вытверживать и помнить; в классе буду сидеть смирно, учтиво; без спроса и позволения не встану никогда с места; буду слушать и примечать, что говорит мой учитель, и ежели спросит меня, постараюсь отвечать исправно. „Прекрасно!“- скажет он, и все товарищи на меня посмотрят. Как тогда мне будет весело! У меня все будет в порядке: перо очинено, чернильница чиста, тетради сшиты и написаны, как надобно. Учитель и за то меня похвалит, подпишет мне „хорошо“, даст лучшее место и скажет всем: „Вот прилежный ученик! Так-то и вы делайте!“». А когда было построено здание телеграфа?
Возвращение в Москву
В 1812 году Алябьев добровольцем отправился в армию. Воевал под началом Дениса Давыдова, был ранен, проявил себя героем. Прошел пол-Европы, брал Париж. Вышел в отставку только в 1823 году в чине подполковника. Вернувшись в Москву, Александр Александрович снимает квартиру у тайного советника В. Н. Зиновьева — в Малом Кисловском переулке, там, где сегодня находится ГИТИС. И это, конечно, не тот чистый юноша, который волнуется из-за того, как у него очинено перо и похвалит ли его учитель. Он играет в карты, пьянствует с Денисом Давыдовым, волочится за дамами. Но и музыку, конечно, тоже пишет. Правда, в свободное от многочисленных гулянок время. В 1902 году в доме в Кисловском переулке размещается учебное учреждение, тоже имеющее самое прямое отношение к музыке. Какое именно?
Признание
В январе 1825 года был торжественно открыт Большой театр. Специально к церемонии открытия Александр Алябьев и Алексей Верстовский сочинили пролог под названием «Торжество муз». Третий композитор — Фридрих Штольц — написал к нему увертюру. Автором стихов был поэт Михаил Дмитриев. Большой театр был открыт на месте сгоревшего в 1805 году Петровского театра. И первоначально назывался по-старому — Петровский. Сюжет пролога строился на том, что театр как бы возрождается из пепла. В прологе участвовали лучшие артисты того времени. Журнал «Московский телеграф» писал: «6 января было в Москве открытие нового Петровского театра. Для первого спектакля даны: Пролог, сочинение М. А. Дмитриева, и „Сандрильона“, большой волшебный балет. Все зрители приятно удивлены были великолепными декорациями и прекрасною музыкою гг. Алябьева, Верстовского и Шольца». В этот день Алябьев был, фактически, впервые признан как значительный, серьезный композитор. Однако в 1853 году здание театра вновь прекратило свое существование. Что с ним произошло?
В «доме Фамусова»
Александр Александрович часто бывал в доме Римских-Корсаковых, рядом со Страстным монастырем. Он был влюблен в дочь хозяев, Екатерину Александровну, и дело шло к свадьбе. Москвичка Елизавета Янькова вспоминала, что хозяйка этого особняка Мария Ивановна Римская-Корсакова «была великая мастерица тешить Москву своими балами и разными забавами». Кроме Алябьева здесь часто появлялись Александр Сергеевич Пушкин (он был влюблен в сестру Екатерины Александровны — Александру Александровну), Петр Андреевич Вяземский, Александр Сергеевич Грибоедов. Вяземский писал: «Мария Ивановна Римская-Корсакова должна иметь почетное место в преданиях хлебосольной и гостеприимной Москвы. Она жила, что называется, открытым домом, давала часто обеды, вечера, балы, маскарады, разные увеселения, зимою санные катанья за городом, импровизированные завтраки, на которых сенатор Башилов, друг дома, в качестве ресторатора, с колпаком на голове и в фартуке, угощал по карте блюдами, им самим изготовленными». Считается, что действие комедии Грибоедова «Горе от ума» происходило именно в этом особняке. Многие москвичи даже называли его «домом Фамусова». А в конце 1960-х годов особняк был снесен. Что построили на его месте?
«Русскому таланту и тюрьма на пользу»
А в марте 1825 года жизнь Александра Алябьева полностью поменялась. Он оказался в камере Тверской полицейской части. Композитор попал туда по сфабрикованному обвинению, но не сумел доказать свою невиновность. Следствие длилось три года. Из полицейской части его перевели в тюрьму, а оттуда отправили в ссылку в Тобольск. Кстати, во время заточения Алябьев написал два своих самых известных романса — «Вечерний звон» и «Соловей». Уже упоминавшийся композитор Верстовский сказал по этому поводу:— Русскому таланту и тюрьма на пользу! На что Алябьев ответил:— Передайте ему, что рядом со мной полно пустых камер. Больше четверти века спустя в Тверской части содержался один известный драматург. Расследование по делу, фигурантом которого он был, длилось семь лет. Кто это был?
Второе возвращение в Москву
Александру Алябьеву разрешили вернуться в Москву только в 1843 году. Ему было 56 лет, и он не имел ничего общего с тем гулякой, который когда-то отправился в полицейскую часть. Иван Аксаков писал: «Лета, болезни и несчастия остепенили его и сделали добрым и мягким. Это я видел из обращения его с людьми и вообще с бедным классом народа». Александр Александрович продолжал оставаться под надзором полиции, и ему было запрещено «показываться в публике». Но на публику не очень и хотелось. За то время, что Алябьев провел в ссылке, Екатерина Александровна Римская-Корсакова успела выйти замуж, овдоветь, и они, наконец, поженились. Тихое семейное счастье и музыка — вот что теперь ему было нужно. В 1851 году композитор умер. Его похоронили в Симоновом монастыре в фамильной усыпальнице Алябьевых. В 1930 году большую часть монастыря, включая усыпальницу, разрушили. И только в 2009 году рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове установили символический могильный памятник, так называемый кенотаф. Останков композитора под ним, конечно, нет. Что построили на месте уничтоженной части монастыря?