Узнай Москву

"Я - изысканность русской медлительной речи"

с 15 Июня по 21 Июня

Дома Памятники Маршруты Квесты События Музеи Территории Личности Авторы Конкурсы

Здравствуйте!

15 июня 1867 года родился виднейший представитель русской поэзии Серебряного века, поэт-символист, эссеист, переводчик, блестяще владевший рядом языков, Константин Бальмонт. Научившийся читать в пять лет, в десять он написал первое стихотворение. С Москвой поэта связывало очень многое.

  • В 1932 г. две комнаты в квартире № 57 этого дома получил художник-авангардист Л.А. Бруни. Здесь он жил со своей женой Ниной Константиновной Бальмонт – дочерью поэта, которой он посвятил сборник "Фейные сказки". В гостях у художника бывали А. Ахматова, А.Тарковский, О. Мандельштам. Кисти Бруни принадлежат дореволюционный портрет Мандельштама, а также большой акварельный портрет Бальмонта – «голубой портрет». 

  • Здесь Константин Бальмонт бывал довольно часто. Частный дом Полякова в Большом Николопесковском переулке – яркий образец модного в то время стиля «неогрек». Яков Александрович Поляков происходил из богатого купеческого рода, его дядя Николай Яковлевич в середине XIX века приобрел ткацкую фабрику и наладил там производство. В конце 1880-х годов Поляковы объединили все свои предприятия в Товарищество Знаменской мануфактуры и в начале XX века их капиталы составляли от 3 до 4 миллионов рублей. Яков Поляков стал директором одной из фабрик в селе Баньки около современного Красногорска. О Полякове говорили, что «он – положительно местный благодетель». С поэтом же Якова Александровича роднила женитьба на сестрах из купеческой семьи Андреевых. Сборник «Горящие здания» (1900), занимающий центральное место в творческой биографии поэта, создавался большей частью в имении Поляковых, а сам хозяин был с большой теплотой упомянут в посвящении. 

  • Незанятых вечеров в этом кружке почти не бывало, но особенно наполнялся он по субботам. Иной раз в один и тот же вечер — в одной комнате происходит отчетное собрание какого-нибудь просветительного общества, а в другой идет горячая схватка реалистов с декадентами. Самым знаменитым обществом кружка была «Свободная эстетика» под руководством Валерия Брюсова. Тут заседали символисты. Ильф и Петров в первой редакции «Двенадцати стульев» писали о событиях 1913 года: «Вечером в обществе "Свободной эстетики" торжество чествования поэта (Бальмонта) было омрачено выступлением неофутуриста Маяковского, допытывавшегося у прославленного барда, "не удивляет ли его то, что все приветствия исходят от лиц, ему близко знакомых". Шиканье и свистки покрыли речь неофутуриста». 

  • Бальмонт и Бунин познакомились на одной из «пятниц» у К.К.Случевского в 1894 году. Оба поэта были молоды. Бальмонту было около двадцати семи лет, а Бунину около двадцати четырех. Бальмонт был уже известным автором переводных вещей и двух поэтических сборников, а у Бунина к тому времени вышел единственный сборник, в рецензии на который некий критик назвал автора скороспелых стихов «чесночной головкой». Отношения с Буниным у Бальмонта были странные: от приятельства (почти дружбы) в начале знакомства до неприязни впоследствии.

  • В ноябре 1912 года в квартире этого дома на втором этаже поселился композитор Александр Николаевич Скрябин со своей второй (гражданской) женой Татьяной Шлецер и детьми Ариадной, Юлианом и Мариной. Квартира Скрябина вскоре стала центром культурной и музыкальной жизни Москвы – здесь часто устраивались домашние концерты, среди гостей этого дома были известные композиторы и музыканты, поэты, философы, художники, театральные деятели, в том числе, и Бальмонт. Бальмонт и Скрябин— две ярчайших и сложнейших индивидуальности, два гения Серебряного века, которых связывало непосредственное дружеское общение. Бальмонт— один из немногих людей, чью гениальность открыто признавал композитор.

"Если бы мне дали определить Бальмонта одним словом, я бы, не задумываясь, сказала: Поэт... Этого бы я не сказала ни о Есенине, ни о Мандельштаме, ни о Маяковском, ни о Гумилёве, ни даже о Блоке, ибо у всех названных было ещё что-то кроме поэта в них. Большее или меньшее, лучшее или худшее, но – ещё что-то. В Бальмонте, кроме поэта в нём, нет ничего. Бальмонт – Поэт–адекват. На Бальмонте – в каждом его жесте, шаге, слове – клеймо – печать – звезда поэта" - писала Марина Цветаева. 150-летие поэта мы отмечаем сегодня.
Узнавайте Москву вместе с нами!

Редакция «Узнай Москву» рекомендует:

Особняк инженера-технолога Я. А. Полякова

Дома

Особняк инженера-технолога Я. А. Полякова

Большой Николопесковский пер., 9

Между старым и Новым Арбатом в артистическом квартале около театрального института им. Бориса Щукина и театра им. Евгени...
Дом, в котором жил А.Н. Скрябин

Дома

Дом, в котором жил А.Н. Скрябин

Большой Николопесковский пер., 11 строение 1

Дом в Большом Николопесковском переулке был построен в XIX веке, свой нынешний вид приобрел после перестройки в начале Х...
Бунин

Личности

Бунин

писатель

Дом жилой, сер. XVIII, XIX в., 1-я треть ХХ в.

Дома

Дом жилой, сер. XVIII, XIX в., 1-я треть ХХ в.

Ул. Большая Дмитровка, д. 15а, стр. 1

Почти все общественные организации Москвы, у которых не было своего помещения, когда-то получали приют именно здесь.
Доходный дом М.Малышева

Дома

Доходный дом М.Малышева

Ул. Большая Полянка, д. 44/2

Серый шестиэтажный доходный дом М.Малышева занимает все пространство между Спасоналивковскими переулками. Дом был постро...

Скачать мобильное приложение

© «Узнай Москву»
О проекте
Герб Москвы

При поддержке
Правительства Москвы

Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons Attribution 3.0 при условии ссылки на первоисточник (в случае использования материалов сайта в сети Интернет — интерактивная ссылка).