Узнай Москву

В первых подземных дворцах

с 30 Января по 6 Февраля

Здания Дни наследия Музеи Маршруты Квесты Памятники Места История города Личности Авторы Литература Конкурсы

Здравствуйте!

4 февраля 1935 года по первой линии московского метро прошел первый испытательный поезд. Пассажиров не было, в поезде ехали только специалисты. Их заключение было положительным, и уже 15 мая тем же маршрутом проехал двухсекционный состав, но уже с пассажирами, купившими билеты. В Москве начал действовать новый вид транспорта.

В то время власти мыслили дворцами. Все новое – от сочинских санаториев до павильонов ВСХВ должно было выглядеть дорого и респектабельно. Не стали исключением и первые станции московского метро. Их называли «подземными дворцами».

Посмотрим же на эти чудеса архитектуры.

  • Первая станция – «Сокольники». Никакой лепнины, никаких мозаик. Скромно, но дорого и со вкусом. Изысканные колонны из уральского мрамора. Пол гранитный, коридоры и кассовый зал тоже мраморные. Архитекторы Иван Таранов и Надежда Быкова явно создали шедевр. Не удивительно, что эта станция в 1937 году была удостоена высокой международной награды.

  • Следующая станция – «Красносельская» - наоборот, сделана в теплых тонах. Колонны из желто-коричневого мраморовидного крымского известняка, желтая и красная керамическая плитка. Поначалу эту станцию решили назвать по-другому – «Гаврикова улица». Но ее название происходит от фамилии здешнего крупного домовладельца, некого Гаврикова. Для такого важного объекта, как метро – идеологически небезупречно. И станцию назвали в честь Красного села. Оно, хотя и было царской собственностью, но, поскольку проживали в нем обычные крестьяне-хлебопашцы, никаких претензий к этому названию не возникло.

  • Интересна станция «Красные ворота». Снова мрамор, плитка и гранит. Тема ворот явно прочитывается и во внутреннем оформлении станции, и в наземном вестибюле, выполненном в виде арки. Дело в том, что здесь до 1927 года стояли триумфальные ворота, прозванные Красными. В 1962 году станцию переименовали в «Лермонтовскую» - тоже в честь утраченного памятника – дома, где родился М. Ю. Лермонтов. Здание стояло на месте нынешней высотки. В 1986 году станции вернули историческое название. А в 1952 году здесь было впервые установлено устройство, без которого сегодняшнее метро вообще немыслимо.

  • В оформлении этой станции так же присутствуют ценные поделочные камни, в частности, желтый мрамор. И не только – здесь использованы даже древние окаменелости. Эта станция метро – один из московских парадоксов. Ее назвали в честь главной библиотеки страны, которая тогда носила имя Ленина. Со временем она утратила это наименование, а станция метро до сих пор напоминает москвичам о главном участнике известных событий 1917 года и последующих лет. Хотя и была идея переименовать ее.

  • А эту станцию все же переименовали. На протяжении 22 лет она носила имя «Дворец Советов» - в честь гигантского сооружения, которое принялись возводить в непосредственной близости. Когда стало окончательно понятно, что «Дворец Советов» так и не построят, ее переименовали в «Кропоткинскую». В начале девяностых нежелательной персоной сделался и анархист Петр Кропоткин. Станцию планировали переименовать в «Пречистенку» (этой улице только что вернули историческое название) или в «Храм Христа Спасителя» (в то время он быстрыми темпами восстанавливался на своем историческом месте), но до второго переименования дело так и не дошло.

  • Последняя станция основной ветки первой очереди (было еще ответвление до Смоленской площади) – «Парк культуры (радиальная)». Еще один ономастический парадокс – сам парк находится довольно далеко от станции, на противоположной стороне Москвы-реки. Сохранился изящный северный наземный вестибюль этой станции, выполненный архитекторами Николаем Колли и Сергеем Андриевским в виде уютной ротонды и украшенный оригинальным мозаичным изображением писателя Максима Горького.

Узнавайте Москву вместе с нами!

И каждый день катайтесь на метро.

Редакция «Узнай Москву» рекомендует:

Станция метро «Парк культуры» Сокольнической линии

Здания

Станция метро «Парк культуры» Сокольнической линии

Построенная открытым способом станция первой очереди, творение автора советских утопий Г. Крутикова.
Станция метро «Кропоткинская»

Здания

Станция метро «Кропоткинская»

Дата открытия: 15.05.1935 Открыта составе первого пускового участка Московского метрополитена. Проектное название: Кропо...
Станция метро "Сокольники"

Здания

Станция метро "Сокольники"

Проект станции "Сокольники" получил Гран-при в Париже в 1937 году.
Станция метро "Красносельская"

Здания

Станция метро "Красносельская"

Эта станция могла бы носить название "Гаврикова улица".
Станция метро "Красные ворота"

Здания

Станция метро "Красные ворота"

Садовая-Спасская ул., д. 21/1

В 1938 году проекту этой станции был присужден Гран-при Международной Всемирной Ярмарки в Париже.
Станция метро "Библиотека им. Ленина"

Здания

Станция метро "Библиотека им. Ленина"

"... а на лестнице к платформе в красноватом крымском мраморе мы видим окаменелые улитки, ракушки — остатки жизни каки...

Скачать мобильное приложение

© «Узнай Москву»
О проекте
Герб Москвы

При поддержке
Правительства Москвы

Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons Attribution 3.0 при условии ссылки на первоисточник (в случае использования материалов сайта в сети Интернет — интерактивная ссылка).