Узнай Москву

Глава Московского Художественного

с 29 Октября по 5 Ноября

Здания Дни наследия Музеи Маршруты Квесты Памятники Места История города Личности Авторы Литература Конкурсы

Здравствуйте!

26 октября 1898 года в Москве, в Каретном ряду дал свой первый спектакль Московский Художественный общедоступный театр. Это была трагедия Алексея Толстого "Царь Федор Иоаннович". Главную роль в нем сыграл Иван Москвин.

Идея такого театра принадлежала драматургу и педагогу Владимиру Ивановичу Немировичу-Данченко. А для ее осуществления он пригласил режиссера Константина Сергеевича Станиславского. Тот сразу же согласился, увлекся – и таким образом в Москве возникла новая театральная площадка. Сейчас она известна на весь мир как Московский Художественный театр или просто МХТ. Многие, правда, по привычке называют его МХАТом, хотя слово "академический" было вычеркнуто из названия еще в 2004 году.

Сорок лет, до самой своей смерти главой этого театра оставался Константин Станиславский. Вспомним же об этой уникальной личности.

  • Константин Сергеевич Алексеев (сценический псевдоним – Станиславский) родился в 1863 году в одном из домов, принадлежавших купеческому роду Алексеевых. Его нынешний адрес – улица Александра Солженицина, 29. Костя с малых лет увлекался театром, постоянно устраивал домашние спектакли. Очень любил ездить в цирк. Но, к сожалению, у его отца, Сергея Владимировича Алексеева было мало времени для того, чтобы выезжать с семей на театральные и цирковые представления. Все отнимал золотоканительный бизнес, на алексеевской фабрике вырабатывали нити для золотого шитья.

    Костя родился в правом флигеле этого особняка. Здание еще некоторое время находилось в собственности Алексеевых, а ближе к концу XIX века его приобрело Московское купеческое общество. После революции дом переделали под коммуналки. В одной из них жил молодой человек, ставший впоследствии знаменитым писателем.

  • Мальчика Костю отдали учиться в четвертую городскую гимназию. Она располагалась в доме на Покровке, выстроенном в стиле пышного барокко. Москвичи усматривали в нем сходство с комодом. Предыдущих владельцев так и называли – Трубецкие-Комод.

    К сожалению, внутреннее наполнение не соответствовало оболочке. Педагогический коллектив оставлял желать лучшего. Костя, привыкший к нравам передовой предпринимательской среды, удивлялся: "Директор нашей гимназии был глупый человек и чудак... Сидя на кафедре, он ковырял ручкой пера в ухе и вытирал перо о тряпочку, которая с этой целью носилась в кармане". Увы, тупоумие преподавателей, зубрежка, ругань и лишение обеда в качестве наказания были нормой. В результате мальчика перевели в гимназию при Лазаревском институте восточных языков.

  • Детство закончилось. Константина Сергеевича приставили к фамильному, золотоканительному делу. Он делает успехи в бизнесе, его вводят в совет директоров. Но настоящая жизнь наступает по окончании рабочего дня. Чуть ли не каждый вечер молодой человек участвует в какой-нибудь любительской пьесе, а со временем и сам начинает их ставить - уже в качестве режиссера. Чтобы про это не узнали родственники, он берет псевдоним. Но как-то раз, выйдя на сцену, видит среди зрителей своих родителей…

    К счастью, обошлось без страшной бури. Только отец произнес: "Если ты непременно хочешь играть на стороне, то создай себе приличный кружок и репертуар. Но только не играй всякую гадость бог знает с кем".

    В результате возникло Общество искусства и литературы. Оно выступало на разных площадках, в том числе в доме Терлецких (они же Торлецкие) на Рождественке. Там же, кстати, в спектакле "Плоды просвещения", поставленном Константином Сергеевичем, в 1891 году под псевдонимом Комина дебютировала будущая великая актриса.

  • Местом рождения МХТ принято считать ресторан "Славянский базар", излюбленное заведение китайгородского купечества. В 1897 году сотрудник газеты "Новости дня" и член Московского отделения театрально-литературного комитета Владимир Иванович Немирович-Данченко предложил Станиславскому обсудить некий, как бы сегодня сказали, совместный проект. Речь шла о новом театре. Встретились в "Славянском базаре" в два часа дня и говорили… 18 часов! Когда ресторан закрылся, новоявленные компаньоны просто переместились на дачу Алексеевых, в подмосковную Любимовку.

    Обнаружилось, что их взгляды на сценическое искусство во многом совпадают. Театр должен быть во всех отношениях общедоступным, историческая атмосфера воспроизводится достоверно, все компоненты спектакля подчиняются единому замыслу. По ходу беседы вели протокол, в котором записывали приходящие в голову тезисы. Например, такой: "Нет маленьких ролей, есть маленькие артисты".

    В результате, уже в следующем году был сыгран первый спектакль.

  • Поначалу спектакли давали в саду "Эрмитаж". Для этого был наспех переоборудован так называемый Щукинский театр. Станиславский вспоминал: "Все стены с их пошлыми объявлениями мы просто закрасили белой краской. Скверную мебель закрыли хорошими чехлами, нашли приличные ковры и устлали ими все коридоры, примыкавшие к зрительному залу... Неприглядные углы закрыли лавровыми деревьями и цветами".

    Но уже в 1902 году театр обосновался в новом здании, в Камергерском переулке. Не обошлось без помощи известного Саввы Морозова. Константин Сергеевич писал: "Савва Тимофеевич Морозов не только поддержал нас материально, но и согрел нас теплотой своего отзывчивого сердца и ободрил энергией своей жизнерадостной натуры".

    Миллионер сам принимал участие в строительстве, не гнушаясь плотницкими и прочими работами. А архитектором был Федор Шехтель. Он же придумал знаменитый занавес с изображением чайки.

  • Новая власть отнеслась к Станиславскому с большим пиететом. Ему оставили театр, выделили особняк в Леонтьевском переулке. О его оригинальных привычках ходили легенды. Искусствовед Александр Февральский писал: "Согласно установившемуся порядку после того, как студийцы и зрители занимали свои места, появлялся Станиславский. Все вставали. Полушутливо он говорил: "Позвольте пожать нежную дамскую ручку," - и пожимал руку одной из женщин, "И благородную мужскую руку" - и пожимал руку кого-либо из мужчин. Считалось, что таким образом он поздоровался со всем залом".

    Многих его личность раздражала. Михаил Булгаков довольно язвительно вывел Константина Сергеевича в "Театральном романе". Тем не менее, это был все тот же великий мэтр, создавший великий театр.

Узнавайте Москву вместе с нами!

И чаще посещайте МХТ.

Редакция «Узнай Москву» рекомендует:

Здание МХТ

Здания

Здание МХТ

Камергерский переулок, д. 3

По рисункам Шехтеля отделали интерьеры и все убранство - вплоть до занавеса и надписей.
Славянский базар

Здания

Славянский базар

Никольская ул., д. 17, с1

В этом ресторане Немирович-Данченко и Станиславский обсуждали идею создания будущего МХАТа.
Дом-музей Станиславского

Здания

Дом-музей Станиславского

Леонтьевский пер., д. 6, стр. 1

В этом доме жил и работал последние 17 лет жизни великий режиссер К.Станиславский.
Усадьба Алексеевых

Здания

Усадьба Алексеевых

Александра Солженицына ул., д. 29/18

В правом флигеле этой усадьбы родился Константин Сергеевич Алексеев (Станиславский), будущий великий режиссёр.
Усадьба Апраксина-Трубецких

Здания

Усадьба Апраксина-Трубецких

Ул. Покровка, д. 22/1, с1

Дом, который дал своим владельцам странную приставку к фамилии
Дом Торлецких-Захарьиных

Здания

Дом Торлецких-Захарьиных

Ул. Рождественка, д.6/9/20 стр. 1

Во дворе этого дома прячется станция метро.

Скачать мобильное приложение

© «Узнай Москву»
О проекте
Герб Москвы

При поддержке
Правительства Москвы

Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons Attribution 3.0 при условии ссылки на первоисточник (в случае использования материалов сайта в сети Интернет — интерактивная ссылка).