Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Mayakovsky theater

In this theater on May 1, 1899 Chekhov's "Seagull" was staged - a play for a single viewer.

Mayakovsky theater
Mayakovsky theater
In this theater on May 1, 1899 Chekhov's "Seagull" was staged - a play for a single viewer.
4.67
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
XVIII в., 1884
Архитекторы:
Ф. О. Шехтель, K.V. Tverskiy
Эпоха:
18th century, 19th century
Информация о здании

В доме на углу Большой Никитской и Малого Кисловского переулка почти всегда был театр. Когда-то здесь, правда, стояли каменные палаты обер-секретаря И. Я. Комарова, но уже в начале XIX века на их месте можно было увидеть странное здание, имеющее большой круглый центральный объём и два прямоугольных объёма по бокам. Здание принадлежало купцу 2-й гильдии Г. Н. Зарубину, и большую ротонду облюбовала «Кантора театральной дирекции по Московскому отделению». Контора наняла у Зарубина все строения «для помещения в оных маскарадов и концертов» и также намеревалась устроить в большом круглом зале арку, а комнаты прямоугольных объёмов обратить в залы. Уже тогда дом Зарубина у Никитских ворот был известен всей театральной Москве.

В пожар 1812 года дом с ротондой сгорел. Долгое время угол Никитской и переулка встречал проезжающих закопчённым остовом. Только в 1838 году сын купца, отставной поручик Ефим Зарубин, взялся за ремонт и возвёл трёхэтажное здание, включившее в себя часть старого строения.

Через 30 лет здесь открыл свой театр немец Георг (Георгий) Парадиз (1846–1901). Актер и владелец собственной антрепризы Парадиз родился в Германии в обеспеченной купеческой семье, но вскоре оказался в России на сцене Петербургского Немецкого Императорского театра. В 1882 году, переехав в Москву, он основал антрепризу в Солодовниковском пассаже, куда пригласил некоторых своих петербургских коллег из немецкой труппы. Дела у труппы шли хорошо, и в 1886 году он открывает собственный театр в доме Зарубина, арендованном для этих целей на 12 лет. «Театр Парадиза» москвичи нередко называли «Никитский театр».

Георг Парадиз незамедлительно затеял строительство. Новое здание театра из красного кирпича в богатом псевдорусском стиле было спроектировано в конце 1880-х годов архитектором К. В. Терским, ему помогал молодой архитектор Ф. О. Шехтель; именно ему приписывается проект великолепного фасада. На фотографиях начала XX века можно видеть теремную крышу главного корпуса и такие же навершия башенок. Балкон над входом в театр освещали фонари. Сейчас все эти детали утеряны.
А. П. Чехов в своем дневнике писал о театре Парадиза: «Здание театра было построено на деньги одной из почитательниц его таланта, и немецкого сценического искусства вообще, кн. Е. Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой. Сначала здесь шли спектакли немецкой труппы, первоначально ангажированной Парадизом».

До 1913 года театр назывался «Интернациональным»; здесь устраивались спектакли гастролировавших иностранных и петербургских трупп. В театре побывали с гастролями такие знаменитости, как Эрнесто Росси, Элеонора Дузе, Сара Бернар, Бенуа Коклен, Эрнст Поссарт. А 1 мая 1899 года здесь шла чеховская «Чайка» — единственный спектакль в этих стенах для единственного зрителя. Из-за тяжелого недуга Антон Павлович не смог приехать зимой из Ялты на триумфальную премьеру, и труппа повторяла спектакль специально для него.

В 1913 году здание сдали в аренду опереточной труппе Е. В. Потопчиной. После революции в 1920 году здание национализировали и передали Театру революционной сатиры (Теревсату). А в 1922 году началась современная история Театра Маяковского — Теревсат расформировали, и 29 октября 1922 года для зрителей распахнул свои двери Театр Революции, художественным руководителем которого был назначен Всеволод Мейерхольд.

Мейерхольд руководил Театром революции всего два года. В 1923–1924 годах его фактически возглавлял В. М. Бебутов, в 1924 году главным режиссёром стал А. Л. Грипич; с его приходом театр ориентируется на постановку современной советской драматургии.

С 1931 года руководителем театра становится А. Д. Попов. Затем с 1943 года по 1967 год театр возглавляет Н. П. Охлопков; теперь это уже Театр Драмы, в 1954 году ему присвоено имя Владимира Маяковского.

С 1967 по 2001 год, до самой смерти, руководил театром Андрей Александрович Гончаров.

Режиссёры меняются, но театр им. Вл. Маяковского и сейчас занимает это здание.

The house on the corner of Bolshaya Nikitskaya and Maly Kislovskii alleys was almost always the theater. Once there, however, stood stone chambers chief secretary I.Ya.Komarova, but at the beginning of the XIX century in their place, you could see the strange building, which has a large round central volume and two rectangular volume on the sides. The house belonged to a merchant of the 2nd guild G.N.Zarubinu and large rotunda was chosen " Cantor theatrical Directorate of the Moscow office." The office hired all the buildings from Zarubin "for putting them into on-screen Masquerades and concerts," and also intended to arrange an arch in a large circular hall, and draw rooms of rectangular volumes into the halls. Even then, the house of Zarubin near the Nikitsky Gate was known throughout the theater of Moscow. In the fire of 1812 the house with the rotunda burned down. For a long time, the corner of Nikitskaya and the alley met the smoky skeletons passing by. Only in 1838 the son of a merchant, the retired lieutenant Yefim Zarubin undertook repairs and erected a three-story building, which included part of the old structure. Thirty years later the Georg (Georgii) Paradiz (1846-1901) opened his theater here. The actor and owner of his own private enterprise Paradise was born in Germany in a wealthy merchant family, but soon found himself in Russia on the stage of the Petersburg German Imperial Theater. In 1882, having moved to Moscow, he founded an enterprise in Solodovnikovsky Passage, where he invited some of his Petersburg colleagues from a German company. The troupe was doing well, and in 1886 he opened his own theater in the house of Zarubin, rented for these purposes for 12 years. "Theater Paradise" Muscovites often called "Nikita Theater." Georg Paradise immediately started construction. The new building of the theater of red brick in a rich pseudo-Russian style was designed in the late 1880s by architect K.V. Tersky, a young architect F.O. Shekhtel helped him, he is credited with the design of a magnificent facade. In the photographs of the beginning of the twentieth century one can see the roof of the main building and the same top turrets. Balcony over the entrance to the theater lit up the lights. Now all these details are lost. Anton Chekhov wrote in his diary about the theater Paradis : " The theater was built with the money of one of the admirers of his talent, and the German performing arts in general, E.F. Shakhovskoy - Glebova - Streshneva. First, there were the performances of German company, initially biased Paradise ". In 1893, the theater rents Y. Shchukin, which opens at the theater "Paradise" (the name has become its own ) Russian operetta performances of the troupe. The theater toured celebrities such as Ernesto Rossi, Eleonora Duse, Sarah Bernhardt, Benoit Coquelin, Ernst Possart. The building of the theater May 1, 1899 was Chekhov's "The Seagull " - the only show in these walls for a single viewer. Due to a severe illness Anton could not come in the winter of Yalta on the triumphant premiere, and the company repeated the performance for him. Subsequently, the theater was called "international", where performances were held in St. Petersburg and toured foreign troupes. It was closed after the revolution, when Western guest performers stopped coming. In 1920 the building was a theater of revolutionary satire ( Terevsat ) in 1922, theater director Vsevolod Meyerhold was appointed, and the theater converted into a theater of the Revolution. Meyerhold led the Revolution Theater for only two years. In 1923-24 he was actually headed by V.M. Bebutov, in 1924 the main director became A.L. Gripich, with his arrival the theater focuses on the production of modern Soviet drama. Since 1931 A.D. Popov became the head of the theater. Then from 1943 to 1967 the theater is headed by N.P. Okhlopkov, now this is the Drama Theater, in 1954 he was given the name of Mayakovsky. From 1967 to 2001, until his death, Andrei Alexandrovich Goncharov directed the theater. The directors are changing, but the Mayakovsky Theater still occupies this building.
Автор статьи: Зинаида Одолламская
Отзывы
(1)