Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Архитектурный ансамбль Городской больницы №1 имени Н.И.Пирогова (Первая Градская)

Архитектурный ансамбль Первой Градской возведен в  1828-1833 гг. по проекту архитектора Осипа Ивановича Бове в стиле позднего классицизма.

Архитектурный ансамбль Городской больницы №1 имени Н.И.Пирогова (Первая Градская)
Архитектурный ансамбль Городской больницы №1 имени Н.И.Пирогова (Первая Градская)
ЦАО, Ленинский просп., дом 8, корпус 10, ЦАО, Ленинский просп., дом 8, корпус 9
Shabolovskaya, Oktyabrskaya, Октябрьская (радиальная)
Архитектурный ансамбль Первой Градской возведен в  1828-1833 гг. по проекту архитектора Осипа Ивановича Бове в стиле позднего классицизма.
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1828-1833
Архитекторы:
Эпоха:
19th century
Дата открытия, История появления

Когда с Ленинского проспекта входишь на территорию 1-ой градской больницы у главного корпуса и поворачиваешь по дорожке налево в сторону 9 и 10 корпусов, то взору открывается удивительная архитектура, уносящая мыслями в эпоху позднего классицизма XIX века. Кажется, что и не больница это вовсе, а чья-то роскошная дворянская усадьба.

Однако оглядевшись, понимаешь, что все окружающее представляет архитектурный ансамбль.



Исторически участок для постройки больницы был продан городу в 1828 году Анной Алексеевной Орловой-Чесменской. Эта территория примыкает к построенной ранее Матвеем Казаковым Голицынской больнице, но как целостный ансамбль, именно 1-ой Градской больницы, был создан по проекту Осипа Ивановича Бове в 1828-1833 гг. Больница была построена на государственные деньги и предназначалась для неимущих.

Это эпоха позднего классицизма, ампира, что и нашло яркое отражение в архитектуре корпусов.      

Корпус 10

Планировка корпуса представляет собой как бы незавершенное «каре» с внутренним двором и яркими фасадами двух объемов, выходящих на Ленинский проспект. Ближний по ходу, но находящийся в глубине, имеет характерный ампирный фасад. Центральный ризалит украшен большим трехчастным окном в форме портика с двумя полуколоннами тосканского ордера, которые поддерживают антаблемент, на фризе которого имеется  надпись «Амбулатория». Окно завершается полуциркульной аркой-архивольт.

Первый этаж имеет классическую рустовку, а на поверхности стен видны характерные для ампира накладки-рельефы в виде факелов-светильников и лавровых венков с лентами. Вся композиция вверху заканчивается аттиком.
На правом боковом фасаде имеется полуротонда с колоннадой дорического ордера и античным антаблементом. Строгость и выразительность придают колонны с канелюрами, поставленные на плоскость пола без баз  (оснований). На фризе за колоннами имеется характерный рельеф на античные темы.
Второй парадный фасад этого корпуса выполнен в более сдержанном стиле. Он имеет украшения окон и входа в виде полуколонн и пилястр тосканского ордера и два небольших ризалита по бокам.
Корпус 9

Девятый корпус как бы завершает планировку разомкнутого «каре», но стоит отдельно.
Постройка носит камерный и в то же время элегантный характер. Симметричный фасад красиво оформлен входом из двух полуколонн, на которых расположен полуфронтон с помещенной внутри, непосредственно над дверью, каменной барельефной иконой Пресвятой Богородицы с младенцем, в иконографии, относящейся к Владимирскому образу. Иконная доска на барельефе помещена на плат и заканчивается вверху крестом.

Сам образ символизирует милосердие и сострадание к болеющим.
В горизонтальных филенках над окнами помещены рельефно-скульптурные изображения Пеликана, окормляющего своих младенцев-птенцов своей кровью. Означает любовь родителей к своим детям, так и попечение Государя о своем народе. Очень красивы по форме два распахнутых крыла, объединенные полувенком, и выступающая вперед изящно изогнутая шея с головой.  Это изображение эмблемы Ведомства учреждений Императрицы Марии Федоровны, матери императора Александра I. В задачу ведомства входило попечение больниц для бедных.

На фризе имеется надпись из римских цифр МДСССХХХ1Х, которая расшифровывается как 1839, что, по-видимому, означает год постройки этого корпуса. Лечебное назначение корпусов менялось. Во время войны 1941-1945 гг. здесь проходили лечение военнослужащие.
Перестройка и реставрация

В 2012 году к 210-летию основания больницы были проведены реставрационные работы фасадной части корпусов. Отремонтированы палаты, лекционная аудитория для студентов, переоборудованы другие лечебные помещения.
Архитектурный ансамбль Городской больницы №1 имени Н.И.Пирогова ( Первая Градская), корпуса 9 и 10 находится по адресу: Ленинский проспект, дом 8, возведен в  1828-1833 гг. по проекту архитектора Осипа Ивановича Бове в стиле позднего классицизма.
Когда с Ленинского проспекта входишь на территорию 1-ой градской больницы у главного корпуса и поворачиваешь по дорожке налево в сторону 9 и 10 корпусов, то взору открывается удивительная архитектура, уносящая мыслями в эпоху позднего классицизма XIX века. Кажется, что и не больница это вовсе, а чья-то роскошная дворянская усадьба.
Однако оглядевшись, понимаешь, что все окружающее представляет архитектурный ансамбль.                  
Исторически участок  для постройки больницы был продан городу в 1828 году Анной Алексеевной Орловой-Чесменской. Эта территория примыкает к построенной ранее Матвеем Казаковым Голицынской больнице, но как целостный ансамбль, именно 1-ой Градской больницы, был создан по проекту Осипа Ивановича Бове в 1828-1833 гг. Больница была построена на государственные деньги и предназначалась для неимущих.
Это эпоха позднего классицизма, ампира, что и нашло яркое отражение в архитектуре корпусов.      
Корпус 10.
Планировка корпуса представляет собой как бы незавершенное «каре» с внутренним двором и яркими фасадами двух объемов, выходящих на Ленинский проспект. Ближний по ходу, но находящийся в глубине, имеет характерный ампирный фасад. Центральный ризалит украшен большим трехчастным окном в форме портика с двумя полуколоннами тосканского ордера, которые поддерживают антаблемент, на фризе которого имеется  надпись «Амбулатория». Окно завершается полуциркульной аркой-архивольт.
Первый этаж имеет классическую рустовку, а на поверхности стен видны характерные для ампира накладки-рельефы в виде факелов-светильников и лавровых венков с лентами. Вся композиция вверху заканчивается аттиком.
На правом боковом фасаде имеется полуротонда с колоннадой дорического ордера и античным антаблементом. Строгость и выразительность придают колонны с канелюрами, поставленные на плоскость пола без баз  (оснований). На фризе за колоннами имеется характерный рельеф на античные темы.
Второй парадный фасад этого корпуса выполнен в более сдержанном стиле. Он имеет украшения окон и входа в виде полуколонн и пилястр тосканского ордера и два небольших ризалита по бокам.
Корпус 9.
Девятый корпус как бы завершает планировку разомкнутого «каре», но стоит отдельно.
Постройка носит камерный и в то же время элегантный характер. Симметричный фасад красиво оформлен входом из двух полуколонн, на которых расположен полуфронтон с помещенной внутри, непосредственно над дверью, каменной барельефной иконой Пресвятой Богородицы с младенцем, в иконографии, относящейся к Владимирскому образу. Иконная доска на барельефе помещена на плат и заканчивается вверху крестом.
Сам образ символизирует милосердие и сострадание к болеющим.
В горизонтальных филенках над окнами помещены рельефно-скульптурные изображения Пеликана, окормляющего своих младенцев-птенцов своей кровью. Означает любовь родителей к своим детям, так и попечение Государя о своем народе. Очень красивы по форме два распахнутых крыла, объединенные полувенком, и выступающая вперед изящно изогнутая шея с головой.  Это изображение эмблемы Ведомства учреждений Императрицы Марии Федоровны, матери императора Александра I. В задачу ведомства входило попечение больниц для бедных.
На фризе имеется надпись из римских цифр МДСССХХХ1Х, которая расшифровывается как 1839, что, по-видимому, означает год постройки этого корпуса. Лечебное назначение корпусов менялось. Во время войны 1941-1945 гг. здесь проходили лечение военнослужащие.
В 2012 году к 210-летию основания больницы были проведены реставрационные работы фасадной части корпусов. Отремонтированы палаты, лекционная аудитория для студентов, переоборудованы другие лечебные помещения.
Автор статьи: Алексей Гизюк
Рекомендации
Особняк Зинаиды Морозовой с дополненной реальностью

В 1893 году Савва Морозов, знаменитый купец и промышленник, решил купить старую усадьбу Аксаковых на Спиридоновке и построить для своей любимой жены Зинаиды особняк. Молодой архитектор Фёдор Шехтель создал здесь настоящий средневековый замок, сделавший его знаменитым и модным архитектором, к которому выстроилась очередь из богатых заказчиков.

Технологии дополненной реальности в приложении «Узнай Москву» позволят вам узнать историю создания особняка непосредственно от цифрового двойника Саввы Тимофеевича Морозова. Вам надо всего лишь открыть карточку объекта в приложении, нажать кнопку “Дополненная реальность” и погрузиться в изучение истории знаменитого особняка.

ул. Спиридоновка, дом 17, строение 1
Краснопресненская, Баррикадная
Духовно-просветительский комплекс российских традиционных религий в районе Отрадное
Нововладыкинский пр., вл. 15 - ул. Хачатуряна, д. 8, корп. 1
Отрадное, Владыкино
Поделитесь статьей с друзьями
Интересное рядом(9)
The Museum of entrepreneurs, patrons of art and philanthropistsThe Museum of entrepreneurs, patrons of art and philanthropists is the only publicly accessible research, educational and educational museum center in Russia, dedicated to the history of entrepreneurship, patronage and philanthropy. The museum was created in 1992 in Moscow with the active participation of the descendants of entrepreneurs of pre-revolutionary Russia. The museum is located in a 19th century building that belonged to the merchant Prostyakov, a well-known Moscow entrepreneur and gentleman of five Russian orders for charitable activities, who opened an elementary school in this house. The Museum holds over 2.5 thousand genuine exhibits: documents, photographs, personal belongings and awards of people who played a significant role in the history of Russian entrepreneurship and charity - Russian bankers, industrialists, merchants, intellectuals who laid the foundations of Russian culture, science, education, financial system, industry, health and social support. The museum also has a significant research and support fund (about 2,500 units), including copies of materials, the originals of which are kept in the families of the descendants of merchant families and in private collections. The library thematic fund currently counts over 3,000 units and is available to museum visitors for free. The main exhibition of the museum includes 4 rooms: - Entrepreneurs, patrons of art and philanthropists of the XIX – XX centuries. - Equity, financial and stock markets of Russia. - Hall of Life. - Upbringing and education of children. The museum regularly hosts sightseeing and thematic excursions, walking tours in Moscow, business and cultural events for adult audiences, educational and interactive for children. The museum has an educational center. The mission of the museum is to preserve the traditions of pre-revolutionary Russian entrepreneurs, patrons of art and philanthropists and inspire the development of a culture of creative entrepreneurship.
Moscow, Donskaya street, 9 (metro station “Oktyabrskaya”)
Shabolovskaya, Oktyabrskaya
ул. Крымский Вал, 9
Oktyabrskaya, Октябрьская (радиальная)
г. Москва, Ленинский пр-кт.
Пирогов Николай Иванович
русский хирург и учёный-анатом, естествоиспытатель и педагог, профессор, создатель первого атласа топографической анатомии
Bové O. I.
архитектор