Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Dolgorukov house

This building being use for exhibitions for almost a century now. Previously it was associated with the military and people called it "devilish building".

Dolgorukov house
Dolgorukov house
This building being use for exhibitions for almost a century now. Previously it was associated with the military and people called it "devilish building".
3.59
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1780 г. 1812-1847 гг.
Эпоха:
18th century, 19th century
Информация о здании

Владение на углу Пречистенке и Сеченовского переулка имеет весьма сложную форму, поскольку формировалось в результате объединения более мелких участков на протяжении трех веков.

В 1772-1773 годах генерал-майор Михаил Никитич Кречетников скупил смежные дворы, выходившие на Пречистенку, и выстроил городскую усадьбу, состоявшую из главного дома и двух флигелей. Два подковообразных каменных корпуса служб ограничивали парадный двор усадьбы. После смерти Кречетникова княгиня Е. А. Долгорукова выкупила усадьбу, и до 1840-х годов она принадлежала ее сыну князю А.Н. Долгорукову. Трое его сыновей довольно известны. Старший Илья Андреевич был членом ранних декабристских обществ и упомянут в стихах А.С. Пушкина как «осторожный Илья». Средний сын, Василий, занимал пост начальника III Отделения Императорской канцелярии, откуда ушел после покушения Каракозова на Александра II, считая, что не справился со своими обязанностями обеспечения охраны государя. Младший, Владимир, занимал пост московского генерал-губернатора с 1865 по 1891 год.

Между 1797 и 1799 годами над проездными воротами между главным домом и флигелями были надстроены галереи, что привело к созданию единого протяженного объема. Чертежи обновленного здания вошли в знаменитые «Архитектурные альбомы» М.Ф. Казакова. Пожар 1812 года не пощадил усадьбу. Исследователи полагают, что восстановлением занимался архитектор Ф.И. Кампорези. В пользу этого свидетельствует текст подрядной записи 1816 года на изготовление новых лестниц и дверей, где говорится: «…все ж оное строение производить и двери зделать по приказанию архитектора Кампорези и по рисунку ево данному» К 1816 году восстановительные работы были в основном завершены. Часть помещений первого этажа главного дома и служб сдавалась под мелкие мастерские и лавочки.

В 1846 году усадьбу приобретает чиновник И.В. Лаврентьев, который покупает еще и соседний участок и все, что только можно, сдает в аренду. Главный дом занимает 1-я Московская гимназия, затем школа межевых топографов.

В середине 1850-х усадьба почти целиком перешла к подпоручику Н.П. Воейкову, который сдал дом Александро-Мариинскому училищу Пречистенского отделения Попечительства о бедных в Москве, основанному В.Е. Чертовой. Москвичи тут же метко прозвали заведение «чертовским училищем». Вскоре усадьба переходит в собственность училища, проводится ремонт, перепланировка главного дома и устраивается домовая церковь Покрова Богородицы.

В 1870-х планировка владения подверглась некоторому переустройству, в частности, по новому был разбит училищный сад, за что цветовод Фомин был удостоен золотой медали. Старый полуциркульный корпус служб был надстроен до двух, а частично до трех этажей.

Далее переделки следуют одна за другой, архитекторы Н.И. Финисов, А.О. Гунст, Н.Д. Струков последовательно что-то достраивают и перестраивают. В 1899 году училище было преобразовано в Александро-Мариинский институт им. кавалерственной дамы В.Е. Чертовой и перешло в военное ведомство. Институт, располагавшийся здесь до 1917 года, был предназначен для образования дочерей офицеров Московского военного округа. Попечительницей была великая княгиня Елизавета Федоровна. Давали образование: воспитательниц начальных училищ и домашних воспитательниц - прошедшим общий курс обучения; учительниц - прошедшим полный курс обучения.

В начале ХХ века во владении произошли существенные изменения, вызванные потребностью института в расширении площадей и ветхим состоянием многих построек, к главному дому были пристроены два трехэтажных корпуса по проекту архитектора Н.Д. Струкова.

В советское время бывшее владение института было занято учреждениями военного ведомства. Перед переездом сюда в 1921 году Академии РККА здание подверглось очередной перепланировке и ремонту.

В 1998-2000 годах в главном доме была проведена реставрация. С марта 2001 года здесь работает Музейно-выставочный комплекс Российской Академии художеств «Галерея искусств Зураба Церетели».

Property at the corner of the alley Sechenovskiy Lane and Prechistenka Street has a very complex shape as formed through the merger of smaller plots for three centuries . Major General Michael Nikititch Krechetnikov bought several adjacent neighborhoods faced Prechistenka street, and built a city estate that consisted of a main house and two outbuildings in 1772-1773. Two horseshoe-shaped stone buildings services limited front yard estate. After the death of Krechetnikov Princess E.A. Dolgorukova bought the estate, and up to 1840 it belonged to her son, Prince A. Dolgoruky . Three of his sons are quite famous . The elder son Ilya was a member of the early Decembrist societies and is mentioned in verse A.S. Pushkin as "cautious Ilya". Middle son, Basil, was chief of the Imperial Chancery Division III, which he left after the Alexander II’s assassination attempt of Karakozovn, believing that failed in their duties to ensure the protection of the sovereign. Vladimir , served as governor -general of Moscow from 1865 to 1891 . Between 1797 and 1799 over the gates for passage between the main house and outhouses were built on top gallery, which led to the creation of a single extended volume. The drawings included in the renovated building of the famous "Architectural albums» by M.F. Kazakov. A fire in 1812 did not spare the estate. The researchers believe that architect F.I. Kamporezi managed the restorations. This is supported by the text of contractor records in 1816 for production of new stairways and doors, which states: "... all the same structure to produce and the doors to build on the order of the architect Camposi and according to the drawing of the given" .By 1816, the restoration work was largely completed. Part of the premises of the first floor of the main house and services were rented to small workshops and shops. In 1846 the estate was acquired by an official I.V. Lavrentyev, who also buys a neighboring plot and leases everything that can be rented. The main house is occupied by the 1st Moscow Gymnasium, then the School of Land Surveyors. In the middle of the 1850s, the estate was almost completely transferred to the second lieutenant N.P. Voyeikov, who passed the house to the Alexandro-Mariinsky School of the Prechistensky Department of the Trusteeship for the Poor in Moscow, founded by VE. Damn. Muscovites immediately aptly nicknamed the institution "devil's school." Soon the estate passes into the ownership of the school, repairs are carried out, the main house is redeveloped and the house church of the Intercession of the Virgin is arranged. In 1870 ownership plan has undergone some reorganization , in particular, the new Uchilischnaya garden was laid out , for what Florist Fomin was awarded a gold medal. Further alterations followed one after another, architects N. Finis , S.A. Gunst , N.D. Strukov consistently restored and rebuilt something within the estate. In 1899, the school was transformed into the Alexander Mariinsky Institute of the caviler- ladie V.E. Chertova and transferred to the Ministry of Defense. The Institute, which was located here until 1917, was intended to educate the daughters of officers of the Moscow Military District. Grand Duchess Elizabeth Feodorovna was a Matron of the school. They gave education: teachers of primary schools and home educators who passed the general course of study; teachers - passed the full course of training. In the early twentieth century significant changes occurred in the property due to the need to expand the institute premises and dilapidated state of many buildings. The main house was altered with two, three-storey buildings designed by architect N.D. Strukov . In Soviet times, the former property of the Institute was occupied by Ministry of Defense offices. Before the Red Army Academy was transferred to the building in 1921 another remodeling and repair were made. In 1998-2000, the main house was restored. Since March 2001, the Museum-Exhibition Complex of the Russian Academy of Arts "Zurab Tsereteli Art Gallery" has been operating here.
Автор статьи: Юлия Мезенцева
Рекомендации
Отзывы
(1)
Поделитесь статьей с друзьями
Интересное рядом(5)
Фридрих Энгельс
Пречистенских Ворот пл.
Лосев Алексей Федорович
философ и религиозный мыслитель
Gunst A. O.
архитектор, художник, театральный деятель