Дом Наркомфина — один из ярчайших образцов архитектуры советского авангарда, построенный в 1928-1930 годах по проекту архитекторов Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса при участии инженера Прохорова для работников Народного комиссариата финансов СССР. Этот дом стал настоящим манифестом нового образа жизни и воплощением идеи коллективизма в архитектуре.
Замысел архитекторов был поистине революционным для своего времени. Дом Наркомфина задумывался как «опыт создания нового типа жилья, в котором заключён принцип сочетания вполне индивидуализированных жилых помещений с целым рядом обобществлённых бытовых функций». Здесь нашли отражение передовые идеи организации быта и жилого пространства, которые во многом опередили своё время.
Комплекс Дома Наркомфина состоял из нескольких корпусов: жилого дома, коммунального блока и здания прачечной. Жилой корпус представлял собой шестиэтажное здание прямоугольной формы, вмещавшее 50 квартир различных типов. Коммунальный блок, соединённый с жилым корпусом переходом, включал в себя общественные помещения: столовую, спортзал, библиотеку и детский сад на крыше.
Уникальность Дома Наркомфина заключалась в его планировочных решениях. Моисей Гинзбург разработал несколько типов «экономичных квартир-ячеек», которые отличались исключительной рациональностью и эргономичностью. Наиболее известны два типа квартир: Ячейка типа F — компактное жилище для одного-двух человек, организованное на нескольких уровнях. Высота потолка в спальне, кухне и санузле составляла 2,25 м, а в гостиной — 3,5 м. Ячейка типа K — двухъярусная квартира с уменьшенными местами общего пользования и гостиной двойной высоты (4,8 м). В нижнем ярусе располагались коридор, передняя, терраса и кухня, в верхнем — две спальни.
Для экономии площадей в доме был применён принцип, при котором один коридор-галерея с ленточным остеклением обслуживал сразу три этажа. Двери в квартиры из коридоров располагались попарно: одна вела вниз, другая — вверх. Такое решение обеспечивало сквозное проветривание квартир и максимально эффективное использование пространства.
В Доме Наркомфина были воплощены многие новаторские инженерные решения. Каркас здания был изготовлен из монолитного железобетона, что было передовой технологией для того времени. Наружные и внутренние стены были выполнены из бетонитовых пустотелых камней, а стены и перегородки — из фибролита, экологичного материала на основе древесной стружки.
Особого внимания заслуживает система окон, разработанная специально для этого проекта. Ленточное остекление с использованием сдвижных рам позволяло максимально использовать естественное освещение и обеспечивало эффективную вентиляцию помещений.
Несмотря на свою инновационность и значимость для истории архитектуры, судьба Дома Наркомфина складывалась непросто. С течением времени здание постепенно приходило в упадок. В 1980-х годах начались первые попытки его восстановления, но они не увенчались успехом. К началу 2000-х годов состояние дома стало критическим, и он был включён в список «100 главных зданий мира, которым грозит уничтожение».
Возможность полноценной реставрации Дома Наркомфина появилась только в 2016 году, когда все площади здания оказались сосредоточены в руках одного собственника. Важно отметить, что новый владелец рассматривал его не только как инвестиционный проект, но и понимал историческую и культурную ценность дома.
Проект реставрации был разработан архитектурным бюро «Гинзбург Архитектс» под руководством Алексея Гинзбурга, внука знаменитого архитектора Моисея Гинзбурга. Это символическое совпадение позволило сохранить преемственность архитектурной мысли и обеспечить максимально бережное отношение к оригинальному замыслу.
Основной задачей реставраторов было сохранение подлинности здания, его внутренней планировочной структуры и исторической трассировки инженерных коммуникаций. При этом дом должен был стать не просто музейным экспонатом, а вновь обрести свою жилую функцию, интегрировавшись в современную жизнь.
В ходе реставрационных работ были решены многочисленные сложные задачи. Начали с восстановления исторического облика фасадов. Тщательные исследования позволили определить оригинальный цвет здания — сложный оттенок белого, который был воссоздан с большой точностью. Особое внимание уделили реставрации оконных конструкций. Уникальная система сдвижных ленточных окон была воссоздана с использованием современных технологий, но с сохранением исторического облика.
Важнейшим аспектом работы стало восстановление планировочной структуры. Реставраторы сохранили оригинальные типы квартир-ячеек, разработанные Гинзбургом, что позволило сохранить уникальность внутреннего пространства дома. В части квартир была выполнена реставрационная отделка с воссозданием первоначальной цветовой схемы стен и потолков, а также исторических ксилолитовых полов.
Не менее сложной задачей стало восстановление инженерных систем. Исторические трассы коммуникаций были сохранены, но наполнены современным содержанием, что позволило обеспечить комфорт жильцов, не нарушая исторической структуры здания. Реставрация коснулась и коммунального блока, где были восстановлены общественные пространства, включая знаменитый витраж.
Завершающим этапом стало благоустройство территории. Вокруг дома был воссоздали исторический уровень земли, что позволило раскрыть первоначальный облик здания и вернуть ему задуманные архитекторами пропорции.
Особого внимания заслуживает работа по восстановлению уникальных материалов, использованных при строительстве дома. Были найдены или воссозданы аналоги исторических бетонитовых блоков, фибролита, ксилолитовых полов. Эта работа потребовала глубоких исследований и применения современных технологий, но позволила максимально точно воссоздать аутентичную атмосферу дома.
За проведённые работы проект был удостоен нескольких наград в конкурсе «Московская реставрация — 2020».
Результатом масштабной реставрации стало возрождение не просто архитектурного памятника, но целой философии жизни, заложенной в этом здании. Дом Наркомфина вновь стал жилым, сохранив при этом свою историческую ценность и архитектурную уникальность, что было по достоинству оценено профессиональным сообществом.
Автор статьи: Георгий Вайсберг. Доработано Департаментом культурного наследия города Москвы
























%20BEL_0521.jpg&w=1920&q=75)





