Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Building of "Russia" insurance company

This luxury house-quarter with a rich history is the true pearl of the Boulevard.

Building of "Russia" insurance company
Building of "Russia" insurance company
Сретенский бульв., дом 6/1, строение 2
Turgenevskaya, Sretenskij bulvar
This luxury house-quarter with a rich history is the true pearl of the Boulevard.
5.00
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Архитектурный стиль:
,
Годы постройки:
1900-е
Эпоха:
1900s
Информация о здании

Фактически это два крупных массива с внутренними дворами. Основная доминанта дома - стилизованная готическая башня с часами и колоколом - обращена на современную Тургеневскую площадь. Два корпуса соединены ажурными решетками. Декор фасадов весьма разнообразен: балконы и балкончики, множество эркеров, аллегорические скульптуры, фризы со сложным орнаментом. По всему периметру здания рустованный нижний этаж подчеркивает легкость скульптурных композиций, рисунок наличников, стрельчатых арок и башенок.

Место, где стоит дом, практически не имеет истории обычной жилой застройки. В первой половине XVIII века здесь находилось подворье новгородского архиерея, где жил архиепископ Феофан Прокопович, верный сподвижник Петра I в реформах русской православной церкви. После его смерти подворье пришло в государственную казну. В 1742 году зодчий И. Мичурин перестроил подворье для московского почтамта. Он просуществовал здесь до 1785 года, когда переехал на Мясницкою улицу. Место стали называть Старым почтамтом.

В 1880-х годах на этом месте появился круглый павильон панорамы «Царь-град». В 1886 году антрепренер М. Лентовский переделал здание для народного театра «Скоморох».

В 1898 году страховое общество «Россия» купило эту землю и начало строительство доходного дома, закончившееся в 1902. Работы велись под руководством молодого архитектора Николая Проскурнина при участии Виктора Величкина. Оба мастера прославились как яркие представители московского модерна.

Дом на Сретенском бульваре построен в стиле эклектики: здесь сочетаются черты, характерные для модерна, неоренессанса, неоготики. Фасады украшены фигурами мифических существ, животных, людей: один из балконов поддерживает саламандра, другой – чугунные летучие мыши. Со стороны Боброва переулка в нише можно увидеть изваяние мужской фигуры в рабочем фартуке, отсылающее к масонской символике.

В здании было 148 квартир площадью от 200 до 400 кв.м. Высота потолков в них - от 3,8 м. до 4,2 м. Комплекс оборудовали новейшими для того времени удобствами: автономной электростанцией, отоплением, системой вентиляции с подогревом, фильтрацией и увлажнением воздуха. В зданиях имелись электрические лифты, прачечная и телефонная станция. Для водоснабжения пробурили артезианский колодец глубиной около 50 метров, в каждой квартире – отдельные ванная и туалет.

В новом доме поселились профессора университета, ученые, члены Государственной думы – в основном невероятно состоятельные и успешные деятели своего времени. После 1917 года их сменили представители советской интеллигенции. Квартиры были разделены, уплотнены, превратились в типичные коммуналки.

В 1920–25 годах в правом корпусе помещался Наркомпрос, где под началом А. Луначарского работала Н. Крупская. В доме также находились Главное артиллерийское управление Красной Армии, здесь же расположился литературный отдел комиссариата (ЛИТО), в котором работал секретарем Михаил Булгаков. 

В середине XX века в одном из зданий был открыт первый в Москве пункт проката, предоставлявший во временное пользование бытовую технику, посуду, спортивный инвентарь.

В середине 1960-х годов МОСХ выделил чердачные помещения под мастерские художников. Там работали представители «неофициального искусства» Илья Кабаков и Юло Соостер. Неформальное объединение художников из этих мастерских называли «группой Сретенского бульвара».

Интересные факты

У главной башни с часами есть тайна. На ней находится часовой колокол, отлитый на знаменитом заводе Павла Финляндского специально для этого дома. Но по загадочной причине у колокола не было языка, звонить он не мог.

In fact, this is a large array of two buildings with courtyards. The main dominant of the house faces on Turgenev square: stylized Gothic tower - refrain of the Spasskaya Tower of the Kremlin. The two buildings are connected with openwork lattices by architect O. von Dessin. Facade decor is very diverse: large and small balconies, lots of bay windows, allegorical sculptures, friezes with complex patterns. Ground floor of the building is rusticated throughout the entire perimeter to emphasize the ease of sculptures, casings patterns, lancet arches and turrets. All the achievements of technical thought the beginning of XX century have been applied here: the autonomous power, heating, air conditioning prototype, artesian well 45 meter deep. The place where the house stands has virtually no history of conventional residential development. In the first half of the XVIII century there was a farmstead of the Novgorod’s bishop, where Archbishop F. Prokopovich lived. In 1742, architect I. Michuryn reconstructed farmstead for the Moscow post office. It existed here until 1785, when it moved to Myasnitskaya Street. The place became known as the Old Post Office. A round building "King - town" for a Panorama "The Capture of Plevna." Emerged here in the 1880s. Entrepreneur M. Lentovsky remade the building for the national "Buffoon" theater in 1886. "Russia" Insurance Company bought the land in 1898 and started the construction of the apartment building, which ended in 1902. The work was done on the contest project of N. Proskurin. University professors, scientists, members of the State Duma settled in the new house. After 1917 they were replaced by figures of the Soviet intelligentsia. Commissariat of People’s education led by Lunacharsky was placed in the right body of the house in 1920-25's. N. Krupskaya, Lenin’s wife worked here. Main Artillery Directorate of the Red Army, Glavlit etc. also housed here. In the mid -1960s MOSH allocated attic space for artists' studios. There is a mystery in the clock tower. There is an hour bell, cast at the famous Finlansky factory specifically for this building. The bell rang only once - in 2011 on the occasion of the anniversary of the house.
Автор статьи: Ольга Греф, Анастасия Соловьева
Поделитесь статьей с друзьями
Интересное рядом(4)
Лубянская площадь

Лубянская площадь — одно из древнейших мест Москвы, возникшее, по преданию, на Кучковом поле. После присоединения Новгорода к великому княжеству Московскому в 1478 году Иван III поселил здесь знатныхновгородцев, и название родной им улицы Лубяницы дало имя новой московской слободе.

Лубянка была центром главных исторических событий столицы: в Смутное время по этой местности проходили войска ополчения Минина и Пожарского, а в 1662 году здесь начался Медный бунт.

При Петре I площадь укрепили земляными валами, после 1812 года площадь вновь поменялась: здесь появились дома знати и фонтаны созданного ещё в конце XVIII века Мытищинского водопровода, отчасти решавшего проблемы снабжения города питьевой водой. Лубянка стала оживлённым торговым центром, где располагались лавки, пассажи, рынок и трактиры, у фонтанов стояли извозчики.

В конце века район преобразился, здесь был построен эклектичный дом страхового общества «Россия» по проекту архитектора А. Иванова и инженера И. Магницкого. После 1917 года здание было передано ВЧК, а вскоре площадь и улица были переименованы в честь Феликса Дзержинского. В советское время здесь велось крупное строительство — появился «Детский мир», новые административные здания и памятник Дзержинскому, наземный вестибюль станции метро.

И все же и сегодня Лубянская площадь сохранила историческую планировку и остаётся одним из важнейших архитектурных и символических центров Москвы.

Лубянская площадь
Мужчина, женщина и ребенок с деревом
Пушкарев пер. (сквер между домами 15 и 17)
Turgenevskaya, Trubnaya, Suharevskaya