Рассматриваемое владение расположено на внешней стороне Бульварного кольца, у его пересечения с ул. Петровкой, в скромном уголке одной из самых маленьких площадей Москвы – у Петровских ворот.
До 90-х годов XIX века оно развивалось по усадебному принципу и им по очереди владели то государевы люди, то ремесленники, то купцы. В 1846 году мужской портной и староста соседнего храма иконы Божией Матери “Знамение” Н.С.Цыганов построил для себя и семьи центральную часть двухэтажного (с полуподвалом) главного дома. Фасад был решён в стиле позднего ампира с характерным декором, однако имя того первого архитектора до нас не дошло. В 1859 году, при новом владельце купце Никифоре Прокофьеве оформляются современные границы участка, достраивается главный дом в западном направлении (с воротами для проезда во двор). В 1888 году уже следующий хозяин – купец 2-й гильдии, известный московский благотворитель и почётный гражданин Александр Иванович Золотарский нанял двух архитекторов: Н.Петров создал восточное крыло главного дома, надстроил его со стороны двора до третьего этажа, а В.Жигардлович воздвиг четырёхэтажный доходный дом с балконами (ныне стр. 2). Наконец, в 1899 году владение переходит к последним хозяевам – семье Ренквистов и Глиэров. Мария Николаевна (супруга инженера путей сообщения, участника строительства Московской окружной дороги Роберта Олафовича Ренквиста и будущая тёща композитора Рейнгольда Морицевича Глиэра) заказывает архитектору Я.Мелингеру пристроить к главному дому (перпендикулярно во двор) доходное четырёхэтажное здание (ныне стр. 1а).
С тех самых пор более 70 лет в усадьбе (при СССР все три здания были переоборудованы в коммунальные квартиры) продолжали жить потомки и просто родственники Ренквистов и Глиэров, среди них были и достаточно известные люди: член Горнопромышленного общества Михаил Ростен, поэт-песенник и переводчик Виктор Крылов, архитектор-пректировщик в том числе здания “Детского мира” Леонид Глиэр, модельер и педагог Лия Глиэр - и её дочери: музыкант Сэнта и инженер-станкостроитель Лолита.
Я также вырос в этой бывшей усадьбе (которую конечно в 1960-е годы уже так никто не называл), в той самой мемориальной большой комнате с окнами на бульвар, где сочинялся "Красный мак". Дом 5 действительно расположен крайне удобно, в пешей доступности до многочисленных театров, музеев и магазинов. Крайне удачно было выбрано место строительства на вершине Страстного холма, так что у нас даже после ливня всё быстро высыхало, в отличие, скажем, от Трубной площади, где часто бывали наводнения.
Автор статьи
Up to the 1890s, in was an estate that at different times was owned by government officers, manufacturers and merchants. In 1846, N.S.Tsiganov, a man's tailor and warden of the nearby Church of Icon of Our Lady of the Sign had the central part of the two storey (with semi basement) main house built for himself and his family. The facade was designed in the late Empire style with typical decor elements; however, the first architect's name is unknown to us. In 1859, while the estate was owned by Nikifor Prokofyev, the property outlines became as they are today; the main house was extended westwards; drivethrough gate to the courtyard was made. In 1888, the next owner Alexander I. Zolotarsky — a Second Guild merchant, prominent philanthropist and honorary citizen — hired two architects: N. Petrov designed the main house's eastern wing, added to it another floor on the courtyard side while V. Zhigardlovich designed a four storey tenement building with balconies (today's building 2). Finally in 1899, the estate was acquired by its last owners, the Rehnquist and Glièr family. Maria Rehnquist was the wife of Robert Olaf Rehnquist — railway engineer who was engaged in the construction of the Moscow Ring Railroad. Later she became mother in law of composer Reinhold Glière. Mrs. Rehnquist commissioned architect Ya. Melinger to design a four storey tenement building to be constructed at the right angle to the main house and towards the courtyard (today's building 1).
Since then, for more than 70 years (in the Soviet times, all the three buildings were adapted for shared apartments), descendants and relatives of Rehnquists and Glières were living in the estate buildings; among them were quite prominent persons: Mikhail Rosten, member of the Mining Society, Victor Krylov, lyric writer and translator, Leonid Glière, architect who among many other buildings designed the Children's World (Detsky Mir) shopping center, Leah Glière, fashion designer and teacher, and her daughters: musician Senta and mechanical engineer Lolita.
Yours truly also grew up in the estate (of course, in the 1960s no one would call it so), in that very large memorial room with the windows onto the Boulevard where Reinhold Glière composed The Red Poppy ballet. The house's location is very convenient indeed: it is within a walking distance to various theaters, museums and shops. It was very smart to have the house built atop the Strastnoy hill: even after a downpour the ground would dry out real fast unlike say, the Trubnaya Square where floods were quite a common thing.
Kirill Novoselsky






.jpg&w=1920&q=75)
.jpg&w=1920&q=75)
.jpg&w=1920&q=75)




%20BEL_0521.jpg&w=1920&q=75)



















