Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Narkomvneshtorg’s Condominium

Riddle of the house lies in the giant arch. Why is it here?

Narkomvneshtorg’s Condominium
Narkomvneshtorg’s Condominium
Долгоруковская улица, дом 5
Riddle of the house lies in the giant arch. Why is it here?
3.46
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1929—1937
Архитекторы:
А.Ф. Жуков, И.А. Голосов, И.Л. Маркузе, A.V. Kurovskiy, П. И. Терновский
Эпоха:
1920s, 1930s
Информация о здании

Этот представительный жилой дом на Садовом кольце первоначально строился совсем другим – практичным, с лаконичными фасадами по моде конца 1920-х. Единственное, что в нём выделялось, это угловые балконы. Первый проект был сделан для Мосстроя известными архитекторами-жилищниками А. В. Куровским и А. Ф. Жуковым, строившим потом ВСХВ-ВДНХ.

Здание в плане представляет собой трапецию, охватывающую внутренний двор. В отличие от домов на рабочих окраинах, этот дом выше, он семиэтажный, с лифтами, помещениями для магазинов внизу, проездными арками во двор, в котором сохранился фонтан 1930-х годов. Здесь более 300 квартир, они небольшие, двух- и трёхкомнатные, заселённые сразу посемейно, а не как коммуналки.

В середине 1930-х годов будущая улица Фадеева, в начале которой стоит это здание, мыслилась новым большим проспектом – дублером 1-й Тверской-Ямской улицы, ориентированным на небоскрёб Дома Радио (спроектированный, но не построенный на Миусской площади). Дома, фланкирующие начало будущего проспекта, предполагали к тому времени выполнить уже в монументальных формах, характерных для архитектуры 1930-х. Для реализации этого замысла в 1933 году были приглашены Илья Голосов – один из лидеров архитектуры авангарда – и его сотрудник Исидор Маркузе. Согласно их проекту, уличные фасады дома были оштукатурены, а на углах сделано много лоджий. Здание сохранило прогрессивную каркасную конструкцию этих лоджий, опирающихся на простые круглые колонны, но было украшено горизонтальными тягами, увенчано упрощённым карнизом, а также пилястрами и другими декоративными деталями. Простенки окон верхнего этажа занял рельефный фриз с изображениями на тему труда и отдыха советских граждан, а над эркерами появились статуи (демонтированные в 1960-е годы).

Однако во второй половине 1930-х почти завершённую стройку передали другому архитектору, П. И. Терновскому: заказчиками стали наркоматы иностранных дел и внешней торговли, в конце 1930-х годов жильцами дома стали также сотрудники Наркомвнудела.

Несмотря на все эти перипетии, здание стало одним из самых заметных на Садовом кольце, а о большем замысле можно догадаться, только если смотреть на фасад по улице Фадеева, в котором осталась заложенной гигантская арка – первоначальный проезд для новой, так и не возникшей улицы.

«Дом — Каляевка, пять, построенный на деньги людей, работавших за границей. За валюту, которую папа заработал в Берлине, он получил квартиру. Номер 215, на седьмом этаже. Лестниц ещё не было, а о лифте и говорить нечего — были настилы. И вот нужно на седьмой этаж подниматься по таким настилам… Газ и водопровод тоже ещё не провели, за водой мы спускались во двор. Три комнаты, каждый имел свою комнату. Моя, маленькая, выходила окнами во двор, поэтому была очень тихая, и у родителей по большой комнате… А второе впечатление… на углу Каляевки и Садовой стояли котлы, в которых варили гудрон, и в этих котлах жили беспризорники…»

Лилиана Лунгина, советский и российский филолог, переводчица. «Подстрочник»

This representative house on the Garden Ring was originally built entirely different - practical, with laconic facades in the fashion of the late 1920s. The only thing that stood out in it is a corner balcony. The first project done by famous civil architects A. Kurowski and A.F. Zhukov, who build VSHV-VDNH later.

The building in plan is a trapezoid built around a courtyard. In contrast to the houses on the outskirts of the workers, the house is higher .It is a seven-story building with elevators, rooms for shops downstairs, travel arches to the courtyard in which the fountain of the 1930s is preserved. There are more than 300 apartments, they are small, two- and three-populated immediately by families unlike communal apartments.

In the mid-1930s, the future Fadeev Street, at the beginning of which this building stands, was thought of as a new large avenue - the understudy of the 1st Tverskaya-Yamskaya street, oriented towards the Radio House skyscraper (designed but not built on the Miusskaya square). The houses flanking the beginning of the future prospectus were supposed to be executed already in the monumental forms typical for the architecture of the 1930s. To implement this plan in 1933 were invited Ilya votes - one of the leaders of the avant-garde architecture and its employee Isidore Marcuse. According to their design, the street facades of the house were plastered, and many loggias were made at the corners. The building retained the progressive frame structure of these loggias, resting on simple round columns, but was decorated with horizontal rods, crowned with a simplified cornice, as well as pilasters and other decorative details. Piers of windows on the upper floor took a relief frieze, and above the bay windows appeared statues (in the 1960s dismantled).

However, in the second half of the 1930s, an almost completed construction project was transferred to another architect (PI Ternovsky) - the People's Commissars of Foreign Affairs and Foreign Trade became the customer. In 1938, because of the repressions against the leadership of these ministries, the construction was again raised, the architect died at the beginning of the war, and the tenants of many apartments as a result turned out to be employees of a completely different agency - the People's Commissar for Foreign Affairs.

Despite all these twists and turns, the building became one of the most noticeable on the Garden Ring, and you can guess more about it only if you look at the facade along Fadeev Street, where a giant arch was left, the original passage for a new street that did not appear.
Автор статьи: Николай Васильев
Теги:
Поделитесь статьей с друзьями