Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Московский Работный дом

В дом этот помещались нищие, бродяги, попрошайки, которые здесь обеспечивались ночлегом, едой, а также работой, главным образом неквалифицированной.

Московский Работный дом
Московский Работный дом
Б. Харитоньевский пер., д. 24, стр. 1
Chistye_prudy, Krasnye vorota
В дом этот помещались нищие, бродяги, попрошайки, которые здесь обеспечивались ночлегом, едой, а также работой, главным образом неквалифицированной.
3.75
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
XIX в.
Эпоха:
18th century, 19th century
Дата открытия, История появления

Дом №24 по Б. Харитоньевскому переулку строился в несколько этапов.


Его центральная часть – двухэтажный усадебный дом с пилястровым портиком, увенчанным треугольным фронтоном, который был построен в конце XVIII века для коллежского асессора Х. Христиана. В 1801 году владение было куплено князем Николаем Борисовичем Юсуповым, чья огромная усадьба располагалась на противоположной стороне переулка (нынешний дом 21 стр. 4). Помимо усадебного дома Юсупов приобрел и обширный сад, занимавший большую часть квартала и выходивший задней свой границей в соседний Фурманный переулок.


Считается, что в купленном доме разместился знаменитый крепостной театр князя Юсупова, снискавший славу одного из лучших театров Москвы и уступавший разве что крепостному театру графов Шереметевых. Впрочем, чаще всего представления Юсуповского театра проходили все-таки в подмосковной усадьбе Архангельское, купленной князем Николаем Борисовичем в начале XIX века. Там в 1818 году было построено специальное театральное здания по проекту архитектора и художника Пьетро Гонзаго при участии архитектора О.И. Бове.


Юсупов сад, располагавшийся за бывшим усадебным домом, был излюбленным местом для прогулок москвичей – князь Юсупов сделал свой сад общедоступным, сюда допускались все люди «приличного звания», без ограничений. Сад имел регулярную планировку, по моде французских садов, в центре его был устроен круглый пруд, к которому спускались две лестницы. Недалеко от пруда был сооружен грот – искусственная руина, неотъемлемый элемент романтического сада или парка. В саду были построены летние беседки, аллеи и дорожки сада были обсажены кустарником или цветами; также сад украшали мраморные статуи, привезенные Юсуповым, вероятно, из Италии. Вход в сад был устроен со стороны Б. Харитоньевского переулка, через парадные ворота.


Известно, что в сад водили гулять маленького А.С. Пушкина, чья семья снимала квартиру в усадьбе Юсупова в 1801-1803 гг. Есть предположение, что отец поэта, Сергей Львович Пушкин, известный своим талантом к постановке любительских спектаклей, мог быть привлечен к работе в Юсуповском театре.

Перестройка и реставрация

В пожаре 1812 года и здание театра, и Юсупов сад сгорели. По всей видимости, сад был восстановлен, но уже не в том великолепном виде. Сюда по-прежнему ходили гулять москвичи, зимой здесь устраивались ледяные катальные горы.

В середине 1820-х гг. к дому, восстановленному после пожара, были сделаны две пристройки – двухэтажная слева и трехэтажная справа. Трехэтажная пристройка, соединенная с домом каменным переходом, предназначалась для размещения здесь Юсуповской картинной галереи (в сводчатых залах) и библиотеки. Пристройки были выполнены по проекту архитекторов Е.Д. Тюрина и В.Г. Дрегалова.

В 1836 году Юсуповы продали владение в казну для размещения здесь городского Работного дома. В Работный дом помещались (по собственному желанию или принудительно) нищие, бродяги, попрошайки, которые здесь обеспечивались ночлегом, едой, а также работой, главным образом неквалифицированной. Московский Работный дом просуществовал до 1917 года и был упразднен большевиками.

Недавно здание было отреставрировано. Сейчас здесь размещается Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

Дом №24 по Б. Харитоньевскому переулку строился в несколько этапов.

Его центральная часть – двухэтажный усадебный дом с пилястровым портиком, увенчанным треугольным фронтоном, который был построен в конце XVIII века для коллежского асессора Х. Христиана. В 1801 году владение было куплено князем Николаем Борисовичем Юсуповым, чья огромная усадьба располагалась на противоположной стороне переулка (нынешний дом 21 стр. 4). Помимо усадебного дома Юсупов приобрел и обширный сад, занимавший большую часть квартала и выходивший задней свой границей в соседний Фурманный переулок.

Считается, что в купленном доме разместился знаменитый крепостной театр князя Юсупова, снискавший славу одного из лучших театров Москвы и уступавший разве что крепостному театру графов Шереметевых. Впрочем, чаще всего представления Юсуповского театра проходили все-таки в подмосковной усадьбе Архангельское, купленной князем Николаем Борисовичем в начале XIX века. Там в 1818 году было построено специальное театральное здания по проекту архитектора и художника Пьетро Гонзаго при участии архитектора О.И. Бове.

Юсупов сад, располагавшийся за бывшим усадебным домом, был излюбленным местом для прогулок москвичей – князь Юсупов сделал свой сад общедоступным, сюда допускались все люди «приличного звания», без ограничений. Сад имел регулярную планировку, по моде французских садов, в центре его был устроен круглый пруд, к которому спускались две лестницы. Недалеко от пруда был сооружен грот – искусственная руина, неотъемлемый элемент романтического сада или парка. В саду были построены летние беседки, аллеи и дорожки сада были обсажены кустарником или цветами; также сад украшали мраморные статуи, привезенные Юсуповым, вероятно, из Италии. Вход в сад был устроен со стороны Б. Харитоньевского переулка, через парадные ворота.

Известно, что в сад водили гулять маленького А.С. Пушкина, чья семья снимала квартиру в усадьбе Юсупова в 1801-1803 гг. Есть предположение, что отец поэта, Сергей Львович Пушкин, известный своим талантом к постановке любительских спектаклей, мог быть привлечен к работе в Юсуповском театре.

В пожаре 1812 года и здание театра, и Юсупов сад сгорели. По всей видимости, сад был восстановлен, но уже не в том великолепном виде. Сюда по-прежнему ходили гулять москвичи, зимой здесь устраивались ледяные катальные горы.

В середине 1820-х гг. к дому, восстановленному после пожара, были сделаны две пристройки – двухэтажная слева и трехэтажная справа. Трехэтажная пристройка, соединенная с домом каменным переходом, предназначалась для размещения здесь Юсуповской картинной галереи (в сводчатых залах) и библиотеки. Пристройки были выполнены по проекту архитекторов Е.Д. Тюрина и В.Г. Дрегалова.

В 1836 году Юсуповы продали владение в казну для размещения здесь городского Работного дома. В Работный дом помещались (по собственному желанию или принудительно) нищие, бродяги, попрошайки, которые здесь обеспечивались ночлегом, едой, а также работой, главным образом неквалифицированной. Московский Работный дом просуществовал до 1917 года и был упразднен большевиками.

Недавно здание было отреставрировано. Сейчас здесь размещается Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

Автор статьи: Мария Подъяпольская
Поделитесь статьей с друзьями
Интересное рядом(4)
A. M. Vasnetsov Museum-apartmentThe memorial museum-apartment of the academician of painting A. M. Vasnetsov is a department of the State Tretyakov Gallery All-Russian Museum Association. It is located in Moscow, in Furmanny Lane, 6, in apartment №21–22, on the third floor of a four-story building. The house was built in the early twentieth century. From 1903 to 1933, a great Russian artist, Moscow historian A. M. Vasnetsov, who made a significant contribution to the history of the city and Russian art, lived, worked and died in this house. The formation of the museum and its collection took place over many years: from the moment the idea of organizing the museum in 1956 to its full implementation in 1997 began. In 1956, it was 100 years since the birth of Apollinaris Mikhailovich Vasnetsov. The Moscow public petitioned the RSFSR Ministry of Culture to re-create its home workshop. On December 13, 1957, the Decision of the Moscow City Executive Committee "On the reconstruction of the artist's memorial workshop" was made. The city authorities have provided enormous assistance in resolving this issue. In 1960, thanks to the efforts of the artist's son Vsevolod Apollinrievich and his wife Ekaterina Konstantinovna Vasnetsov, a memorial workshop was opened to the public, in which the artist had been working for the past 15 years. In 1965, the Vasnetsovs transferred the large rooms to the museum exposition, while they themselves moved into the small ones. In 1986, by order of the USSR Ministry of Culture, the museum of A. M. Vasnetsov became part of the State Tretyakov Gallery All-Russian Museum Association.The artist’s son and daughter-in-law decided to bequeath a collection of paintings, graphics, artistic furniture, a family archive, a library and household items of the late nineteenth and early twentieth centuries to the state after his death. In 1997, under the will of E.K. Vasnetsova, all her property and apartment became the property of the State Tretyakov Gallery. Currently, the collection of the museum has about 8,5 thousand items. In 2003, a new exposition of the museum was opened, which introduces visitors to the home workshop, the memorial furnishings of the late nineteenth and early twentieth centuries, as well as the multi-faceted artistic work of Apollinarii Vasnetsov.
Moscow, Furmanny lane, 6
Chistye_prudy
Чистопрудный бул., 23, стр. 1