Особняк на Пятницкой улице был построен в 1866 году и первоначально представлял собой каменный двухэтажный жилой дом с семью окнами и двумя парадными входами. Дом принадлежал Трифону Ивановичу Коробкову, московскому купцу и меценату, который интересовался искусством и активно поддерживал молодых художников.
В 1894 году известный архитектор Лев Николаевич Кекушев спроектировал и осуществил масштабную перестройку здания. К основному объёму дома были добавлены пристройки с северной и восточной сторон, изменившие его планировку и архитектурный облик. Дом получил асимметричный выразительный силуэт, богатый лепной декор в стиле эклектики с элементами барокко.
Первый этаж особняка получил рустованную отделку, над окнами разместились женские маски, эркер второго этажа украсили кариатиды. Венчает композицию башенка - фонарик с фигурным чешуйчатым куполом, кованым гребнем, львиными масками у основания (знаменитый прием Льва Кекушева). На фронтоне эркера можно увидеть кариатид, символическое назначение которых «поддерживать» коммерческие дела и «равновесие» в доме.
Через пять лет, в 1899 году, архитектор Сергей Шуцман, работавший помощником Льва Кекушева, пристроил с южной стороны двухэтажный объём, выполненный в том же стиле, что и основное здание. Он не изменял первоначальную отделку фасада, а лишь продлил её на новую часть здания, сохранив общий облик особняка.
Интерьеры дома выделялись богатой отделкой: вестибюль украшала дугообразная лестница с изящной кованой решёткой, на втором этаже между кабинетом и вестибюлем располагался витраж с изображением цветов. Также в особняке сохранились каменная парадная лестница с кованым ограждением, мраморный камин с зеркалом, лепнина потолка и стеновые панели, а также резные двери и оконные рамы.
В 2013–2015 годах была проведена комплексная реставрация, целью которой было восстановление исторического облика особняка. По результатам научно-исследовательских работ восстановили подлинную, идентифицированные в ходе исследований, цветовые решения фасадов и интерьеров. Фасаду здания удалось вернуть цвет «хамелеон», задуманный Кекушевым, – цвет меняется от лилового до сиреневого в зависимости от освещения и погоды.
Реставрационные работы включали восстановление эркера второго этажа с куполом и кровлей, а также скульптурного и лепного декора фасада. В интерьерах особняка восстановлены настенная и потолочная лепнина, возвращён первоначальный вид парадному холлу: отреставрирована мраморная лестница, воссоздана позолота на её ограждениях, лепном потолке и стеновых панелях.
Помимо фасадов и интерьеров, реставрационные работы также включали восстановление исторических оконных и дверных заполнений, фурнитуры, а также дубовых и мраморных подоконников. В интерьерах кухни и сервировочной были сохранены и восстановлены фрагменты плитки.
Так, особняку вернули его уникальную архитектурную и историческую ценность, благодаря чему объект был признан лауреатом конкурса Правительства Москвы.
Five years later, the architect S.S. Schutzmann extended the building without changing Kekushev’s facades . Sergey Schutzmann worked with Leo Kekushev. Restructuring of Kuznetsov’s trading house on Myasnitskaya street, Saarbekov’s mansion on Povorskaya street and competitive project of the hotel "Metropol" were their joint projects. Attention is drawn to the bay window of the second floor with expressive sculptural decoration forming a visor above the entrance.
Merchant Korobkov was a famous entrepreneur in Moscow. He came from financial and exchange circles and had its own paper production. He had a great merchant family: beautiful wife Olga Korobkova that inherited the house on Pyatnitskaya after her husband's death, the son Sergey and daughter Olga. A famous portrait of Olga Petrovna is written by painter Aleksandr Mikhailovich Gerasimov. Student Alexander Gerasimov was introduced to the family of Korobkov by Vladimir Gilyarovsky. Trifon Korobkov was interested in art, relying on young artists and supporting them in every way. At that time, it was fashionable to imitate the famous Moscow patrons - Tretyakov, Morozov, Mamontov. The portrait was made by the order and the family was very proud of it. It was almost never exposed to the public. Gerasimov also created two paintings in Korobkovs country estate which he often visited in the summer: "Korobkovs’ Manor " and "A path in the forest". Now all three paintings are exhibited in the museum of A.M. Gerasimov.
Korobkov’s children were interested in art: his son painted, and his daughter Olga Trifonovna Korobkova was interested in theater. Later she enrolled into Vakhtangov Theatre studio and was included in the troupe. Sergey Korobkov studied at an art studio and was a member of the artistic association "Free creativity."
President of the Academy of Sciences of the USSR A.P. Karpinski spent the last years of his life in the mansion on Pyatnitskaya in 1935-1936 and his successor Academician V.L. Komarov lived here from 1936 to 1945.
Flags of Tanzania are waving now over the building - here is the Embassy of this South African Republic. However, according to the latest data available, the Embassy of Tanzania has recently moved out from the mansion.
В 1893 году Савва Морозов, знаменитый купец и промышленник, решил купить старую усадьбу Аксаковых на Спиридоновке и построить для своей любимой жены Зинаиды особняк. Молодой архитектор Фёдор Шехтель создал здесь настоящий средневековый замок, сделавший его знаменитым и модным архитектором, к которому выстроилась очередь из богатых заказчиков.
Технологии дополненной реальности в приложении «Узнай Москву» позволят вам узнать историю создания особняка непосредственно от цифрового двойника Саввы Тимофеевича Морозова. Вам надо всего лишь открыть карточку объекта в приложении, нажать кнопку “Дополненная реальность” и погрузиться в изучение истории знаменитого особняка.












%20BEL_0521.jpg&w=1920&q=75)









