Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Палаты, XVII в. Первая половина XVIII в. (?)

Палаты в Голутвинском переулке – памятник,  изучение истории которого может уточнить историю малоизвестного района Москвы - Голутвинской слободы в западной части Замоскворечья между руслом р. Москвы и трассой Большой Якиманки – начала дороги на Калугу.

Палаты, XVII в. Первая половина XVIII в. (?)
Палаты, XVII в. Первая половина XVIII в. (?)
ЦАО, Голутвинский 1-й пер., дом 4
Polyanka
Палаты в Голутвинском переулке – памятник,  изучение истории которого может уточнить историю малоизвестного района Москвы - Голутвинской слободы в западной части Замоскворечья между руслом р. Москвы и трассой Большой Якиманки – начала дороги на Калугу.
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
XVII в.
Эпоха:
17th century
Информация о здании

Палаты в Голутвинском переулке – памятник, изучение истории которого может уточнить историю малоизвестного района Москвы - Голутвинской слободы в западной части Замоскворечья между руслом р. Москвы и трассой Большой Якиманки – начала дороги на Калугу. По относительно скромным декоративным деталям палаты в Голутвинском переулке – оригинальный пример московского строительства, в котором начали проявляться элементы северо-европейского классицизма, окна палат имеют обрамление в виде довольно строгих наличников, традиционные для фасадов московских палат полуколонки заменены наличниками с филенками. Эта строгость фасадов, а также некоторые особенности истории района расположения палат позволяют высказать некоторые предположения об особенностях их создания. Ранний период истории Голутвинской слободы изучен гораздо меньше, чем история Кадашей или улиц Пятницкой и Большой Ордынки. Предполагается, что название слободы произошло от забытого слова «голутва», по «Словарю» В.И.Даля обозначающему «вырубку», то есть расчистку части леса. Голутвинская слобода впервые упоминается в Духовной грамоте великого князя Ивана III 1504 г. Центром слободы было подворье Коломенского Голутвина монастыря, от которого сохранился храм Св. Николая Угодника. О существенной особенности ранней истории описываемой территории может свидетельствовать один из сохранившихся памятников южной части западного Замоскворечья – храм Св. Марона «в Панях» (Большая Якиманка, д. 32). Проповедовавший в Сирии Св. Марон был популярен в Римско-католической христианской церкви. Это связывает историю района с интересной особенностью раннего периода Замоскворечья, которое первоначально заселяли иноверцы. Восточное Замоскворечье заселяли мусульмане (Турецкие слободы). Центральную часть Замоскворечья заняли Толмачи – район переводчиков. По-видимому, западное Замоскворечье первоначально было местом расселения выходцев из католической Европы. На это же указывает определение храма Св. Марона, фиксирующее «панский» состав его первоначального прихода. Остатки старейшего в Москва католического кладбища были обнаружены при реставрации и археологическом обследовании территории Даниловского монастыря и его кладбища (метро «Тульская»). По-видимому, первоначально Голутвинской слободе придавалось достаточно важное значение. В переписях Москвы XVII в. упоминается Большая Голутвинская улица, трасса шла параллельно Большой Якиманке (современный 1-й Голутвинский переулок, переходящий в Мароновский переулок), но в целом западное Замоскворечье отличалось заболоченностью и слабой заселенностью. На месте нынешнего Парка искусств располагался Крымский двор послов Нагайской татарской орды, давший название набережной р. Москвы и соседнего моста, выбор места которого был определен тем, что большую соседнюю территорию к северу занимали луга. Возможно, относительная слабая заселенность западного Замоскворечья чуть ли не до Отечественной войны 1812 г. определило появление в этом районе в 1824 г. боровских старообрядцев Рябушинских и вслед за ними Третьяковых, с чего начинается промышленное освоение района. Художественные особенности палат предполагают их создание в период первой половины XVIII в., а специфика развития района и архитектурное решение палат позволяют предположить, что это – еще один, причем очень ранний памятник старообрядческой Москвы, поскольку одной из особенностей старообрядцев XVIII в. стало то, что именно эта наиболее активная и инициативная часть населения России стала одним из главных участников русско-европейской торговли этого времени. В феврале 2018 г. Департаментом культурного наследия города Москвы был составлен паспорт объекта культурного наследия «1-й Голутвинский пер., д. 4. Палаты, XVII в.». По данному объекту культурного наследия утверждено Охранное обязательство, оформленное Департаментом культурного наследия, приказ Департамента от 17.04.2018 № 303
Палаты в Голутвинском переулке – памятник,  изучение истории которого может уточнить историю малоизвестного района Москвы - Голутвинской слободы в западной части Замоскворечья между руслом р. Москвы и трассой Большой Якиманки – начала дороги на Калугу.

По относительно скромным декоративным деталям палаты в Голутвинском переулке – оригинальный пример московского строительства, в котором начали проявляться элементы северо-европейского классицизма, окна палат имеют обрамление в виде довольно строгих наличников, традиционные для фасадов московских палат полуколонки заменены наличниками с филенками. Эта строгость фасадов, а также некоторые особенности истории района расположения палат позволяют высказать некоторые предположения об особенностях их создания.

Ранний период истории Голутвинской слободы изучен гораздо меньше, чем история Кадашей или улиц Пятницкой и Большой Ордынки. Предполагается, что название слободы произошло от забытого слова «голутва», по «Словарю» В.И.Даля обозначающему «вырубку», то есть расчистку части леса.

Голутвинская слобода впервые упоминается в Духовной грамоте великого князя Ивана III 1504 г. Центром слободы было подворье Коломенского Голутвина монастыря, от которого сохранился храм Св. Николая Угодника.

О существенной особенности ранней истории описываемой территории может свидетельствовать один из сохранившихся памятников южной части западного Замоскворечья – храм Св. Марона «в Панях» (Большая Якиманка, д. 32). Проповедовавший в Сирии Св. Марон был популярен в Римско-католической христианской церкви. Это связывает историю района с интересной особенностью раннего периода Замоскворечья, которое первоначально заселяли иноверцы. Восточное Замоскворечье заселяли мусульмане (Турецкие слободы). Центральную часть Замоскворечья заняли Толмачи – район переводчиков. По-видимому, западное Замоскворечье первоначально было местом расселения выходцев из католической Европы. На это же указывает определение храма Св. Марона, фиксирующее «панский» состав его первоначального прихода.  Остатки старейшего в Москва католического кладбища были обнаружены при реставрации и археологическом обследовании территории Даниловского монастыря и его кладбища (метро «Тульская»).

По-видимому, первоначально Голутвинской слободе придавалось достаточно важное значение. В переписях Москвы XVII в. упоминается Большая Голутвинская улица, трасса шла параллельно Большой Якиманке (современный 1-й Голутвинский переулок, переходящий в Мароновский переулок), но в целом западное Замоскворечье отличалось заболоченностью и слабой заселенностью. На месте нынешнего Парка искусств располагался Крымский двор послов Нагайской татарской орды, давший название набережной р. Москвы и соседнего моста, выбор места которого был определен тем, что большую соседнюю территорию к северу занимали луга.

Возможно, относительная слабая заселенность западного Замоскворечья чуть ли не до Отечественной войны 1812 г. определило появление в этом районе в 1824 г. боровских старообрядцев Рябушинских и вслед за ними Третьяковых, с чего начинается промышленное освоение района.

Художественные особенности палат предполагают их создание в период первой половины XVIII в., а специфика развития района и архитектурное решение палат позволяют предположить, что это – еще один, причем очень ранний памятник старообрядческой Москвы, поскольку одной из особенностей старообрядцев XVIII в. стало то, что именно эта наиболее активная и инициативная часть населения России стала одним из главных участников русско-европейской торговли этого времени.

В феврале 2018 г. Департаментом культурного наследия города Москвы был составлен паспорт объекта культурного наследия «1-й Голутвинский пер., д. 4. Палаты, XVII в.».
По данному объекту культурного наследия утверждено Охранное обязательство, оформленное Департаментом культурного наследия, приказ Департамента от 17.04.2018 № 303
Автор статьи: Сергей Сергеев
Поделитесь статьей с друзьями
Интересное рядом(10)
Most Ordinka

Here a road to the Golden Horde.

ул. Большая Ордынка
Dobryninskaya, Kitaj-gorod, Tretyakovskaya
Болотная наб. (сквер)
Tretyakovskaya, Novokuzneckaya
Москва, Берсеневский переулок д. 2 стр. 1
Polyanka, Kropotkinskaya
Димитров Г. М.
Якиманский пр-д (сквер)
Polyanka
Голутвинский 3-й пер., 8/10, стр. 5
Polyanka
Дзержинский Ф. Э.
Крымский Вал ул., вл. 2
Polyanka, Oktyabrskaya