Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Arbatskaya subway station

Arbatskaya subway station opened for passengers on April 5th, 1953.

Arbatskaya subway station
Arbatskaya subway station
ЦАО, Арбатская пл., дом 14, строение 1
Arbatskaya subway station opened for passengers on April 5th, 1953.
2.75
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1953
Архитекторы:
Л.М. Поляков, Ю.П. Зенкевич, В.В. Пелевин
Эпоха:
1950s
Информация о здании

Решение о строительстве станции было принято после того, как в участок мелкого заложения «Арбатская» – «Смоленская» (современной Филевской линии) во время Великой Отечественной войны попала бомба. Так как московское метро – объект стратегического значения, существование такого уязвимого места было недопустимо. Поэтому построили новый участок, глубокого заложения, дублирующий старый – от «Площади революции» до «Киевской».

Открылась «Арбатская» с одним наземным вестибюлем, стоящем в 100 метрах от вестибюля станции «Арбатская» Филевской линии, а между ними находился фонтан. Однако в 1970‑х годах началось строительство здания Генерального штаба министерства обороны, этот наземный павильон был поглощён новым сооружением и оказался в его атриуме. Старые вход и выход замуровали, а новые были встроены в здание со стороны улицы Воздвиженка.

«Арбатская» – одна из самых длинных станций московского метро, длиннее только «Воробьевы горы». Из-за такой протяженности создается ощущение зрительно бесконечной перспективы. Основная архитектурная тема станционного зала – параболическая аркада: пилоны, расширяясь кверху, создают единые параболические своды. Зрительно это расширяет пространство, делая его более открытым, стирая замкнутость объема.

Декоративное убранство станции выполнено в стиле барокко. Яркие белые своды, пилоны, путевые стены богато украшены лепниной: живописные картуши, орнаменты и гирлянды из цветов и фруктов, венки и кисти. Освещение обеспечивается оригинальными люстрами с декоративными вазами и цветами в бронзовой оправе. Всё это создает нарядный, живой образ станции.

В отделке станции преобладают отштукатуренные элементы. Путевые стены здания в стиле "барокко" покрыты вверху белой, а внизу черной керамической плиткой. Низ пилонов облицован красным мрамором. Примечательно, что в оформлении станции практически отсутствует тема войны, это нехарактерно для станций послевоенного периода. Единственное напоминание о ней – мозаичный парадный портрет И.В. Сталина во весь рост (автор Г.И. Опрышко), который находился на стене напротив эскалаторной арки. В 1955 году в процессе борьбы с культом личности мозаику разобрали. Сейчас это просто белое вертикальное полотно на белой стене.


The decision to build the station was made after the bomb hit shallow station of "Arbatskaya -Smolenskaya" (modern Filevskaya line) during World War II. Since the Moscow metro - the object of strategic importance, the existence of this vulnerability was unacceptable. Therefore new line of the deep foundations was built to backupup the old part of the lane - from "Revolution Square" to "Kiev" stations.

"Arbatskaya" station opened with one surface lobby in 100 meters from the station hall "Arbat" Fili line, and fountain built between them. However, the construction of the building of Ministry of Defense headquarters have started in the 1970s and this pavilion was absorbed by the new construction and the entrance to the station become a part of the atrium of a new building. Old entrance was closed, and new integrated one faced Vozdvizenka street.

"Arbatskaya" is one of the longest Moscow metro stations. Only "Sparrow Hills" station is longer because of its location on the bridge above Moscow river. Infinite visual perspective feeling emerge because of the length of the station. The main architectural theme of the station hall is a parabolic arcade: pylons, extending upwards, provide uniform parabolic arches. Visually, it expands the space, making it more open, while erasing a closeness of the volume.

The decoration of the station is made in the Baroque style. Bright white arches, pylons, the track walls are richly decorated with stucco: scenic cartouches, ornaments and garlands of fruits and flowers, wreaths and brush. Lighting is provided by original chandeliers with decorative vases and flowers in a bronze frame. All this creates a smart, lively way image of the station.

Stucco elements are dominated in the station decorations. The track walls are covered with white ceramic tiles on top and black ones at the bottom. Bottom pylons faced with red marble. It is noteworthy that there is no war theme in the design of the station, which is unusual for the stations of the postwar period. The only reminder of it - formal portrait mosaic I.V. Stalin to his full height (author Opryshko GI ), which was on the wall opposite the escalator arches. During the struggle with the cult of Stalin’s personality period mosaic was taken out. Now it is just a white vertical blade on a white wall.

Station architects are L.M. Polyakov, V.V. Pelevin, Y.P. Zenkevich.
Автор статьи: Евгения Стаханова
Поделитесь статьей с друзьями
Интересное рядом(3)