Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Moscow merchant society trading house

One of the best office buildings built in the Rational Art Nouveau style beautifies the area since 1911.

Moscow merchant society trading house
Moscow merchant society trading house
One of the best office buildings built in the Rational Art Nouveau style beautifies the area since 1911.
4.00
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1909-1911 гг.
Архитекторы:
Эпоха:
1900s, 1910s
История

На углу Малого Черкасского переулка и Новой площади в 1909–1911 годах Московское купеческое общество построило конторское здание для сдачи помещений в аренду своим членам. Архитектором проекта стал Фёдор Шехтель. Здание стало одним из лучших конторских зданий, построенных в стилистике рационального модерна. В композиции фасадов использованы вертикальные и горизонтальные членения, большие окна и пилястры. Каркасная конструкция позволила максимально использовать фасадную плоскость для огромных окон контор, складов и магазинов. Вертикальные пилястры (простенки между окнами) на уровне четвёртого этажа украшены металлическими полосками декоративных рельефов, а на последнем этаже межоконные простенки завершаются арочными нишами с античными масками. Последний этаж с меньшими по размеру окнами и закруглённый на углах карниз, словно крыша, придают законченность образу дома.

Ещё в XVII веке на этом месте находилось подворье Ярославского Спасского монастыря, где А. И. Мусин-Пушкин нашёл «Слово о полку Игореве». В XVIII веке здесь была открыта Никольская аптека Готлиба Гильдербрандта, перестроенная после пожара 1812 года. В 1883 году владельцем здания стало Московское купеческое общество. В начале ХХ века дом снесли, а великий мастер модерна Федор Шехтель строит на его месте новое здание.

Арендаторами помещений здания в начале XX века были такие респектабельные компании, как «Торговый дом Л. Кнопп» и «Торговый дом «И. В. Щукин с сыновьями». Кроме контор, здесь размещались склады и магазины, оборудованные системами вентиляции. Внутренняя планировка не предусматривала перегородок, позволяя арендаторам самостоятельно организовывать пространство.

После революции, в 1920–1930-х годах, здесь размещался Народный комиссариат здравоохранения, а до начала 1990-х — Центральное статистическое управление РСФСР. За более чем вековую историю внешний вид здания практически не изменился, но внутренние помещения неоднократно переделывались под нужды различных организаций.

Moscow Merchant Society built an office building at the corner of the Small Cherkassky Lane and New Square in 1909-1911and planned to rent it to its new society members. It was built by architect Fyodor Shekhtel, and was certainly one of the best office buildings built in the Rational Art Nouveau style. We can see already some features of the future of constructivism and formalism. The composition of facades built on the rhythmic alternation of vertical and horizontal articulation, large windows and half-ellipse unusual vertical pilasters. Frame design allows maximum use of the façade plane for the huge windows offices, warehouses and stores. And it all comes together with horizontal ribbons of commercial advertising. Vertical pilasters - the piers between the windows - at the level of the fourth floor, as they were intercepted by metallic strips of decorative reliefs, and on the top floor are completed arched niches with sculpted antique masks. The last floor with smaller windows and a simple, rounded cornice like a lid restraining the ascending facades gives completeness to the image of the house. Yaroslavl Spassky monastery courtyard was located here since the XVII century. The one where the Musin -Pushkin found "A word about Igor’s Army”( Lay). In the second half of the XVIII century Gottlieb Gilderbrandt opened his Nicholas pharmacy on the site. He rented space from the monastery. In 1777 Gilderbrandt built a new building for the pharmacy with a half rotunda on the corner. The building burned down in the fire of 1812, but after a while it was rebuilt in the same style. This very building was acquired in 1883 by Moscow Merchant Society. Offices and barns of many respectable companies of that time like Knopp Trade House, the "Shchukin and his sons" Partnership and other were located in this advanced and stylish building with the best engineering. After the revolution of 1920-1930's, there was the People's Commissariat of Public Health.
Реставрация

В 2010 году завершилась реставрация здания по проекту А. А. Бернштейна. Были восстановлены повреждённые элементы кирпичной облицовки, гранитного цоколя, фриза и декора ворот. Парадная лестница была отреставрирована, а несущие металлоконструкции отремонтированы. Ограждения, перила и дверные блоки воссозданы по сохранившимся образцам с максимальным использованием оригинальных элементов. Также был осуществлён проект приспособления здания к современному использованию (главный архитектор — Ю. П. Журавлёв, ТПО «Резерв»).

В настоящее время Торговый дом Московского купеческого общества используется как административное и офисное здание. В 2011 году проект реставрации стал лауреатом конкурса «Московская реставрация».

Автор статьи: Ирина Левина. Доработано Департаментом культурного наследия города Москвы.