Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

The church of the savior on Setun

An interesting mix of old and new can be seen near the river Setun.

The church of the savior on Setun
The church of the savior on Setun
An interesting mix of old and new can be seen near the river Setun.
5.00
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Архитектурный стиль:
,
Годы постройки:
1674—1676, 1809
Эпоха:
17th century
Информация о здании

Известное с начала XVII века как владение Лариона Сумина, село Спасское-Манухино с 1673 года принадлежало Артамону Сергеевичу Матвееву – знаменитому государственному деятелю и приемному отцу второй супруги царя Алексея Михайловича, Натальи Кирилловны Нарышкиной. Создав на Сетуни свою усадьбу, он построил вместо имевшейся деревянной каменную церковь Спаса Нерукотворного Образа в 1673–1676 годах, четверик которой вместе с поздними трапезной и колокольней существует сегодня.

Основная часть храма выдержана стилистике второй половины XVII века: пятиглавый четверик, увенчанный горкой кокошников с двумя рядами окон и входными порталами с севера и с юга. Фасады украшены белокаменной резьбой и пышными оконными наличниками. Кроме того, наличники украшены лучами, исходящими из их верхних частей – прием, характерный для ряда храмов 1680-х годов и знаменующий переход к нарышкинскому барокко. Подобные наличники существовали на церкви Рождества Богородицы в Бутырской слободе, храме Троицы Живоначальной в Останкино, церкви святого Николая Чудотворца в Хамовниках и некоторых других. Впечатление еще более усиливают полихромная раскраска деталей фасадов и глазурованные изразцы на барабанах глав. Первоначально церковь соединялась крытым переходом с домом Матвеева, который присутствовал на богослужениях в своей личной ложе, размещенной в западной стене четверика.

В 1809 году была проведена первая серьезная перестройка храма: он получил новую колокольню и трапезную, в которой на средства купца Г.А. Кирьянова создан придел во имя его святого покровителя – преподобного Григория Декаполита. Второй придел в трапезной во имя святого Николая Чудотворца появился в 1850 году на пожертвования А.Г. Добровольской. Наконец, в 1902 году по проекту архитектора В.Ф. Жигардловича построены существующие трапезная и колокольня, выдержанные в псевдорусском стиле и повторяющие некоторые мотивы основной части храма.

Выдержав попытки уничтожения в 1930-х годах, церковь оказалась закрыта осенью 1941 года, тогда же срублены ее главы – власти объявили, что они могут служить ориентиром для немецкой авиации. После войны разоренное и лишенное убранства здание церкви было превращено в гальванический цех завода цветного литья. Начатая в 1968 году реставрация в дальнейшем несколько раз останавливалась, а само здание оказалось брошенным. Лишь в 1989 году в храме возобновились богослужения и продолжились реставрационные работы. У алтаря церкви расположено кладбище, на котором есть старинные белокаменные надгробия, там же находится фамильное захоронение Сабашниковых с могилой знаменитого книгоиздателя начала ХХ века С.В. Сабашникова.

Known since the beginning of the XVII century as a possession Larion Sumin, Spasskoe-Manukhino village belonged to Artamon Sergeevich Matveev - famous statesman and stepfather of Natalia Naryshkin- the second wife of Tsar Alexei Mikhailovich since 1673. Matveev founded the Setun estate and built a stone Church of the Holy Face instead of wooden one in 1673-1676, which bushel together with late refectory and bell tower exists today. The main part of the church maintained the style of the second half of XVII century: the five-domed bushel, topped hill kokoshniks with two rows of windows and the entrance portal to the north and the south. The facades are decorated with white stone carvings and lush window frames. In addition, cover decorated with rays emanating from their tops - a technique typical for a number of temples in 1680s and marks the transition to the Naryshkin baroque. These trims existed on the Church of Nativity in Butyrskoj settlement, Trinity Church in Ostankino, the Church of St. Nicholas in Khamovniki and others. Further reinforce the impression of polychrome coloring parts of facades and glazed tiles on the drums heads. Originally the church was connected via a covered walkway home Matveeva, who attended church services in his private box, located in the west wall of the quadrangle. In 1809, it held the first major restructuring of the temple : he got a new bell tower and the refectory, where the merchant G.A. Kir'yanova built a chapel in the name of its patron saint - St. Gregory Dekapolita. The second chapel in the refectory in the name of St. Nicholas the Wonderworker appeared in 1850 on the donations of A.G. Dobrovolskaya. Finally, in 1902, according to the project of the architect V.F. Zhigardovich built the existing refectory and bell tower, sustained in the pseudo-Russian style and repeating some of the motifs of the main part of the temple. Having withstood the attempts of destruction in the 1930s, the church was closed in the fall of 1941, at the same time its heads were cut down - the authorities announced that they could serve as a reference point for German aviation. After the war, the ruined church building was turned into a galvanic shop of a non-ferrous casting plant. The restoration started in 1968 later stopped several times, and the building itself was abandoned. Only in 1989 the church services were resumed and restoration work was continued. At the altar of the church there is a cemetery, on which there are ancient white stone tombstones, there is also the family burial place of the Sabashnikovs with the grave of the famous book publisher of the early 20th century, S.V. Sabashnikov.
Автор статьи: Никита Брусиловский
Рекомендации
Новодевичий пр-д, д. 1, стр. 34
Лужники (МЦК), Sportivnaya