Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Church of Holy Michael and Theodore Wonderworkers of Chernigov

This church gave the name to the entire adjacent lane - Chernigovsky. When viewed from the side of the Pyatnitskaya street, the question arises: why these two churches are placed so close to each other? To answer this question we need to go back to 600 years.

Church of Holy Michael and Theodore Wonderworkers of Chernigov
Church of Holy Michael and Theodore Wonderworkers of Chernigov
Черниговский пер., дом 3
Tretyakovskaya, Novokuzneckaya
This church gave the name to the entire adjacent lane - Chernigovsky. When viewed from the side of the Pyatnitskaya street, the question arises: why these two churches are placed so close to each other? To answer this question we need to go back to 600 years.
4.00
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1625 (деревянный храм), 1675
Эпоха:
17th century
История

Церковь Святых Михаила и Фёдора Черниговских чудотворцев — это один из ярких примеров русского узорочья. В 1578 году Иван Грозный повелел перенести в Москву мощи святых, зверски убитых в Орде за отказ полоняться идолам. В Москве народ с царём и митрополитом торжественно встречали их у стен храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором.

В память об этом событии на месте сретения была построена деревянная церковь Святых Михаила и Фёдора Черниговских чудотворцев, первое упоминание о которой относится к 1625 году. В 1675 году на средства купчихи Иулиании Малютиной был выстроен нынешний каменный храм в традиционных формах русского церковного зодчества XVII века.

Его архитектурный облик подчёркивает приверженность традициям: пятиглавое завершение, декоративные кокошники, богатое украшение фасадов белокаменными элементами. К основному объёму храма примыкала шатровая колокольня, разобранная из-за ветхости в XVIII веке.

До революции 1917 года церковь дошла практически без изменений, что по сравнению с другими московскими храмами делает её уникальной. В XVIII веке к храму был пристроен придел святой великомученицы Екатерины, а кровля с кокошниками была заменена на четырёхскатную крышу. В XIX веке Екатерининский придел и колокольня были разобраны, и на месте колокольни появился притвор. В советское время церковь была закрыта, использовалась как склад, а в 1924 году передана баптистам и использовалась ими в качестве молитвенного дома в течение десяти лет.

В 1940-е годы храм лишился своих куполов, однако стены сохранили фрагменты академической живописи XIX века, а на сводах в некоторых местах осталась масляная живопись начала XX века.

В 1970-х годах были проведены реставрационные работы, частично вернувшие церкви её первоначальный облик. Были восстановлены кокошники, купола и барабаны. В 1993 году храм был вновь освящён и возвращён Русской православной церкви.

Реставрация

В 2012 году начались масштабные реставрационные работы во всём архитектурном комплексе Черниговского Патриаршего подворья, включающем церковь Святых Михаила и Фёдора Черниговских, храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором, его колокольню и доходный дом. 

Первым этапом реставрации стало укрепление фундаментов и грунтов основания храма, поскольку здание сильно просело и возникла угроза разрушения стен. Далее были укреплены кирпичные стены и своды, проведена реставрация стропильной системы и кровли. Особое внимание уделялось восстановлению главок с крестами и подкрестными яблоками, что является важной частью архитектурного облика храма. Главы были покрыты зелёной поливной черепицей, что соответствует историческому облику храма.

Реставраторы не обошли стороной и фасады. Были восстановлены белокаменные крыльца входов, цоколь, а также деревянное перекрытие притвора. Окна были заменены на изготовленные по историческим чертежам дубовые.

В интерьерах храма проводились реставрационно-консервационные работы по монументальной масляной живописи. Важным этапом стало обнаружение и реставрация захоронения московского купца Андрея Малюты Филимонова, почившего в 1675 году и предположительно супруга купчихи Малютиной. Захоронение и надгробная плита, найденные в трапезной при снятии старых полов, были тщательно исследованы и отреставрированы. Плита сохранила уникальную резную надпись и окраску, что делает её значимым археологическим и культурным артефактом.

Работы завершились, и в 2014 году объект стал лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия «Московская реставрация».

Сегодня храм Святых Михаила и Фёдора Черниговских продолжает функционировать как действующий приходской храм и остаётся важным памятником архитектуры и духовной жизни Москвы.

This church gave its name to the entire adjacent lane - Chernigovsky. When viewed from the side of the Pyatnitskaya street, the question arises: why this two churches placed so close to each other? To answer this question we need to go back to 600 years.

Ivanovo Monastery under the pinery existed in this part of Zamoskvorechie in XIV - XV centuries, whose main cathedral was consecrated in honor of the Beheading of John the Baptist. In the 1530s Princess Elena Glinskaya, the mother of the future king of Ivan IV, transferred the monastery to Kulishki where it is today. Monastery’s churches left in Zamoskvorechie and were transformed into a parish. In 1625, in front of St John the Baptist church in the former monastic land, built a wooden church, consecrated in honor of St. Michael and St. Theodore of Chernigov, canonized martyrs in the face - they were killed by the Golden Horde for refusing to worship idols. In 1578, the solemn meeting of relics transferred from Chernigov took place here. The church was built as a monument to this event. In 1675 merchant widow Juliana Malyutina sponsored widow the construction of the stone five-domed church, preserved to this day almost unchanged.

Temple of Chernigov Wonderworkers built in traditional forms of church architecture of the XVII century. Earlier, on the west side to the church belfry was attached, but in the XVIII century it was pulled because of dilapidation. The rest of the church has remained the same, crowned with five domes, under which there are two rows of decorative corbel arches.

Orthodox worship in the temple ceased in 1924, after which he spent some time acted as a Baptist prayer house. In 1934, he was finally closed and turned into a warehouse, resulting in complete loss of interior decorations. In 1970 restoration work was done. demolished during the Soviet era drums with the heads were restored, hipped roof removed and disclosed were under kokoshniks. Chapters covered with green glazed tiles. Worship in the church were resumed in 1993.
Автор статьи: Департамент культурного наследия города Москвы
Поделитесь статьей с друзьями
Интересное рядом(4)