Vlakhernskoe - Kuzminki homestead

Vlakhernskoe - Kuzminki homestead

ЮВАО, Кузьминки Старые ул., дом 2, ЮВАО, Кузьминки Старые ул., дом 3, ЮВАО, Кузьминская ул., дом 7, строение 1, ЮВАО, Кузьминская ул., дом 7, строение 2, ЮВАО, Кузьминки Старые ул., дом 10, ЮВАО, Кузьминки Старые ул., дом 12
Volzhskaya
Kuzminki remained a hereditary fiefdom of Prince Golitsyn till to 1917.
star-icon
3.5
audioGuideОткрыть аудиогид
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия федерального значения
Архитектурный стиль:
Classicism
Годы постройки:
XIX в.
Архитекторы:
А.Г. Григорьев ,И.П. Жеребцов,А.Н. Воронихин,К.И. Росси,М.Д. Быковский,И.В. Еготов,Д.И. Жилярди,Р.Р. Казаков
Назначение постройки
Castle, City estate, Theatre

Дата открытия, История появления

История усадьбы Влахернское-Кузьминки начинается в 1702 г., когда за помощь в оснащении флота и армии Петр I наградил поместьем с мельницей своего фаворита Г. Строганова. Строительство на этих землях началось при его сыновьях.

В 1716 г. был построен деревянный храм, освященный в честь фамильной иконы Строгановых – Влахернской Божьей Матери. По ней получило название и близлежащее село. После смерти отца строительством в Кузьминках занимался его наследник Александр. Его стараниями в Кузьминках на р. Чурлихе был создан каскад прудов.

В 1757 г. дочь А. Строганова вышла замуж за князя М.М. Голицына, получив имение в приданое. До 1917 г. Кузьминки оставались наследственной вотчиной князей Голицыных. При Михаиле Михайловиче усадьба была превращена в загородную резиденцию европейского типа.

В создании усадьбы принимали участие знаменитые художники, скульпторы и архитекторы XVIII-XIX вв.: И. Жеребцов, А. Воронихин, Р. Казаков, И. Еготов, К. Росси, Д. Жилярди, А. Григорьев, М. Быковский, П. Клодт.

Перестройка и реставрация

Наивысшего расцвета Кузьминки достигли в 1-й четв. XIX в., при сыне М. Голицына Сергее Михайловиче. При нем усадьбу называли московским Павловском. С. Голицын затеял масштабную реконструкцию усадьбы, пригласив первоклассных архитекторов, и позже неоднократно перестраивал усадебные здания.

Швейцарский зодчий Доменико Жилярди – автор проектов полной реконструкции усадьбы Кузьминки и ряда ее сооружений (1816–23 гг.). При нем появились созданные в стиле ампир Конный двор, Музыкальный павильон, Пропилеи, Березовая беседка, Львиная пристань, Липовая аллея, висячий мост, Ванный домик, Кухня (Египетский павильон), Померанцевая оранжерея. Были капитально перестроены Птичник, Скотный двор и частично главный дом.

На уральских чугунолитейных заводах Голицына для Кузьминок создавались литые скульптуры и украшения: обелиск Петру I, ажурные ворота, детали ограды, тумбы с двойными цепями, скамьи, фонари и жирандоли, памятники гостившей в Кузьминках в 1826 г. императрице Марии Федоровне и посещавшему усадьбу в 1835 г. Николаю I, фигуры львов и грифонов на воротах.

Главный дом и парадный двор спроектировал архитектор И. Еготов в 1804–08 гг. На въездных воротах находятся чугунные грифоны по проекту С.П. Кампиони. Ворота и ограда парадного двора появились в конце XIX – начале XX в. с целью защиты частной территории от дачников, живущих в парковой зоне и окрестностях села. Подлинное здание господского дома не сохранилось: его уничтожил пожар 1916 г., а на его месте в 1930-х гг. было выстроено новое здание по проекту С. Торопова.

Храм Влахернской иконы Божьей Матери перестраивался три раза, к 1785 его перестроил по инициативе М. Голицына Р. Казаков в стиле классицизма. Изображение Богоматери, хранящееся в церкви в Кузьминках, – список с Влахернской иконы из Успенского собора Московского Кремля. В 1929 году церковь закрыли. Барабан храма и колокольня с часами были уничтожены, здание частично перестроили. В 1992 году его передали верующим и отреставрировали по существующим чертежам. Сейчас церковь действует.

Описание

Вблизи от главного дома располагается Египетский павильон (Кухня) по проекту Д. Жилярди. Увлечение античными и египетскими мотивами преобладало в эпоху ампира, в этом стиле решен декор здания: портик украшен пальмообразными колоннами и головой сфинкса, пилястры стилизованы в египетском духе. В подвалах павильона хранились продукты, на первом этаже располагалась сама кухня, а на втором жили повара. В 1839 г. Кухня соединялась с господским домом крытой галереей.

К наиболее значительным творениям Жилярди принадлежит комплекс зданий Конного двора и Музыкальный павильон. В угловых павильонах ограды Конного двора располагались жилые комнаты для гостей. В центральной части ограды двора находится павильон, в котором выступал крепостной роговой оркестр. По краям Музыкального павильона в 1846 г. были установлены скульптурные группы укротителей коней – аналоги скульптур Аничкова моста в Петербурге (скульптор П. Клодт). В 1978 г. здание Музыкального павильона сгорело, другие помещения Конного двора были заброшены. В начале 2000-х гг. комплекс двора восстановлен, в его помещениях организованы выставочные залы.

Двухэтажный деревянный «Дом на плотине» (Мельничный флигель) разделяет Верхний и Нижний пруды, он был возведен в 1840-е гг. на цоколе мельницы по проекту М. Быковского. Голицыны использовали флигель как гостевой, в советское время его сдавали в аренду дачникам, а в 1976–99 гг. в нем находился Музей ветеринарии. Теперь флигель восстановлен, в нем работает ресторан.

Птичий двор в усадьбе известен с 1765 г., поначалу он был деревянным, в нем содержались декоративные птицы. В 1805–06 гг. он был перестроен в камне по проекту И. Еготова. В 1812 г. птичник серьезно пострадал от пожара. При восстановлении усадьбы после французского нашествия Д. Жилярди перепроектировал руины Птичника в Кузницу: флигели и галереи были разобраны, купол, украшавший центральное здание, был демонтирован и заменен двускатной крышей. В советское время Кузница использовалась под жилье и была скрыта за многочисленными пристройками. С 1970-х гг. здание стояло бесхозным, обветшало. К 2008 г. ансамбль Птичника-Кузницы был восстановлен по первоначальному проекту Еготова.

Напротив церкви располагается Ванный домик, или Мыльня – одноэтажный павильон, первоначально построенный М. Голицыным. Обветшавший павильон снесли в 1804 г. после смерти князя, и на его месте Жилярди в 1816-17 гг. выстроил новое здание в стиле ампир, сохранив планировку и функции первой постройки. Мыльня неоднократно горела, ее разбирали и перестраивали. В 2008 г. здание и утраченный фонтан перед ним восстановили.

Трехарочный и Большой (одноарочный) гроты в Кузьминках появились после строительства Парадного двора. Когда под него выравнивали землю, образовался откос на берегу пруда, куда вписались искусственные «подводные пещеры». В Большом гроте устраивались любительские театральные постановки с участием хозяев и гостей усадьбы. Неподалеку от гротов находится неоднократно перестраивавшаяся Львиная пристань. В 1830 г. Д. Жилярди переделал ее верхнюю площадку: появились кованая металлическая решетка, чугунные египетские львы. В советское время пристань обветшала и разрушилась, в 2000-е была восстановлена.

Померанцевая оранжерея – единственное здание усадьбы, где сохранились аутентичные интерьеры с древнеегипетской тематикой. До 2001 г. в ней находился Институт экспериментальной ветеринарии, въехавший в усадьбу в 1918 г., а с тех пор как он выехал, здание постепенно приходит в упадок.

Недалеко от оранжереи находится Слободка, комплекс для слуг и дворни. В состав Слободки входили: служительский флигель, дом причта, прачечный флигель и больница. Все эти здания были перестроены в камне по проекту Жилярди, их обрамляет общая ограда, вдоль которой высажена Тополевая аллея.

 Сохранившиеся строения скотного двора возвел в 1840-е годы племянник Д. Жилярди – Александр. Одноэтажное кирпичное здание с двухэтажными флигелями в плане образует букву «П». Во флигелях жили конюхи и скотники, а в одноэтажной центральной части были стойла. Скотный двор украшали бронзовые скульптуры быков работы П. Клодта. В 1889 г. после реорганизации помещений Скотный двор был передан расширившейся Влахернской больнице, основанной еще при С.М. Голицыне и работавшей до 1978 г. С пристанью и пропилеями Скотный двор соединялся Плашкоутным мостом (на понтонах, устанавливался только летом).

Со второй пол. XIX в. в усадебном парке и вокруг него строились дачи, образовавшие впоследствии дачный поселок. В 1936 г. рядом с усадьбой появился Ново-Кузьминский поселок. Бывшая усадьба получила название Старые Кузьминки. В 1960 г. Кузьминки включили в границы Москвы. Усадьба стала памятником истории и архитектуры. А в 1976 г. был создан Парк культуры и отдыха «Кузьминки». Музей русской усадебной культуры существует на территории бывшего имения Голицыных с 1999 г.

Vlakhernskoe-Kuzminki manor’s history begins in 1702, when Peter I awarded his favorite Stroganov with the estate and a mill for his assistance in equipping the navy and army. Massive constructions on these lands began during the Stroganov son’s era.

Wooden church, consecrated in honor of the Stroganoff’s family icon of Vlakhernskaya Mother of God was built in 1716. The nearby village was called after the church. Alexander Stroganoff took over the constructions in Kuzminki after his father's death. Cascade of ponds on Churliha river was create by his efforts in Kuzminki.

Stroganov’s daughter married Prince M.M. Golitsyn and received the mansion as a dowry. Kuzminki remained a hereditary fiefdom of Prince Golitsyn till to 1917. During Mikhail Mikhailovich’s time the estate was converted into a country residence of the European type.

The famous painters, sculptors and architects: I. Stallions, Voronihin, R. Kazakov, I. Egotov, Rossi, D. Gilardi, A. Grigoriev, M. Bykovskii, P. Klodt participated in the creation of the estate in XVIII-XIX centuries.

Kuzminki reached its zenith in the 1st quarter of XIX century during the son of Sergei Mikhailovich Golitsyn’s time. It was called “the Moscow’s Pavlovsk” then for its similarity to the famous Emperor’s palace in Pavlovsk. Golitsyn started a major reconstruction of the manor, inviting top-notch architects, and later repeatedly rebuilt the manor building.

Swiss architect Domenico Gilardi was an author of complete reconstruction projects of Kuzminki estates and some of its facilities (1816-23). Empire style Stables, Music Pavilion, the propylaeum, Birch furniture, lion marina, Linden alley, suspension bridge, Bath house, Kitchen (Egyptian Pavilion), Wild orange orangery appeared during his time. Aviary, Animal Farm, and partly the main house were capitally reconstructed.

Cast sculptures and ornaments were created for Kuzminki at the Ural ironworks of Golitsyn: obelisk Peter I, openwork gate, fence parts, cabinets with double chains, benches, lights and girandole monuments guests in Kuzminkah in 1826 Empress Maria Fyodorovna and visited the estate in 1835 of Nicholas I, figures of lions and griffins on the gate.

The main house and the front yard were designed by architect I.M. Egotov in 1804-08. At the entrance gates are iron griffins designed by M. Campioni. Gates and fence of the front yard appeared in the late XIX - early XX century to protect private property from truckers who live in the park and around the village. The original building of the manor house has not been preserved: it destroyed by fire in 1916, and a new building designed by S. Toropov was built in its place in the 1930s.

Egyptian pavilion (Kitchen) designed by D. Gilardi is located near the main house. Passion to ancient Egyptian motifs dominated the era of empire, so the building was decorated accordingly: the portico decorated by palm-like columns and head of the Sphinx, pilasters stylized in Egyptian spirit. In the cellars of the pavilion stored products, on the ground floor housed the kitchen itself, and cook lived on the second floor. The kitchen was connected to the manor house by the covered gallery in 1839.

Stables yard and Music Hall are the most significant creations of Gilardi within this complex of buildings. Living rooms for guests were located in the corner pavilions of the Stables yard’s fence. Music pavilion was located in the central part of the fence and serf horn orchestra performed there. Sculptural groups of horses’ tamers were along the edges of the Music Pavilion in 1846. These were analogs of St. Petersburg’s Anichkov bridge sculptures by the sculptor P.Klodt. In 1978, the Music Pavilion building burned down, other facilities of the Stables yard were abandoned. Courtyard complex was restored at the beginning of the 2000s and exhibition halls were organized in its premises.

Two-storey wooden "House on the dam" (Mill outbuilding) separates the Upper and Lower ponds, it was erected on the base of the mill designed by M. Bikovsky in the 1840s. Golitsyn used an outbuilding as a guest house. In the Soviet time it was rented out as a country house. Museum of the veterinary medicine was there in 1976-99. Outbuilding was restored and houses the restaurant at the moment.

Birds Yard of the estate was known since 1765, at first it was wooden, and it contained ornamental birds. It was rebuilt in stone by I. Egotov in 1805-06. In 1812, Birds Yard was severely damaged by fire. D. Gilardi redesigned ruins of Birds Yard to the Forge during the restoration of the estate after the French invasion: wings and galleries were dismantled, dome, adorned the central building was dismantled and replaced with a gable roof. In Soviet times, Forge was used for housing and was hidden behind numerous outbuildings. Building stood abandoned, dilapidated since 1970s. The Bird Yard - Forge ensemble was rebuilt by the original draft of Egotov by 2008.

Temple of Vlakhernskaya Mother of God was rebuilt three times, R. Kazakoff rebuilt it in the classical style by Golitsyn initiative in 1785. The Image of Our Lady, stored in a church in Kuzminki is the copy of Vlakhernskaya icons from the Assumption Cathedral of the Moscow Kremlin. In 1929 the church was closed. Temple drum and bell tower with a clock were destroyed building partially rebuilt. In 1992 it was transferred back to the believers and restored based on existing drawings. Church operates now.

Bath house or Soap house is opposite of the church in the single-storey pavilion, originally built by M. Golitsyn. Deteriorating pavilion was demolished in 1804 after the death of the prince, and Gilardi built a new building in the Empire style, retaining the layout and function of the first building in its place in 1816-17 years. Soap house repeatedly burned, it dismantled and rebuilt. The building and a fountain in front of it were restored in 2008.

Three-arched and Large (single-arched) grottoes in Kuzminki appeared after the construction of the main courtyard. When the ground was leveled for the construction of the main house, the slope of the pond appeared and formed artificial "underwater caves." Amateur theatrical productions involving the hosts and guests of the estate were produced in a large cave.

“Lion marina” is not far away from the caves. It was repeatedly rebuilt. In 1830, D. Gilardi remade its upper platform: there were forged metal grill and iron Egyptian lions. The marina dilapidated and pier collapsed during the Soviet times. It was reconstructed in the 2000s.

Wild orange orangery is the only building within the estate that preserved its authentic interiors with Egyptian theme. The Institute of Experimental Veterinary Medicine entered the building in 1918. Then building gradually fell into disrepair after 2001 when the institute left the building.

“Slobidka” – the residential complex for servants is located by the greenhouses. The composition of Slobidka included: aide, servant, clergy house, outbuilding and hospital laundry. All these buildings were rebuilt in stone by Gilardi’s project, and it all located behind the common fence. Poplar Alley was planted along the fence.

Preserved buildings of the barnyard erected in the 1840s by D. Gilardi’s nephew - Alexander. One-story brick building with two-story wings are forming the Russian letter "P". Grooms and herdsmen lived in the wings, and stalls were in the central part of the one-storey building. Barnyard was decorated with bronze sculptures of bulls by P.Klodt.

Animal Farm was transferred to the expanded Vlakhernskaya hospital after the reorganization of space in 1889. The hospital was founded by S.M. Golitsyn and worked until 1978. Animal Farm was connected with a wharf and propylaea by Plashcote bridge of boats (it was a pontoons brdge, was established only in the summer time).

Cottages were built in the Manor Park From the second half of the XIX century. The vacation village formed around the estate later on. Novo- Kuzminskii village appeared near the homestead in 1936. Former estate was called Old Kuzminki since then. Kuzminki included in the boundaries of Moscow in 1960. The Estate became a monument of history and architecture. Recreation Park "Kuzminki" was founded in 1976. Museum of Russian estate culture is located on the territory of the former estate of Golitsyn since 1999.
Автор статьи: Юлия Васильева
Распечатать статью

Интересное рядом (7)

icon
Территорию «Кузьминок-Люблино» составляют два исторических парка: Люблинский парк и Кузьминский лесопарк.
Кузьминская ул., 10c3
LyublinoPechatniki
icon
Чугунные ворота. Знаменитые грифоны. Въезд на господский двор украшают арочный мостик с 4-мя группами грифонов.
Кузьминская, 7
LyublinoVolzhskaya
icon
Кузьминская ул., 7, стр. 1
LyublinoVolzhskayaYgo-vostochnaya
Kazakov R. R.
icon
архитектор
star-icon
3.7
Egotov I. V.
icon
архитектор
star-icon
4.5
icon
архитектор
star-icon
3.6
Vlakhernskoye-Kuzminki manor house
icon
To feel yourself on the visit at the barin, host of own manor house, you can in the Museum of Russian estate culture “The Manor of the Prince Golitsyn “Vlakhernskoye-Kuzminki”. The museum by right takes an honorable place among noble estates of the 18-19th century. 300-years history of manor connected with names of the most famous noble families and outstanding cultural figures – the Barons Stroganovs, princes Golitsyn, architects and sculptors R. Kazakov, I. Egotov, I. Zherebtsova, D and A. Gilardi, M. Bykovsky, P. Klodt , I. Vitali. 150 years ago, contemporaries enthusiastically spoke about the manor as about “Russian Versallies”, paying tribute to greatness of architectures, unity of Nature and art in the arrangement of a grandiose park, magnificence of salons, holidays and masquerades. The museum of manor of Golitsyn “Vlakhernskoye-Kuzminki” is a member of the Museum association “Museum of Moscow”.
Topolevaya Alley, 6
Kuzminki