История усадьбы Вандышниковой – Банза началась ещё в XVIII веке, когда на месте нынешнего главного дома были возведены каменные палаты — одни из древнейших построек района. Эти палаты служили основой для развития всей усадьбы и определяли её планировочную структуру. В 1803 году на месте старых палат был построен новый каменный одноэтажный дом с мезонином в центральной части, окружённый просторным садом. Владение принадлежало московской купчихе Елизавете Ивановне Вандышниковой.
После пожара 1812 года, который практически не затронул основные строения, усадьба была восстановлена. В 1817 году на территории усадьбы возвели одноэтажный жилой флигель, который расширил владение. Во второй половине XIX века усадьба перешла к семье фон Вогау, московских купцов немецкого происхождения, известных своим успешным бизнесом в торговле чаем и другими колониальными товарами.
При Эмилии фон Вогау усадьба была значительно расширена: были добавлены новые каменные пристройки и надстроен второй этаж. Архитектор Виктор Коссов, часто работавший для семьи фон Вогау, придал главному дому новый облик в стиле эклектики, где сочетаются классические элементы с новыми декоративными формами. Фасады здания украсили портики, пилястры, колонны, а углы ризалита — рустованные пилястры, поддерживающие треугольный фронтон. Этот архитектурный стиль подчёркивал статус владельцев усадьбы, демонстрируя как приверженность традициям, так и открытость новым веяниям в архитектуре.
В 1892 году усадьба перешла к семье Банза, которая жила в усадьбе вплоть до революции 1917 года, после чего здание было национализировано и использовалось для различных учреждений.
К началу реставрационных работ в 2014 году фасады усадьбы находились в аварийном состоянии. Значительная часть лепного декора была утрачена, а кирпичная кладка требовала вычинки. На некоторых участках штукатурный слой полностью отсутствовал, а фрагменты архитектурно-лепного декора на части фасадов были утрачены. В крайне аварийном состоянии находился левый портик на главном (южном) фасаде - из-за просадки грунта левый портик практически оторвался от здания.
Первоочередные работы включали противоаварийные мероприятия: замену кровли, ремонт фасадов и защиту строительных конструкций от влаги. В процессе реставрации были восстановлены элементы декора, такие как лепнина, фронтоны, пилястры, карнизы и фризы. Особое внимание уделено инъекционному усилению кирпичной кладки, ремонту стен в местах трещин, а также расчистке и докомпоновке некачественных кладочных швов.
Левый входной портик на главном фасаде был полностью демонтирован и восстановлен на новом фундаменте с точным воспроизведением всех архитектурных деталей, включая два оконных проёма, лепной декор и другие элементы. В процессе реставрации восстановили гипсовые элементы архитектурного декора и покрытие на рустованных стенах. Также была отреставрирована штукатурка гладких стен фасада.
Значительное внимание было уделено восстановлению исторических элементов интерьера. Были отреставрированы кирпичные стены и сводчатые потолки в подвале, восстановлены ступени, балясины и перила чугунной главной лестницы. На перила лестницы вернулись утраченные фигурные элементы. Обновлено паркетное покрытие, деревянные плинтусы, мраморные части стен и подоконников, а также декоративная лепнина с сусальным золотом.
Одним из главных достижений реставрации стали работы по сохранению деревянного сруба, который оштукатурили и нанесли на его поверхность декоративный наружный рельеф, максимально близкий к оригиналу. Эти реставрационные работы были высоко оценены, и в 2015 году усадьба получила премию конкурса «Московская реставрация».
Сегодня усадьба Вандышниковой – Банза продолжает использоваться в качестве административного здания, сохраняя своё историческое значение и архитектурную ценность. В ней также проходят культурные и общественные мероприятия.

В 1893 году Савва Морозов, знаменитый купец и промышленник, решил купить старую усадьбу Аксаковых на Спиридоновке и построить для своей любимой жены Зинаиды особняк. Молодой архитектор Фёдор Шехтель создал здесь настоящий средневековый замок, сделавший его знаменитым и модным архитектором, к которому выстроилась очередь из богатых заказчиков.
Технологии дополненной реальности в приложении «Узнай Москву» позволят вам узнать историю создания особняка непосредственно от цифрового двойника Саввы Тимофеевича Морозова. Вам надо всего лишь открыть карточку объекта в приложении, нажать кнопку “Дополненная реальность” и погрузиться в изучение истории знаменитого особняка.