Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Станция метро «Курская» (кольцевая)

Станция открылась 1 января 1950 года в составе первого участка Кольцевой линии — от «Курской» до «Парка культуры». Строительство выполнялось в сжатые сроки: в честь Победы в Великой Отечественной войне линию планировали как единый архитектурный памятник, поэтому наземные вестибюли всех станций участка возвели в единственном экземпляре, отказавшись от вторых выходов ради экономии времени. Яркая, при этом невычурная станция стала площадкой для съёмки ключевой сцены фильма «Мне 20 лет». В 2025 году портал «Узнай Москву» и Киностудия Горького реализуют совместный проект, посвященный 110-летию студии. Вспоминайте любимые фильмы, снятые в Москве и о Москве. Узнавайте историю памятных мест столицы, запечатленных в кадрах кинолент одной из старейших киностудий страны.

Станция метро «Курская» (кольцевая)
Станция метро «Курская» (кольцевая)
Земляной Вал ул., дом 29, строение 1

Станция открылась 1 января 1950 года в составе первого участка Кольцевой линии — от «Курской» до «Парка культуры». Строительство выполнялось в сжатые сроки: в честь Победы в Великой Отечественной войне линию планировали как единый архитектурный памятник, поэтому наземные вестибюли всех станций участка возвели в единственном экземпляре, отказавшись от вторых выходов ради экономии времени.

Яркая, при этом невычурная станция стала площадкой для съёмки ключевой сцены фильма «Мне 20 лет».

В 2025 году портал «Узнай Москву» и Киностудия Горького реализуют совместный проект, посвященный 110-летию студии.
Вспоминайте любимые фильмы, снятые в Москве и о Москве. Узнавайте историю памятных мест столицы, запечатленных в кадрах кинолент одной из старейших киностудий страны.

4.00
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1950
Архитекторы:
Г.А. Захаров, З.С. Чернышева
Эпоха:
1950-е
Информация о здании

Дата открытия станции "Курская" кольцевой линии: 01.01.1950.
Открыта в составе участка "Парк культуры" - "Курская".
Архитекторы: Г.А. Захаров, З.С. Чернышева.
Инженеры-конструкторы: Л.И. Горелик, П.С. Сметанкин.

Глубина заложения

Платформа расположена под площадью Курского вокзала на глубине около 40 м и имеет длину более 160 м при ширине 19,8 м. Первоначально проект предусматривал пилонную трёхсводчатую схему с массивными опорами, однако в процессе работы архитекторы Г. А. Захаров и З. С. Чернышёва замени-ли пилоны стройными сдвоенными колоннами, что облегчило воспринимаемый объём и расширило пространство зала. Итоговое решение стало второй в истории Московского метро колонной станцией глубокого заложения.

Комплекс образуют три параллельных тоннеля диаметром 8,8 м (боковые) и 11,5 м (центральный), сближенные с минимальным междупутьем 22,7 м. Своды каждого тоннеля опираются на ряды стальных колонн, объединённых клёпаными прогонами. Станционные тоннели собирались из стандартных чугунных тюбингов; монтаж осуществлялся специальными эректорами с выдвижными площадками, а раскрытие проёмов выполнялось методом замены консольных элементов подвесными балками. Горное давление передаётся через колонны на общую железобетонную плиту, связующую фундаментные балки. Для гидроизоляции использованы сварные стальные листы, закреплённые полыми болтами к тюбингам.

Наземный вестибюль

Вестибюль, примыкающий к зданию вокзала, решён как двухпроходная триумфальная арка-портал, ориентированная входом на запад. Интерьер трактован как «Храм Победы»: восьмигранный купольный зал окружён дорическими колоннами; по периметру купола размещена строка второго куплета государственного гимна СССР, восстановленная в 2009 году. Основные декоративные акценты — кованые мечи, горельефные щиты союзных республик и люстры с лучеобразными кронштейнами.

Подземный аванзал

Между вестибюлем и платформой расположен круглый аванзал «Возрождение», облицованный тёмно-красным, золотисто-розовым, светло-серым и чёрным мрамором. Центр зала занимает колонна-светильник «Каменный цветок», скрывающая систему освещения. Отсюда ведут проходы к залам ожидания и платформам Курского вокзала.

Архитектурно-художественное оформление платформы

Платформу украшают колонны, пилоны и путевые стены, облицованные светлым мрамором «коелга», тогда как цоколь выполнен из оливково-серого мрамора «садахло». Над колоннами проходит золочёный растительный фриз, а на путевой стене размещён медальон с надписью «Курская Большого кольца 1945–1949», напоминающий о так и не реализованной Малой кольцевой линии. Пол выложен геометрическим орнаментом из чёрного габбро, лабрадорита и малинового токовского гранита. Освещают зал центральные люстры в форме солнечных дисков, а в нишах аванзала установлены торшеры, первоначально хрустальные.


Со станции осуществляется пересадка на «Курскую» Арбатско-Покровской линии (лестничный переход в центре зала) и на «Чкаловскую» Люблинско-Дмитровской линии (совмещённый южный вестибюль, открыт в 1995 г.). Путевое развитие включает пять стрелочных переводов, станционный путь для оборота составов и соединительную ветвь с Люблинско-Дмитровской линией.


В 1970-е гг. была проведена реконструкция Курского вокзала, изменившая архитектурное окружение и нарушившая первоначальный ансамбль.


В 2008–2009 гг. — комплексная реставрация вестибюля: замена эскалаторов, восстановление колонны «Каменный цветок», реставрация мрамора, люстр, декоративных мечей и надписей; установка современных турникетов, касс и инженерных систем.

За проект станции «Курская» архитекторы были удостоены Сталинской премии 1950 года. Сооружение продемонстрировало возможность индустриальных методов строительства глубоких колонных станций, сочетая инженерную рациональность с выразительной архитектурой и высокими пассажирскими качествами.

Автор статьи: Ольга Греф
Рекомендации
Особняк Зинаиды Морозовой с дополненной реальностью

В 1893 году Савва Морозов, знаменитый купец и промышленник, решил купить старую усадьбу Аксаковых на Спиридоновке и построить для своей любимой жены Зинаиды особняк. Молодой архитектор Фёдор Шехтель создал здесь настоящий средневековый замок, сделавший его знаменитым и модным архитектором, к которому выстроилась очередь из богатых заказчиков.

Технологии дополненной реальности в приложении «Узнай Москву» позволят вам узнать историю создания особняка непосредственно от цифрового двойника Саввы Тимофеевича Морозова. Вам надо всего лишь открыть карточку объекта в приложении, нажать кнопку “Дополненная реальность” и погрузиться в изучение истории знаменитого особняка.

ул. Спиридоновка, дом 17, строение 1
Краснопресненская, Баррикадная
Духовно-просветительский комплекс российских традиционных религий в районе Отрадное
Нововладыкинский пр., вл. 15 - ул. Хачатуряна, д. 8, корп. 1
Отрадное, Владыкино
Поделитесь статьей с друзьями
Интересное рядом(5)
Дом-музей Матвея Муравьева-Апостола
г. Москва, ул. Басманная Стар., д. 23/9