История Большого Кремлёвского дворца начинается в 1837 году, когда император Николай I издал указ о строительстве нового дворцового комплекса в Кремле, который должен был заменить старый великокняжеский дворец и стать символом величия Российской империи. Проектирование здания было поручено выдающемуся русскому архитектору Константину Андреевичу Тону, который уже имел опыт работы над многими значимыми проектами, включая храм Христа Спасителя.
Строительство дворца началось в 1839 году и продолжалось десять лет. В его состав вошли как новые, так и исторические сооружения Кремля: Грановитая палата, Теремной дворец и дворцовые церкви. Архитектурный ансамбль дворца представляет собой гармоничное сочетание элементов русской, византийской и классической архитектуры. Фасады здания украшены колоннами, аркадами и орнаментом, выполненным в стиле древнерусского зодчества, что подчёркивало преемственность власти и традиций.
Внутренние помещения дворца поражают своим убранством и разнообразием стилей. В дворце насчитывается около 700 комнат, включая парадные залы, приёмные, жилые покои и кабинеты. Особое внимание заслуживают орденские залы — Георгиевский, Андреевский, Александровский, Владимирский и Екатерининский. Эти залы использовались для проведения торжественных мероприятий, приёмов и церемоний награждения. Отделка интерьеров включает золочёную резьбу, мрамор, паркет и фрески.
Императорские покои, так называемая «Собственная половина», включали личные апартаменты императора и его семьи, а также комнаты для приближённых. Покои были обставлены в лучших традициях русского и западноевропейского искусства, с использованием мебели, тканей и предметов интерьера, выполненных по индивидуальным заказам.
Первое значительное изменение в интерьерах Большого Кремлёвского дворца произошло в 1933-1934 годах, когда в результате реконструкции для нужд Верховного Совета СССР Андреевский и Александровский залы были объединены в один зал для заседаний. Это привело к утрате исторических интерьеров, и лишь спустя несколько десятилетий в 1994-1998 годах была проведена масштабная реставрация, инициированная Президентом Российской Федерации, направленная на восстановление их первоначального вида.
Реставрационные работы включали воссоздание декоративных элементов, утраченных в результате многочисленных переделок. Основная сложность заключалась в том, чтобы сохранить баланс между сохранением исторической достоверности и адаптацией помещений под современные нужды. Были восстановлены паркетные полы, воссоздана позолота на лепных элементах и орнаменте, отреставрированы и восстановлены фрески и мозаики. Особое внимание уделялось восстановлению люстр, светильников и мебели, что позволило вернуть интерьерам дворца их былую роскошь.
С 1969 по 1970 год велась реставрация помещений «Собственной половины» дворца, в ходе которой были отреставрированы мраморные камины, позолота, живопись и мебель, а также восстановлены паркет, осветительная арматура и текстильные изделия. Эти работы также включали реставрацию художественных тканей и обоев, что в точности вернуло подлинность самой атмосферы XIX века.
В результате многолетних реставрационных работ Большому Кремлёвскому дворцу был возвращён его исторический облик. В 2011 году проект реставрации стал лауреатом конкурса «Московская реставрация», подтвердив статус дворца как одного из важнейших памятников архитектуры и истории России.
Сегодня Большой Кремлёвский дворец продолжает выполнять свою функцию как официальная резиденция Президента Российской Федерации, а также используется для проведения государственных церемоний и приёмов. Благодаря реставрационным работам, дворец сохраняет своё историческое значение и остаётся символом российской государственности.
Новый императорский дворец был построен по инициативе Николая I в 1838-1850 гг. на месте разобранных древнего великокняжеского дворца Ивана III и возведенного на его основании в ХVIIIв. дворца императрицы Елизаветы Петровны. Проектирование и строительство велись группой архитекторов в составе: Н.И.Чичагов, В.А.Бакарев, Ф.Ф.Рихтер, П.А.Герасимов, Ф.Г.Солнцев и др. под общим руководством К.А.Тона, признанного родоначальником “византийско-русского стиля”.
Дворцовый комплекс, получивший в дальнейшем название “Большой Кремлевский дворец”, помимо новопостроенного здания, включил в себя часть сохранившихся сооружений конца ХV-ХVII вв., входивших ранее в состав древней великокняжеской, а в последствии царской резиденции. Это Грановитая палата, Золотая Царицына палата, Теремной дворец и дворцовые церкви. После постройки в 1851 г. Оружейной палаты и примыкающего к ней с севера здания Аппартаментов, соединенного воздушным переходом с дворцовым комплексом, образовался единый ансамбль Большого Кремлевского дворца, связанного композиционно и стилистически.
Постановкой новых зданий К.А.Тон в известной степени воспроизводил планировку древнего ансамбля, а решение фасадов развивало архитектурную тему старинных сооружений. Аркада первого яруса дворца – римейк подклета Алевиза; терраса поверх аркады повторяет старые гульбища и связывает ансамбль в пространстве; зимний сад над новым переходом напоминает висячие сады древности; резное фигурное обрамление оконных проемов двухсветного второго этажа, профилированные пилястры между ними, центральная повышенная часть с кокошниками, перекрытая куполом, перекликаются с архитектурой Теремного дворца. Однако сухость и монотонность фасадов лишает здание живописности, присущей Теремам.
Тем не менее творчество К.А.Тона отмечено новаторством: уникальные для русской архитектуры большепролетные облегченные кирпичные своды, металлические стропильные конструкции кровель, использование новых строительных материалов, в частности цемента для фигурных отливок, высоко оценивались современниками.
Внутренняя планировка императорского дворца, насчитывающая около семисот помещений, включает главный вестибюль с лестницей; пять парадных орденских залов; приемные парадные помещения императрицы; жилые покои императорской семьи, так называемую “Собственную половину” и служебные помещения, расположенные на первом этаже. Роскошная отделка интерьеров в духе времени выполнена в разных стилях – от “ренессанса” до “византийско-русского” и отличается изяществом, тонким вкусом и высоким качеством работ. Дворец по праву называют музеем русского дворцового интерьера.
В 1933-1934 гг. Александровский и Андреевский залы дворца, были перестроены в зал заседаний Верховного совета СССР, на долгие годы утратив великолепие своих интерьеров. В 1994-1998 гг. залы, по решению Президента РФ были восстановлены.
В настоящее время весь комплекс Большого Кремлевского дворца, кроме Оружейной палаты, является главной Резиденцией Президента РФ.
Текст и фотографии представлены историко-культурным музеем-заповедником «Московский Кремль»






%20BEL_0521.jpg&w=1920&q=75)




