Доходный дом «Н. Феттер и Е. Гингель», более известный как дом Лансере, находится на углу Милютинского и Боброва переулков. Его история начинается с XVII века, когда участок принадлежал князю М. П. Черкасскому. Позднее землю выкупил стольник Г. М. Петрово-Соловово, затем — князь П. А. Мещанский, при котором часть территории отвели под католическую церковь. С 1844 года имением владел купец Ф. О. Фалеев, после него участок несколько раз переходил от одних собственников к другим, пока в 1890-х годах купчиха А. А. Князева не продала его акционерному обществу «Н. Феттер и Е. Гингель».
В 1915 году акционерное общество начало строительство доходного дома по проекту архитектора Валентина Дубовского. Дом планировался в стиле готического модерна с выразительным фасадным декором и просторными квартирами по 200 квадратных метров. К 1917 году были возведены пять этажей из шести проектных. Однако завершить работы помешали война и революция. В ноябре 1917 года недостроенное здание использовалось красногвардейцами как огневая позиция при штурме расположенной рядом телефонной станции.
После революции дом долгие годы стоял в лесах. Лишь в 1924 году архитектор Александр Калмыков переработал проект, придав ему более строгие формы. Незаконченный дворовой корпус снесли, главный достроили и надстроили седьмым этажом, а в 1936 году появился и восьмой. Так сформировался противоречивый облик здания: дореволюционные готические розетки, гранёные колонны и барельефы соседствуют с пустыми стенами и нишами конструктивистского периода.
В 1920–1930-е годы первый этаж занимали различные организации: фанерный трест, Союзтабак, Союзлифтмонтаж и другие. Здесь же действовал клуб «Красный деревообделочник». В жилых помещениях располагались коммунальные квартиры. Среди жителей был архитектор Каро Алабян, позднее ставший автором здания Театра Красной армии, и дипломат Александра Коллонтай.
В 1934 году в доме поселился академик живописи Евгений Евгеньевич Лансере, представитель знаменитой художественной семьи, сын скульптора Евгения Александровича Лансере и внук архитектора Николая Бенуа. Художник получил квартиру площадью 220 квадратных метров, разделённую после уплотнения конца 1930-х годов перегородкой. В этих стенах он работал до конца жизни в 1946 году, создавая проекты в области монументального искусства: панно для Казанского вокзала, майоликовые панно станции метро «Комсомольская», эскизы для Дворца Советов. В 1971 году на фасаде появилась мемориальная доска. Квартира сохранила убранство 1930-х годов — паркет, столярные детали, предметы семейного архива, картины Зинаиды Серебряковой, мебель по эскизам Бенуа.
Подвальные помещения в разные годы использовались по-разному. В 1950–1960-е здесь находилась база мороженого, позже склады, в 1970-х — клуб автомотолюбителей. В подъездах и лестничных клетках сохранялись следы былой репрезентативности: просторные лестницы, ковры, декоративные крепления, лифты с деревянной отделкой.
В 2014 году дом и квартира Е. Е. Лансере получили статус объекта культурного наследия регионального значения. Под охрану взяты архитектурные и планировочные характеристики, фасады с гранёными колоннами и барельефами, историческая отделка интерьеров, лестницы и столярные элементы. Для мемориальной квартиры Лансере дополнительно зафиксированы её планировка, материалы и обстановочный комплекс.
В 2015 году в ряде квартир действовали художественные и общественные коммуны, устраивались выставки, лекции и концерты. Дом включался в экскурсионные программы, проводились лекции о застройке Милютинского переулка. В 2025 году завершился капитальный ремонт уникального здания.
С 1934 года в доме № 20 по Милютинскому переулку жил и работал академик живописи Евгений Евгеньевич Лансере. Он происходил из знаменитой художественной семьи: его отец — скульптор Евгений Александрович Лансере, мать — Екатерина Николаевна, дочь архитектора Николая Бенуа, сестра художницы Зинаиды Серебряковой и архитектора Николая Лансере. Таким образом, он принадлежал сразу к двум известным творческим династиям — Лансере и Бенуа.
Детство Евгения Евгеньевича прошло в доме Бенуа. Рано проявив способности к рисованию, он в 1892 году поступил в рисовальную школу Общества поощрения художеств, где проучился около четырёх лет. В этот период вошёл в круг будущих участников объединения «Мир искусства», а под влиянием Александра Бенуа продолжил обучение во Франции. В Париже Лансере совершенствовал мастерство до 1898 года, много путешествовал, изучал европейские традиции.
С начала XX века он утвердился как один из ведущих книжных графиков России. Для него было важно не просто иллюстрировать тексты, а создавать единый художественный облик книги. Лансере разработал методику постраничного макета, стремился к гармонии декоративных элементов и текста. Среди значительных работ — иллюстрации к «Хаджи-Мурату» Л. Н. Толстого, к книге А. Н. Бенуа «Царское Село во времена императрицы Елизаветы Петровны».
После революции многие мирискусники эмигрировали, но Лансере остался в Советской России. Некоторое время он жил и работал в Тифлисе, где создавал графику, театральные декорации, участвовал в художественной жизни Грузии. В Москву вернулся в 1930-е годы по приглашению архитектора Алексея Щусева, с которым сотрудничал ещё до революции. Щусев добился для художника квартиры в Милютинском переулке и включил его в работу над оформлением Казанского вокзала.
В московский период Лансере занимался крупными монументальными проектами. Он разработал эскизы майоликовых панно для станции метро «Комсомольская», где впервые в метрополитене использовалась техника декоративной плитки. Тематика панно отражала трудовые подвиги метростроевцев. В 1937 году макет станции демонстрировался на Международной выставке в Париже. Художник создавал проекты для Дворца Советов, работал над серией исторических полотен, связанных с военной тематикой («Трофеи русского оружия», «Ночь после Бородинского боя», «Петр после Полтавы»).
Несмотря на личные утраты, Евгений Евгеньевич продолжал работать и в 1943 году был удостоен Сталинской премии за панно «Метростроевцы».
В годы войны художник создавал произведения, посвящённые обороне Москвы и героике русской военной истории. Его квартира в доме на Милютинском переулке сохранила многие предметы, связанные с семьёй: картины Зинаиды Серебряковой, мебель по эскизам Бенуа, сундук, привезённый из Венеции Альбертом Кавосом. Во время войны здесь произошёл случай, оставивший материальный след в интерьере: пуля случайно прострелила картину и едва не задела супругу Лансере, Ольгу Арцыбушеву.
Евгений Евгеньевич Лансере умер 13 сентября 1946 года. Его квартира, ставшая мемориальной, сохранила не только предметный комплекс и убранство 1930-х годов, но и атмосферу художественной династии, которая связывает здание на углу Милютинского и Боброва переулков с историей русской культуры первой половины XX века.
После смерти Евгения Евгеньевича в 1946 году его квартира в доме на углу Милютинского и Боброва переулков сохранила черты мемориального пространства. Здесь бережно хранились семейные архивы, письма, дневники и альбомы, предметы, связанные с историей династии Лансере и Бенуа. Сын художника Евгений Евгеньевич продолжал заботиться о собрании документов и вещей, а позднее эту работу унаследовали внуки. Квартира оставалась местом, куда обращались студенты, искусствоведы и исследователи, работавшие с наследием художника.
В 2014 году дому и квартире Лансере был официально присвоен статус объекта культурного наследия регионального значения. Под охрану взяты не только фасады здания с их характерным сочетанием дореволюционных и конструктивистских элементов, но и внутренняя мемориальная среда квартиры. Сохранились оригинальные планировочные решения, исторические материалы отделки и предметный комплекс: паркет, мебель по эскизам Бенуа, картины Зинаиды Серебряковой, сундук, привезённый Альбертом Кавосом из Венеции.
Семейные традиции поддерживаются и в наши дни. Потомки художника продолжают жить в квартире, сохраняя предметы, связанные с предками, и домашний уклад, сформировавшийся ещё в 1930-е годы. Мемориальное пространство сохраняет не только материальные следы эпохи, но и живую преемственность — семейные привычки, праздники, традиции, которые передаются новым поколениям.
Сегодня дом на углу Милютинского и Боброва переулков, начатый в 1915 году как престижный доходный дом, достроенный в 1930-х годах и получивший имя своего знаменитого жильца, остаётся важным памятником архитектуры и истории Москвы. Его сложный облик хранит следы двух эпох, а мемориальная квартира Евгения Лансере поддерживает преемственность традиций семьи и значение здания в культурном наследии города.




























%20BEL_0521.jpg&w=1920&q=75)






