Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Lansere’s house

Important firing point of the revolution in 1917 , the house entered the history as a home of creative Lancere family , whose descendants live in the house today. When muses sound - guns are silent!

Lansere’s house
Lansere’s house
ЦАО, Милютинский пер., дом 20/2, строение 1
Turgenevskaya, Chistye_prudy, Sretenskij bulvar
Important firing point of the revolution in 1917 , the house entered the history as a home of creative Lancere family , whose descendants live in the house today. When muses sound - guns are silent!
4.00
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1915—1933
Архитекторы:
В.Е. Дубовский, А.М. Калмыков
Эпоха:
1910s, 1920s
Информация о здании

Доходный дом «Н. Феттер и Е. Гингель», более известный как дом Лансере, находится на углу Милютинского и Боброва переулков. Его история начинается с XVII века, когда участок принадлежал князю М. П. Черкасскому. Позднее землю выкупил стольник Г. М. Петрово-Соловово, затем — князь П. А. Мещанский, при котором часть территории отвели под католическую церковь. С 1844 года имением владел купец Ф. О. Фалеев, после него участок несколько раз переходил от одних собственников к другим, пока в 1890-х годах купчиха А. А. Князева не продала его акционерному обществу «Н. Феттер и Е. Гингель».

В 1915 году акционерное общество начало строительство доходного дома по проекту архитектора Валентина Дубовского. Дом планировался в стиле готического модерна с выразительным фасадным декором и просторными квартирами по 200 квадратных метров. К 1917 году были возведены пять этажей из шести проектных. Однако завершить работы помешали война и революция. В ноябре 1917 года недостроенное здание использовалось красногвардейцами как огневая позиция при штурме расположенной рядом телефонной станции.

После революции дом долгие годы стоял в лесах. Лишь в 1924 году архитектор Александр Калмыков переработал проект, придав ему более строгие формы. Незаконченный дворовой корпус снесли, главный достроили и надстроили седьмым этажом, а в 1936 году появился и восьмой. Так сформировался противоречивый облик здания: дореволюционные готические розетки, гранёные колонны и барельефы соседствуют с пустыми стенами и нишами конструктивистского периода.

В 1920–1930-е годы первый этаж занимали различные организации: фанерный трест, Союзтабак, Союзлифтмонтаж и другие. Здесь же действовал клуб «Красный деревообделочник». В жилых помещениях располагались коммунальные квартиры. Среди жителей был архитектор Каро Алабян, позднее ставший автором здания Театра Красной армии, и дипломат Александра Коллонтай.

В 1934 году в доме поселился академик живописи Евгений Евгеньевич Лансере, представитель знаменитой художественной семьи, сын скульптора Евгения Александровича Лансере и внук архитектора Николая Бенуа. Художник получил квартиру площадью 220 квадратных метров, разделённую после уплотнения конца 1930-х годов перегородкой. В этих стенах он работал до конца жизни в 1946 году, создавая проекты в области монументального искусства: панно для Казанского вокзала, майоликовые панно станции метро «Комсомольская», эскизы для Дворца Советов. В 1971 году на фасаде появилась мемориальная доска. Квартира сохранила убранство 1930-х годов — паркет, столярные детали, предметы семейного архива, картины Зинаиды Серебряковой, мебель по эскизам Бенуа.

Подвальные помещения в разные годы использовались по-разному. В 1950–1960-е здесь находилась база мороженого, позже склады, в 1970-х — клуб автомотолюбителей. В подъездах и лестничных клетках сохранялись следы былой репрезентативности: просторные лестницы, ковры, декоративные крепления, лифты с деревянной отделкой.

В 2014 году дом и квартира Е. Е. Лансере получили статус объекта культурного наследия регионального значения. Под охрану взяты архитектурные и планировочные характеристики, фасады с гранёными колоннами и барельефами, историческая отделка интерьеров, лестницы и столярные элементы. Для мемориальной квартиры Лансере дополнительно зафиксированы её планировка, материалы и обстановочный комплекс.
В 2015 году в ряде квартир действовали художественные и общественные коммуны, устраивались выставки, лекции и концерты. Дом включался в экскурсионные программы, проводились лекции о застройке Милютинского переулка. В 2025 году завершился капитальный ремонт уникального здания.

Corner house , facing the Bobrov Lane, was originally conceived by a joint stock company " Fetter and Ginkel " as profitable . Construction started in 1917 by architect V. Dubovsky , unwittingly turned into a long-term construction . The construction site is not graced the lane, but managed to serve as a firing point in the capture of a telephone exchange , where the cadets had barricaded themselves . Only with the end of the Civil War the house , according to the revised draft of A.M. Kalmikova , acquired its present form. In Soviet times, a huge new building was occupied by numerous organizations , but there were residential apartments . From 1934 until his death in 1946 there lived an academician of painting, a graphic artist, a representative of the glorious art family Evgeny Evgenievich Lansere - the son of the sculptor Yevgeny Alexandrovich Lansere and Ekaterina Nikolaevna, the daughter of the architect Nikolai Leontyevich Benois, the brother of the painter Zinaida Serebryakova and the architect Nikolay Lanceray. Early losing his father, Eugene Lansere was brought up in the house of Benoit. He received an art education in the Drawing School of the Society for the Encouragement of Arts, then improved in Paris. He traveled extensively in Italy, France, Germany, Japan, Turkey. He was an active member of the association "World of Art", artistic director of the Imperial Porcelain Factory. Author of numerous book illustrations, decorative panels, historical paintings, theatrical scenery. Since 1935, already living in this house, Lansere worked a lot in the field of monumental art. Most of his work was not carried out, but the panel he made for Kazan Station gives an idea of the artist's work during this period. Lansere lived in this house the most terrible years: the Stalinist repressions and the war years. In the house and now lives the artist Evgeny Evgenievich Lansere - grandson.The house stands on the site, from the beginning of the XVII century, which belonged to the prince M.P. Cherkassky. Then it was bought by the grocer Grigory Mihajlovich Petrovo-Solovovo, having attached to his possessions a little lower down the alley. In 1839, Prince Meshchersky settled in possession, from 1844 - merchant Fedor Osipovich Faleev. Twenty years later, Colonel Lvov. For some reason, the owners did not linger here: the merchants Chernyshev, Smirnov, Tikhonov, from the 1890's - the merchant Anfisa Andreevna Kapyrina, in the marriage of Knyazev, who sold the possession of "Vetter and Ginkel."
Евгений Евгеньевич Лансере и дом в Милютинском переулке

С 1934 года в доме № 20 по Милютинскому переулку жил и работал академик живописи Евгений Евгеньевич Лансере. Он происходил из знаменитой художественной семьи: его отец — скульптор Евгений Александрович Лансере, мать — Екатерина Николаевна, дочь архитектора Николая Бенуа, сестра художницы Зинаиды Серебряковой и архитектора Николая Лансере. Таким образом, он принадлежал сразу к двум известным творческим династиям — Лансере и Бенуа.

Детство Евгения Евгеньевича прошло в доме Бенуа. Рано проявив способности к рисованию, он в 1892 году поступил в рисовальную школу Общества поощрения художеств, где проучился около четырёх лет. В этот период вошёл в круг будущих участников объединения «Мир искусства», а под влиянием Александра Бенуа продолжил обучение во Франции. В Париже Лансере совершенствовал мастерство до 1898 года, много путешествовал, изучал европейские традиции.

С начала XX века он утвердился как один из ведущих книжных графиков России. Для него было важно не просто иллюстрировать тексты, а создавать единый художественный облик книги. Лансере разработал методику постраничного макета, стремился к гармонии декоративных элементов и текста. Среди значительных работ — иллюстрации к «Хаджи-Мурату» Л. Н. Толстого, к книге А. Н. Бенуа «Царское Село во времена императрицы Елизаветы Петровны».

После революции многие мирискусники эмигрировали, но Лансере остался в Советской России. Некоторое время он жил и работал в Тифлисе, где создавал графику, театральные декорации, участвовал в художественной жизни Грузии. В Москву вернулся в 1930-е годы по приглашению архитектора Алексея Щусева, с которым сотрудничал ещё до революции. Щусев добился для художника квартиры в Милютинском переулке и включил его в работу над оформлением Казанского вокзала.

В московский период Лансере занимался крупными монументальными проектами. Он разработал эскизы майоликовых панно для станции метро «Комсомольская», где впервые в метрополитене использовалась техника декоративной плитки. Тематика панно отражала трудовые подвиги метростроевцев. В 1937 году макет станции демонстрировался на Международной выставке в Париже. Художник создавал проекты для Дворца Советов, работал над серией исторических полотен, связанных с военной тематикой («Трофеи русского оружия», «Ночь после Бородинского боя», «Петр после Полтавы»).

Несмотря на личные утраты, Евгений Евгеньевич продолжал работать и в 1943 году был удостоен Сталинской премии за панно «Метростроевцы».

В годы войны художник создавал произведения, посвящённые обороне Москвы и героике русской военной истории. Его квартира в доме на Милютинском переулке сохранила многие предметы, связанные с семьёй: картины Зинаиды Серебряковой, мебель по эскизам Бенуа, сундук, привезённый из Венеции Альбертом Кавосом. Во время войны здесь произошёл случай, оставивший материальный след в интерьере: пуля случайно прострелила картину и едва не задела супругу Лансере, Ольгу Арцыбушеву.

Евгений Евгеньевич Лансере умер 13 сентября 1946 года. Его квартира, ставшая мемориальной, сохранила не только предметный комплекс и убранство 1930-х годов, но и атмосферу художественной династии, которая связывает здание на углу Милютинского и Боброва переулков с историей русской культуры первой половины XX века.

После смерти Евгения Евгеньевича в 1946 году его квартира в доме на углу Милютинского и Боброва переулков сохранила черты мемориального пространства. Здесь бережно хранились семейные архивы, письма, дневники и альбомы, предметы, связанные с историей династии Лансере и Бенуа. Сын художника Евгений Евгеньевич продолжал заботиться о собрании документов и вещей, а позднее эту работу унаследовали внуки. Квартира оставалась местом, куда обращались студенты, искусствоведы и исследователи, работавшие с наследием художника.

В 2014 году дому и квартире Лансере был официально присвоен статус объекта культурного наследия регионального значения. Под охрану взяты не только фасады здания с их характерным сочетанием дореволюционных и конструктивистских элементов, но и внутренняя мемориальная среда квартиры. Сохранились оригинальные планировочные решения, исторические материалы отделки и предметный комплекс: паркет, мебель по эскизам Бенуа, картины Зинаиды Серебряковой, сундук, привезённый Альбертом Кавосом из Венеции.

Семейные традиции поддерживаются и в наши дни. Потомки художника продолжают жить в квартире, сохраняя предметы, связанные с предками, и домашний уклад, сформировавшийся ещё в 1930-е годы. Мемориальное пространство сохраняет не только материальные следы эпохи, но и живую преемственность — семейные привычки, праздники, традиции, которые передаются новым поколениям.
Сегодня дом на углу Милютинского и Боброва переулков, начатый в 1915 году как престижный доходный дом, достроенный в 1930-х годах и получивший имя своего знаменитого жильца, остаётся важным памятником архитектуры и истории Москвы. Его сложный облик хранит следы двух эпох, а мемориальная квартира Евгения Лансере поддерживает преемственность традиций семьи и значение здания в культурном наследии города.

Автор статьи: Ольга Греф
Отзывы
(1)