Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Myasoedov estate

Once late famous Russian opera base Feodor Chaliapin came here for the job interview. But after anxious waiting, he was informed that the manager has no time to see him.

Myasoedov estate
Myasoedov estate
Дмитровка Б. ул., дом 8, строение 1, 2, 3, 6
Once late famous Russian opera base Feodor Chaliapin came here for the job interview. But after anxious waiting, he was informed that the manager has no time to see him.
4.06
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
XVIII-XIX вв.
Архитекторы:
Эпоха:
18th century, 19th century
Информация о здании

Этот дом — один из немногих фрагментов Дмитровки классического периода. Его первыми известными владельцами были Мясоедовы. Дом особенно примечателен тем, что сохранил не только зафиксированный в альбомах М. Ф. Казакова фасад с пилястровым портиком, но и композицию усадьбы с полуциркульным задним двором (чтобы заглянуть в этот замечательный двор, надо пройти чуть ниже по Кузнецкому мосту). Сам главный дом появился не позже середины XVIII века, но вероятно, что своды в его северной части имеют более раннее происхождение.

В 1809 году, незадолго до войны, дом отошел к графу Федору Андреевичу Толстому, одному из известнейших коллекционеров Москвы. Его племянник скульптор Ф. П. Толстой (не путайте с Ф. И. Толстым-Американцем, он приходился хозяину племянником) писал о дяде: «Дом он имел чрезвычайно богато убранный, наполненный мрамором, бронзою и фарфором». Однако основным предметом коллекционирования Федора Андреевича являлись книги. «Библиотека русской старины графа Федора Андреевича Толстого заслуживает первое внимание и признательность соотечественника, — писал Павел Петрович Свиньин. — Святотатственная рука галлов пощадила сие сокровище: просвещенные сподвижники Наполеона не истребили его, вероятно, полагая, что книги сии не заслуживают ни малейшего внимания. Сие можно заключить потому, что многие из рукописей были ими разсматриваны и разбросаны, а французские сочинения взяты».

Самое интересное, что обширной библиотекой можно было свободно пользоваться. Сам Толстой говорил, что «чем более будут пользоваться моею библиотекою, тем более мне будет удовольствие, ибо вам известно, что единственная моя цель в том и состоит, чтобы обществу быть полезным».

В пожаре 1812 года дом уцелел и в конце 1820-х годов был продан. Коллекцию книг приобрела Петербургская публичная библиотека, а здание — Московская контора Императорских театров. В 1831-м сюда с Поварской перевели Театральную школу (ныне — знаменитое на всю страну училище имени Щепкина). Уже тогда была сделана ставка на успех этого образовательного учреждения. Для школы выстроили два корпуса во дворе дома и оборудовали специальный танцевальный зал — с покатым полом и перилами вдоль стен, своего рода предвестник танцевальных станков. А драматическое искусство с осени 1832 года преподавал М. С. Щепкин. Позже школа переехала на Неглинную, на Дмитровке же разместилась дирекция Театральной конторы. В 1886 году здесь постоянно бывал драматург А. Н. Островский, служивший заведующим репертуарной частью Московской конторы Императорских театров.

В 1895 году Л. Н. Толстой собрал здесь труппу Малого театра, чтобы ознакомить со своей новой и далеко не однозначной пьесой «Власть тьмы». Известный экспромт Владимира Гиляровского - «В России две напасти: внизу — власть тьмы, вверху — тьма власти» - появился как живая реакция на толстовскую пьесу.

Именно сюда пришел «устраиваться на работу» и молодой Шаляпин. Ему шел двадцать второй год, он только что прибыл в Москву и, зайдя в культурное заведение, порядком оробел. «В передней сидели сторожа с орлами на позументах, и было ясно, что они смертельно скучают. Бегали какие-то люди с бумагами в руках, с перьями за ушами. Все это мало было похоже на театр». После томительного многочасового ожидания в приемной Федору Ивановичу сообщили, что управляющему недосуг, а все подведомственные театры закрыты до осени. В результате Шаляпин устроился в оперу Мамонтова, по соседству. 

После революции на Дмитровке, 8 размещалось Управление государственных театров и Комитет охраны государственных музыкальных инструментов. Работы итальянских мастеров Страдивари, Гварнери, Амати, Гранчино, Бергонци, Альбани, Маджини, Вильома стали основой коллекции, которую (вкупе с национализированными в 1918-м) взялся охранять созданный комитет.

После Великой Отечественной войны в 1948 году на Дмитровке открылась Театральная библиотека, ныне Российская государственная библиотека по искусству.

This house is one of the few fragments of the classical period of Dmitrovka. First known owners of the house were Myasoedov’s family. The house is particularly notable for the fact that it kept pilaster facade with a portico (as it appears on the picture of M.F. Kazakoff’s album) and the composition of the estate with a semicircular back yard (to look into this wonderful courtyard, it is necessary to go a little down by Kuznetsky bridge). The main house itself appeared not later than the middle of the XVIII century, but it is likely that the vaults in the northern parts have earlier origins. In 1809, right before the war of 1812, Count Fyodor Tolstoy one of the most famous collectors in Moscow acquired the house. His nephew sculptor F.P. Tolstoy (not to be confused with the F.I. Tolstoy - American, he is the nephew of the Fyodor Tolstoy) wrote to uncle, "House was very richly decorated, filled with marble, bronze and porcelain." However, books were the main focus of Fyodor Andreyevich collection. "Library of Russian antiquities of Count Fyodor Andreyevich Tolstoy deserves first attention and appreciation compatriot - wrote Paul Petrovich Svinyin - Sacrilegious hand of Gauls spared this treasure: enlightened followers of Napoleon did not destroy it, probably thinking that these books do not deserve any attention. These things can be concluded therefore, that many of the manuscripts were viewed and scattered, and the French writings were taken. " The most interesting is that the vast library can be freely used. Tolstoy himself said that "the more people use my library, the more it will be my pleasure, because you know that my only goal is to be useful to society." The house survived the fire of 1812 and it was sold by the end of 1820s. Petersburg Public Library acquired the collection of books, the Moscow office of the Imperial Theatres got the building. Theatre School (now - famous all over the country school Shepkin ) was transferred here from Povorskaya street in the 1831. Even then was bet on the success of this educational institution. Two buildings in the courtyard of the house equipped with a special dance hall - with sloping floors and railings along the walls, a kind of precursor to dance machines were built for the school. Since autumn of 1832 drama classes were conducted by MS Shepkin. Later the school moved to Neglinnaya . Theatre Directorate office setteled in the house on Dmitrovka street. In 1886 there ever been a playwright Alexander Ostrovsky, who served as head of the part of the repertoire of the Moscow office of the Imperial Theatres. In 1895 Tolstoy gathered here Maly Theater troupe to familiarize with their new and far from unambiguous play "The Power of Darkness". Known for impromptu by Vladimir Gilyarovsky - "There are two misfortunes In Russia: the power of darkness in the bottom and the dark power on the top" was emerged as a lively reaction to Tolstoy's play. Once young Chaliapin came here to "get a job”. He was twenty one years old at the time and he had just arrived to Moscow, and abashed entering the cultural institution. "Guards with eagles on the braid sat In front room of the house, and it was clear that they were terminally bored. Some people ran with papers in their hands and with feathers behind ears. All this was like a little theater". After many hours of anxious waiting in the waiting room Fyodor reported that lack of time of the manager, and all subordinate theaters are closed until fall. As a result, Shalyapin got the job in Mamonov’s opera next door. Office of the State Theater and the State Committee of musical instruments was located at 8 Dmitrovka after the revolution. Italian masters Stradivari, Guarneri, Amati, Granchino, Bergonzi, Albani, Maggini, Vuillaume became the basis of the collection, which (together with nationalized in 1918) took up guard created committee. After the Great Patriotic War in 1948 Theatre Library was in the house. Now the Russian State Art Library resides in the building.
Автор статьи: Юлия Мезенцева