Последний на четной стороне Леонтьевского переулка дом № 26 — остаток усадьбы князей Шаховских конца XVIII – начала XIX в. Главный дом усадьбы выходил на Тверскую улицу, а в переулке находились служебные строения. Одно из них — двухэтажное здание, показанное на плане 1802 г. — представляет собой основу существующего дома.
В конце XIX в. в 1876 г. дом перестраивает архитектор Н. Тальман. Дом получил эклектичный декор и стал единым комплексом, оформлявшим квартал, в итоге получилась буква П — главная часть по Тверской, два основания по двум переулкам (Леонтьевскому и Вознесенскому). С 1880-х гг. он принадлежал известному банкиру Лазарю Соломоновичу Полякову. Вплоть до революции здесь располагались знаменитые меблированные комнаты «Лувр» и «Мадрид». В части дома, что выходила на Тверскую, располагался более шикарный «Лувр» со входом на углу рядом с домом генерал-губернатора, а в переулок выходил более простой «Мадрид». Именно эта часть «Мадрида» и сохранилась в Леонтьевском переулке после того как в 1940-х гг. при расширении Тверской улицы отрезали «Лувр». До нашего времени осталась домонограмма «М» (в аттике над входом, которые поддерживают две кариатиды).
Дом имел коридорную систему со сложными переходами, и из «Лувра» можно было не выходя на улицу попасть в «Мадрид» и наоборот. Эти меблированные комнаты обожали артисты и деятели театра. В Лувре, который был пошикарнее, останавливались многие приезжие знаменитости, жили подолгу артисты-солисты московских театров, а в «Мадриде» — переписчики пьес и артисты помельче. Номера хорошо описала Татьяна Львовна Щепкина-Куперник. Она жила в «Мадриде» много лет, после того как переехала в Москву, играла у Корша и писала пьесы для театров, в том числе для Малого, где имела успех. В это время в «Лувре» жила знаменитая Лидия Яворская. Там они познакомились и там завязалась их дружба на всю жизнь. Лидия Борисовна Яворская происходила из Киева. В 18 лет она уехала в Петербург учиться актерскому мастерству, потом училась в Париже. В 1893 г. дебютировала в Ревеле и очень скоро покорила Москву ролью Маргариты Готье в «Даме с камелиями» в театре Корша. Первый ее успех в Москве критики связывали не столько с игрой, сколько с экстравагантной манерой поведения — и на сцене, и вне, — не совпадающей с общими представлениями о русской актрисе: скромной, сдержанной, даже застенчивой. Напротив, она эпатировала публику нарядами, позволяющими ей демонстрировать прелести своего тела, некоторой развязностью, хрипловатым голосом, отсутствием «мелодии жестов». Здесь в гостинице у Яворской и Щепкиной-Куперник часто бывал, друживший с обеими, А.П.Чехов, а также Лика Мизинова, певица Варвара Эберле, редактор журнала «Русская мысль» Гольцев, беллетрист Потапенко.
В 1990-е гг. оставшийся «Мадрид» был полностью реконструирован под административные помещения. Остался лишь фасад знаменитой гостиницы. Кстати именно в ней происходит действие романа Б.Акунина «Весь мир театр».
Architect N. Thalmann remodeled the house at the end of the XIX century in 1876. The house has got an eclectic decor and become a single complex, designed the quarter. The “U-shape” building with the main part on Tverskaya street and two legs along Leontief and Voznesensky alleys appeared there. The complex belonged to the famous banker Lazar Polyakov since the 1880s. It housed the famous furnished rooms "Louvre" and "Madrid" until the Revolution. More luxurious "Louvre" faced Tverskaya with the corner entrance next to the house of the governor-general, and "Madrid" rooms were simpler and faced the alley.
It is this part of the "Madrid" that was preserved in Leontief Lane after the 1940s with the expansion of Tverskaya Street cut off the Louvre. Until now, there has been a domogram "M" (in the attic above the entrance, which support two caryatids).
House had the corridor system with sophisticated transitions. There was a possibility to get from "Louvre" to "Madrid" and vice versa with no need of leaving the building. Artists and theater workers adored these furnished rooms. Many visiting celebrities stayed in “Louvre”, artists - soloists of the Moscow theaters lived there for a long time. Scribes and artists of the “second grade” mostly used "Madrid".
Tatiana Schepkina -Kupernik described the rooms. She lived in "Madrid" for many years after she moved to Moscow, played with Korsch and wrote plays for theaters, including for Maly, where she was successful.The famous Lydia Yavorskaya also lived in the "Louvre" at that time. There they met and there their friendship began for the rest of their lives. Lydia B. Yavorskaya came from Kiev. She moved to St. Petersburg to study acting at age 18, then studied in Paris. In 1893 she made her debut in Revel and very soon won Moscow with her famous role of Marguerite Gautier in the "Lady with Camellias" in Korsch’s theater. Critics linked her first success in Moscow not so much to the play, but with extravagant demeanor both on- and offstage, which did not coincide with the image of Russian actress: modest, reserved, even shy. On the contrary, she dressed to shock the audience, allowing it to show the splendor of her body, some swagger, husky voice, with the lack of "melody of gestures."
A.P. Chehov, Lika Mizinova, Barbara Eberle, the singer, Goltsev the editor of the "Russian idea" and novelist Potapenko visited Yavorskaya and Schepkina-Kupernik in the hotel. Chehov was the friend of both.
Remains of "Madrid" were completely renovated under the premises of Moscow Government. Only the facade of the famous hotel has left. By the way, the action of the "All the world's a stage" novel by Akunin happened here.










%20BEL_0521.jpg&w=1920&q=75)










