Грановитая палата была заложена в 1487 г. итальянским мастером Марко Фрязином как парадный тронный зал для торжественных приемов в новом великокняжеском дворце Ивана III. Строительство ее закончил в 1491 г. ломбардский архитектор Пьетро Антонио Солари.
Здание выстроено из кирпича. Приемный зал в виде одностолпной палаты, перекрытой четырьмя крестовыми сводами расположен на высоком цокольном этаже. С запада к нему примыкают парадные Святые сени, к которым с южной стороны ведет открытая каменная лестница – Красное крыльцо. Квадратная в плане палата, перекрытая сводами, опирающимися на стены и центральный столб, – наиболее распространенный в русской гражданской архитектуре ХV-ХVI вв. тип зальных помещений. На протяжении двух столетий Грановитая палата площадью 495 кв.м. оставалась самым большим залом в русской архитектуре.
Название палаты произошло от архитектурного решения главного восточного фасада, выходящего на Соборную площадь. Он облицован белокаменными блоками, каждый из которых отесан на четыре грани. Такая обработка камня, характерная для итальянской архитектуры эпохи Возрождения, называлась “бриллиантовым рустом”. Боковые фасады имели гладкие кирпичные поверхности, окрашенные “под кирпич”. Как показывают графические материалы Грановитая палата завершалась высокой четырехскатной золоченой кровлей. Нынешнее низкое трехскатное покрытие памятник получил в ХIХв. Первоначальные оконные проемы имели форму спаренных стрельчатых арочек, разделенных колонкой-импостом и взятых в прямоугольное обрамление, наподобие окон итальянских палаццо. Существующие окна с их барочными наличниками относятся к последней четверти ХVII в.
Сильно выступающий объем палаты с богато декорированным главным фасадом, дающим глубокую светотень, играет активную роль в формировании архитектурного облика Соборной площади.
В ХVI в. стены и своды в интерьере палаты были расписаны фресками. В 1668 г. роспись возобновил Симон Ушаков, составив подробную опись сюжетов. Сохранившаяся до наших дней живопись выполнена палехскими иконописцами в 1881 г. в соответствии с описью Ушакова.
При строительстве в 1838-1849 гг. Большого Кремлевского дворца Грановитая палата была включена в новый комплекс дворцовых зданий и через Святые сени соединилась с Владимирским залом.
При реставрационных работах 1967-1968гг были восстановлены уникальный резной белокаменный портал в западной стене палаты и рельефный декор центрального столпа. В 1992-1994 гг. заново выстроено Красное крыльцо, разобранное в 1930-х гг.
В настоящее время Грановитая палата является одним из представительских залов при Резиденции Президента Российской Федерации.
Текст и фотографии представлены историко-культурным музеем-заповедником «Московский Кремль»
The throne hall of the brick building is a one-pillared chamber, covered with four cross-shaped vaults. It stands on the high semibasement. The west side of the hall is adjacent to the Front Holy Anteroom. The staircase — Red Porch — leads to the Anteroom. The square-shaped chamber with vaults, propped by the walls and the central pole, presents the frequent hall type of Russian civil architecture of XV-XVI centuries. During the two centuries, the Faceted Chamber with total area of 495 sq. km. had been the largest hall in Russian architecture.
The Chamber was given its name after the architectural design of the main eastern facade facing Cathedral Square coated with faceted white-stone blocks. Such a way of stone’s dressing was typical for Italian Renaissance’s architecture. The building was topped with its present-day low three-pitched roof in the XIX century. The windows with frames in Baroque style were added in the last quarter of the XVII century.
The chamber's building with its decorated main facade produces deep chiaroscuro forming the architectural look of Cathedral Square.
In the XVIth century, the walls and vaults in the chamber's interior were painted with frescoes. In 1668, Simon Ushakov recommenced painting and made detailed descriptions of frescoes' scenes. The original frescoes have not survived. The present-day ones were created in 1881 by icon-painters from the town of Palekh, who relied on the Ushakov's descriptions.
In 1838-1849, while the construction of the Grand Kremlin Palace, the Faceted Chamber was included into the new complex of palace buildings and connected with the Vladimir Hall through the Holy Anteroom. At the moment, the Faceted Chamber is an official ceremonial hall in the residence of the President of the Russian Federation.







%20BEL_0521.jpg&w=1920&q=75)




