Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Polyakov’s Moscow international trade and industrial bank

The history of the house is closely connected with banks and bankers, acquisitions and ruin. But people remember the restaurant, in 1901 warned the future: the food was bought through vending machines!

Polyakov’s Moscow international trade and industrial bank
Polyakov’s Moscow international trade and industrial bank
Kuzneckij most
The history of the house is closely connected with banks and bankers, acquisitions and ruin. But people remember the restaurant, in 1901 warned the future: the food was bought through vending machines!
3.66
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1898
Архитекторы:
С.С. Эйбушитц
Эпоха:
19th century
Информация о здании

 В 70-х гг. XVIII в. этот участок на углу Кузнецкого моста принадлежал графу И.И. Воронцову. В самом конце столетия огромное воронцовское владение, раскинувшееся от Рождественки до Петровки, было поделено на несколько частей, принадлежавших разным хозяевам. Владельцы менялись, и в 1875 г. данный участок перешел к первогильдейскому купцу И.Г. Фирсанову, а позже — к его дочери Вере Фирсановой. В середине 1890-х она продала это владение Московскому международному торговому банку, основанному Л.С. Поляковым. Концессионер при строительстве железных дорог, владелец «Банкирского дома Полякова», создатель целого ряда российских банков, наконец, тайный советник, пожалованный потомственным дворянством, Поляков начал здесь, на Кузнецком мосту, строительство банковского здания.

Архитектор С.С. Эйбушитц при участии инженера В.Г. Шухова (его конструкциями перекрыт операционный зал) возводит к 1898 г. красивый дом с крупными ордерными формами, характерными для римского барокко. Здание облицовано радомским песчаником и украшено орнаментом из цинка. Оно очень удачно поставлено на изломе Кузнецкого моста, являясь одной из его основных доминант, и замыкает перспективу от Неглинной улицы. Первоначально над угловым фасадом возвышался небольшой аттик, утраченный в 1930-е гг.

В 1901 г. в одном из помещений здания открылся очень необычный для Москвы ресторан «Квисисана»: здесь не было привычных официантов, все закуски и напитки приобретались через торговые автоматы.

Вследствие кризиса начала ХХ в. финансовое положение Полякова серьезно пошатнулось. Проведенная ревизия выявила многомиллионную задолженность его предприятий. Принадлежавшие ему банки были спасены от банкротства крупной ссудой Государственного банка. Но сам Поляков был полностью отстранен от всяких промышленных и банковских дел. Несколько его банков, в том числе и Московский международный торговый, слили в Соединенный банк, который и находился в здании на углу Рождественки вплоть до революции.

В советские годы здесь располагались Центральная сберегательная касса, Международный банк экономического сотрудничества, Жилсоцбанк СССР. Некоторое время на третьем этаже размещался Государственный институт искусствознания, который возглавлял тогда И.Э. Грабарь.

Свой «банковский статус» здание сохранило и в наши дни: сейчас здесь центральное отделение Банка ВТБ.

In the 70s of XVIII century this plot on the corner of the Kuznetsky bridge belonged to Count II Vorontsov. At the end of the century, a huge Vorontsov’s possession, spanning from Rozhdestvenka to Petrovka, was divided into several parts and was sold to different owners. The owners have changed, and in 1875 the plot was acquired by the first guild merchant I.G. Firsanov, and later - to his daughter Vera Firsanova. In the mid- 1890s, she sold it to the possession of Moscow International Commercial Bank, founded by L.S. Polyakov. The concessionaire in the construction of railways, the owner of the Polyakova Banking House, the creator of a number of Russian banks, and finally the secret adviser granted by the hereditary nobility, Polyakov began here, on the Kuznetsky Most, the construction of a banking building. Architect S.S. Eybushitts with the assistance of engineer V.G. Shukhov (he designed blocks for the main operating room) is building a beautiful house in 1898 with a major order forms characteristic of the Roman Baroque. The building is faced with Radomski sandstone and decorated with ornaments of zinc. It is very well put on the fracture of the Kuznetsk bridge, as one of its main landmarks, and closes the prospect of Neglinnoy street. Initially, a small attic, lost in the 1930s, towered above the corner facade. In 1901, in one of the premises of the building, a very unusual restaurant for Moscow, "Kvisisano", was opened: there were no habitual waiters here, all snacks and drinks were purchased through vending machines. Due to the crisis of the early twentieth century, Polyakov's financial situation was seriously shaken. The audit has revealed the multimillion-dollar indebtedness of its enterprises. The banks that belonged to him were saved from bankruptcy by a large loan from the State Bank. But Polyakov himself was completely removed from all industrial and banking matters. Several of his banks, including the Moscow International Trading, were merged into the United Bank, which was located in a building on the Rozhdestvenka corner until the revolution. During the Soviet years it was occupied by the Central Savings Bank, the International Bank for Economic Cooperation, Zhilsotsbank USSR. Some time on the third floor housed the State Institute of Art, which was then headed by I.E. Grabar. His "bank status" building has retained to this day : now here is the central branch of the Bank of Moscow.
Автор статьи: Алексей Дедушкин
Поделитесь статьей с друзьями
Интересное рядом(7)
Александровский сад, около Средней Арсенальной башни
Театральный проезд
Третьяковский проезд

Третьяковский проезд — редкое место в самом сердце Москвы, где история купеческой столицы соединяется с изысканной атмосферой старинной торговой улицы. Пройдите под его арками, чтобы увидеть уникальную архитектуру, почувствовать дух прошлого и оказаться среди самых красивых витрин старого города.

  

Третьяковский проезд – короткая, замкнутая улица между Никольской и Театральным проездом, больше похожая на парадный двор: её пространство ограничено двумя арками, мощёно булыжником и обстроено домами с крупными витринами. Архитектура ворот с башенками и зубцами отсылает к крепостной стене Китай-города; о прошлом напоминает и соседняя Птичья башня – единственная сохранившаяся башня стены.

В XVII-XVIII веках территория между Никольской и Театральным проездом принадлежала представителям крупных аристократических семей, а в начале XIX века участок выкупил книготорговец Глазунов, для которого Осип Бове построил дом с лавками на Никольской. В 1868 году землю приобрели братья Павел и Сергей Третьяковы и добились разрешения разобрать часть Китайгородской стены, чтобы проложить новый проезд, разгружающий Никольские ворота и ведущий к Китай-городу. Это была единственная московская улица, построенная на частные средства.

Автором комплекса стал зять Третьяковых архитектор Александр Каминский. Он выстроил дом в стиле неоренессанса по Никольской, дом в русском стиле по Театральному, прорубил арки и создал внутри короткую торговую улицу. В корпусах разместились Московский купеческий банк, магазины готового платья, чайный магазин Василия Куликова, знаменитый Торговый дом Вильяма Габю, торговавший часами и ювелирными изделиями. Вечерами здесь гуляли москвичи, любуясь богато оформленными витринами.

В 1930-е годы при реконструкции центра разобрали большую часть Китайгородской стены, щебень от кладки пошёл на строительство метро. В 1970–1980-е годы проезд был деловой и транспортно оживлённой улицей с конторами и складами. Новый этап начался в 2000-е, когда комплекс отреставрировали, подчеркнув исторический декор и вернув ему роль элитарной торговой улицы. Сегодня Третьяковский проезд остаётся одним из самых дорогих и узнаваемых адресов Москвы, где соединяются память о купеческой Москве XIX века и современная витринная роскошь.

г. Москва, Третьяковский пр-д
финансист
Shukhov V. G.
архитектор
генерал-поручик, сенатор, действительный камергер, граф