История участка, на котором расположен особняк Зиминых, восходит к концу XVIII века, когда эта территория принадлежала общему огороду, располагавшемуся в центре квартала. В XIX веке участок сменил несколько владельцев, среди которых были майор Анатолий Неронов и доктор Иван Яныш. В 1889 году его приобрёл московский купец и табачный фабрикант Николай Гаврилович Зимин, который сыграл ключевую роль в создании современного облика особняка.
В 1896 году по заказу Зимина архитектор Эдмунд Станиславович Юдицкий спроектировал и построил двухэтажный каменный особняк с полуподвалом и антресолями, выполненный в стиле эклектики, что позволило гармонично сочетать различные архитектурные элементы. Фасад здания украшен ризалитом с балконом, а также многочисленными декоративными элементами, такими как тосканские колонны, лепные детали и картуш с датой постройки. Внутренние помещения особняка впечатляют своей роскошью: здесь сохранились парадная анфилада, наборные паркеты, изразцовые печи и пышная лепнина.
В 1913-1914 годах, когда владелицей особняка была Анна Ивановна Зимина, здание подверглось частичной перестройке и переделке интерьеров. Архитектор Алексей Дмитриевич Чичагов, представитель третьего поколения знаменитой династии архитекторов, обновил интерьерные решения, привнеся элементы стиля модерн.
После революции 1917 года здание было национализировано, и в 1920-х годах здесь разместилось правление Коммунистического университета имени Якова Михайловича Свердлова. В дальнейшем здание использовалось для различных государственных нужд, вплоть до 2015 года, когда в нём располагался Научно-исследовательский институт киноискусства ВГИК.
История домовладения № 8 по Дегтярному переулку прослеживается с 1780-х годов. В 1889 году участок приобрел купец и табачный фабрикант Н. Г. Зимин, который снес все старые строения и заказал архитектору Э. С. Юдицкому проект нового особняка.Кирпичное двухэтажное (с полуподвалом и антресолью) здание по красной линии Дегтярного переулка с проездной аркой во двор выполнено в стиле позднего историзма. Центральную часть главного фасада акцентирует плоский ризалит, в котором расположен парадный вход. Над входом — металлический козырек на ажурных кронштейнах, фланкированный фонарями в виде факелов. На уровне второго этажа ризалит дополнительно выделен открытым балконом с ограждением в виде круглого балясника. Над балконом помещен картуш с датой постройки особняка — «1896». Лоджия над проездной аркой обрамлена трехчетвертными тосканскими колоннами. Простенки между окнами второго этажа, сандрики окон и филенки фриза оформлены лепным декором.
Планировочная структура внутреннего пространства особняка выстроена вокруг парадной мраморной лестницы. Плафон вестибюля оформлен живописью, в плафон верхней лестничной площадки вмонтировано матовое витражное стекло светового фонаря. Простенки лестницы украшены композициями «Лето», «Осень», «Зима» и «Весна» (масляная живопись на холсте), созданными в 1897 году, а также вставками орнаментальной росписи и лепниной. Ограждение верхних лестничных маршей представляет собой латунные решетки между дубовыми точеными столбиками с деревянным поручнем сложного профиля.
На втором этаже вдоль главного фасада организована парадная анфилада. Ее залы имели сложную отделку, характерную для конца XIX века: живописные и лепные плафоны, альфрейная живопись, пышная лепнина, витраж светового фонаря, стеновые панели из искусственного мрамора, напольная мозаика, художественный паркет, изразцовые печи. Стили интерьеров отражены в названиях залов: Готический, Барочный, Белый (Мраморный), Зимний сад, Дубовый.
В 1913-1914 годах некоторые интерьеры после переделки приобрели черты декоративных традиций начала XX века. Проектные чертежи надворных строений домовладения (и, возможно, часть интерьеров) были сделаны в этот же период архитектором А. Д. Чичаговым.
В 1920-х годах в особняке Зиминых размещалось правление Коммунистического университета им. Я. М. Свердлова, затем, до 2015 года, — НИИ киноискусства ВГИК. Здание признано редким образцом особняка конца XIX века, полностью сохранившего облик фасадов, пространственно-планировочную структуру и богатую отделку интерьеров.
В рамках проекта реставрации были проведены масштабные натурные исследования с целью выявления исторических элементов отделки помещений и возможной корректировки принятых ранее проектных решений. Обнаруженные фрагменты подлинной отделки были зафиксированы и частично законсервированы. Так, например, специалисты выяснили, что полихромная окраска плафонов и стен характерной для рубежа XIX-XX веков колористической палитры присутствовала не только в интерьерах парадных залов, но и в жилых комнатах. Обнаруженные остатки деревянной облицовки откосов окон позволили восстановить цвет столярных заполнений оконных и дверных проемов. В жилых комнатах на дверных откосах были найдены фрагменты альфрейной росписи «под дерево». В нескольких помещениях первого этажа под паркетом обнаружены фрагменты напольного покрытия из метлахской плитки.
В интерьере вестибюля были отреставрированы живописный плафон и остекление светового фонаря, входной тамбур с вешалкой начала XX века, лепной декор, полы из метлахской плитки. Объемы вестибюля и парадной лестницы окрашены согласно реставрационному проекту.
В помещениях второго этажа были выполнены работы по заделке трещин и инъектированию кирпичной кладки, усилению проемов и перекрытий, демонтажу поздних перегородок, расчистке стен и потолков. Проведены реставрация столярных заполнений оконных и дверных проемов, воссоздание латунных скобяных изделий, докомпоновка утраченных элементов лепного декора, восстановление и воссоздание исторического паркета, реставрация изразцовой отделки печи-голландки, изготовленной «Товариществом производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова».
В Дубовом зале были отреставрированы живописный и деревянный плафоны, в интерьере Зимнего сада специалисты работали над живописным панно, настенными росписями, мозаичным полом, в Барочном зале — над настенными росписями и лепным декором. В Белом (или Мраморном) зале выполнили облицовку стен из оселкового мрамора, отреставрировали лепной декор кессонированного плафона, потолочного карниза и стен.










%20BEL_0521.jpg&w=1920&q=75)






