Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Pushkin square

Pushkin Square is one of the absolute symbols of Moscow.

Pushkin square
Pushkin square
Пушкинская пл., Страстной бульвар
Pushkinskaya
Pushkin Square is one of the absolute symbols of Moscow.
3.78
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Эпоха:
17th century, 18th century, 19th century, 1920s, 1930s, 1950s
Информация о здании

Пушкинская площадь – один из безусловных символов Москвы. Несмотря на то, что главной площадью столицы считается по праву знаменитая Красная, однако ее образ слишком официален, а Пушкинская – самая живая из городских площадей, истинное сердце Москвы.

Расплывчатые габариты (скорее, пространство, чем площадь) Пушкинская приобрела недавно, лет 40 назад. В советские годы она превратилась, по сути, в проезжую часть Тверской магистрали в окружении двух скверов, визуально почти не связанных друг с другом. Конечный отрезок Тверского бульвара также слился с Новопушкинским сквером, утратив свою четкость и самостоятельность.

До середины XVII столетия никакой площади здесь не было, а был просто плацдарм перед воротами Белого города. В 1641 году на этом месте москвичи встречали чудотворную икону Страстной Богоматери, принесенную из Нижнего Новгорода. Через пять лет, в память об этом событии, под крепостной стеной был возведен стройный пятиглавый собор (именно собор, один из девяти, существовавших в Москве в то время), окруженный двухъярусной арочной галереей. В нем и пребывала Страстная икона, одна из почитаемых святынь Дома Романовых.

Чуть позже, в 1654 году, при соборе возник монастырь. Это был очень живописный, необычный комплекс – монастырь с пятиглавым собором и надвратной церковью-колокольней (1692 г.), вплотную примыкающий к трехшатровой проездной башне Белого города. В ансамбль входила и построенная к 1652 году многоверхая церковь Рождества Богородицы в Путинках, стоящая чуть поодаль, но прекрасно просматривающаяся от городских ворот.

В 1720 году ворота снесли, а монастырь остался. В 1796 году появился Тверской бульвар, ориентированный точно на монастырскую колокольню. Западная сторона площади тогда же была застроена кварталом жилых двухэтажных зданий с целым рядом замкнутых внутренних дворов - один из немногих реализованных фрагментов екатерининского генплана регулярного переустройства города.

Другой угол бульвара и Тверской улицы оформила представительная ротонда церкви Дмитрия Солунского. Она возникла из древнего, тогда еще загородного, Киево-Печерского подворья. Трудно поверить, но под асфальтом обычной дворовой автостоянки, скрывается освидетельствованное археологами кладбище, где москвичи хоронили своих близких еще во времена князя Донского. Построенная, очевидно, в 1640-х, трехшатровая церковь была снесена в 1791 году и заменена ротондой - еще одно свидетельство постепенного превращения «проезда подле стены Белого города» в главный московский бульвар.

Современники рассказывали, что в начале XIX века у Дмитрия Солунского «съезд знатных богомольцев бывал иногда так велик, что кареты стояли вдоль всего бульвара». А вот колокольня при новой церкви осталась прежняя, самая необычная из шатровых колоколен не только Москвы, но и, пожалуй, всей России. В плане она была не квадратной, а прямоугольной формы – нечто среднее между колокольней и звонницей, характерной для более ранних времен.

К 1855 году архитектор М. Д. Быковский заменил старую монастырскую колокольню новой. Она была встроена в двухэтажный корпус, окончательно оформивший восточную сторону площади.

В 1875 году Страстной монастырь посетил Король Шведский и Норвежский Оскар П. Он любовался Москвой с высокой монастырской колокольни и впоследствии сказал: «Вид изумительный: почти все иностранцы желают видеть эту дивную панораму».

Последним штрихом в этом законченном, вполне состоявшемся архитектурном ансамбле стал памятник Пушкину, торжественно открытый в 1880-м году в устье Тверского бульвара. Его постановка была символичной: поэт как бы выходил со своего любимого бульвара и задумчиво склонял голову перед монастырскими куполами…

Но настали новые времена. В 1928 году поэт Владимир Маяковский выступил с предложением снести Страстной монастырь, указывая на явную неуместность соседства:

«Скушно Пушкину.

Чугунному ропщется.

Бульвар

хорош

пижонам холостым.

Пушкину

требуется

культурное общество,

А ему

подсунули

Страстной монастырь.

От Пушкина

до «Известий»

шагов двести.

Как раз

ему б

компания была,

но Пушкину

почти

не видать «Известий»,

мешают

писателю

чортовы купола».

Конструктивистское здание газеты «Известия», построенное в середине 1920-х архитектором Бахриным, стало первой ласточкой грядущей реконструкции площади, в 1931 году переименованной в Пушкинскую. Тогда же, в конце 1920-х, советские зодчие начали серьезно задумываться о переустройстве центральной площади, чей облик был слишком «старомосковским», никак неподходящим столице атеистического государства. Были варианты полного сноса всех строений, перепланировки, превращения бульваров в асфальтовую магистраль, строительства на углу улицы Горького двадцатиэтажной башни телеграфного агентства ТАСС. Но первым делом, конечно же, следовало избавиться от «чортовых куполов».

В начале 1934 года была снесена церковь Дмитрия Солунского. Постройки упраздненного в 1928 году монастыря были переданы Союзу безбожников СССР под размещение экспозиции Центрального атеистического музея.

В 1931 году Страстная площадь была переименована в Пушкинскую. А в 1937 году поставленный Маяковским вопрос «о куполах» был решен окончательно – трест «Мосразбор» полностью стер с лица земли монастырь, приурочив «трудовое достижение» к 100-летней годовщине гибели Пушкина.

Памятник поэту в 1950 году был перенесен на место бывшей надвратной церкви. В 1961 году за его спиной появилось здание всемирно известного кинотеатра «Россия». Классический квартал, на западной стороне площади, снесли в середине 1970-х. Еще одна непоправимая потеря тех лет: стоявший по левую руку от монастыря «дом Фамусова», в котором часто бывали Пушкин и Грибоедов. Это был трехэтажный особняк, построенный не позже середины XVIII века и принадлежавший известному роду Римских-Корсаковых, в их дочь Александру был влюблен Пушкин (а в ее сестру Екатерину - Александр Алябьев). Это о ней говорится в седьмой главе «Евгения Онегина»: «У ночи много звезд прелестных, красавиц много на Москве. Но ярче всех подруг небесных Луна в воздушной синеве…» Ну, а «домом Фамусова» старинный особняк прозвали потому, что здесь жила Софья Александровна, двоюродная сестра Грибоедова, супруга одного из Римских-Корсаковых, прототип Софьи Фамусовой.

Мемориальный дом, стоявший всего в сотне метров от памятника Пушкину, был снесен в 1968 году несмотря на громкие протесты общественности. Ради строительства нового корпуса редакции «Известий».

Pushkin Square is one of the absolute symbols of Moscow. Pushkinskaya acquired vague dimensions (rather a space than a square) recently, about 40 years ago. In Soviet times, it has become, in fact, in the Tverskaya street roadway thoroughfare flanked by two squares, visually almost unrelated to each other. The final segment of the Boulevard merged into Novopushkinsky Park and lost its clarity and independence. Until the middle of XVII century, no square was here, but was just a staging area before the gates of the White City. Miraculous icon of the Holy Mother of God brought from Nizhny Novgorod met here by Muscovites in 1641. Slender five-domed cathedral (Cathedral is one of the nine that have existed in Moscow at the time) was erected in memory of this event under the fortress wall surrounded by a two-tier arched gallery five years later. There was a house of the Passionate icon, one of the most revered shrines of the Romanov dynasty. The Monastery appeared by the Cathedral later in 1654. It was a very beautiful, unusual complex - a monastery with a five-domed cathedral and the gate church - bell tower (1692), directly adjacent to the three-tent travel tower of the White City. Several-domed Church of Nativity in Putinki standing a little way off, but perfectly visible from the city gates was included in the ensemble and was built in 1652. In 1720, the gate was demolished, and the monastery remained. Tverskoy Boulevard appeared, focused precisely on the monastery bell tower in 1796. The western side of the area at the same residential quarter was built up two-storey buildings with a variety of closed courtyards - one of the few fragments of Catherine's master plan implemented regular reconstruction of the city. Another corner of the boulevard and Tverskaya Street was formed by imposing rotunda of Demetrios Church. It originated from an ancient, then out of town, Kievo- Pechersky monastery. It's hard to believe, but under normal asphalt parking yard, hidden by archaeologists surveyed cemetery where Muscovites buried their loved ones in the days of Prince Donskoy. Built, apparently in 1640, three-tent church was demolished in 1791 and replaced by a rotunda - further evidence of the gradual transformation of the "passage beside walls of the White City" into Moscow's main avenue. Contemporaries were told that at the beginning of the XIX century in Demetrios ' Congress noble pilgrims are sometimes so great that the coaches were parked all along the boulevard." But the bell tower at the new church has remained the same, the most unusual of the bell tent not only in Moscow but also, perhaps, the whole of Russia. In the plan it was not a square, and rectangular in shape - a cross between a bell tower and belfry, typical of earlier times. By 1855, the architect M.D. Bykovskii replaced the old monastery bell tower of the new one. It was incorporated in the two-storey building, which finalized the eastern side of the square. Swedish and Norwegian King Oscar P visited the Holy Monastery in 1875. He admired the Moscow high- monastery bell tower and later said, " Kind of amazing: almost all foreigners want to see this marvelous panorama." The final touch to this finished architectural ensemble was Pushkin monument, inaugurated in 1880 at the mouth of the Boulevard. His performance was symbolic: the poet as if coming out with their favorite Boulevard and bowed his head thoughtfully to the monastery domes... But new times have come. In 1928, the poet Vladimir Mayakovsky made ​​a proposal to demolish the Holy Monastery, pointing to the obvious inappropriateness of the neighborhood: " Pushkin is bored. Cast iron murmur. boulevard good for unmarried dudes. Pushkin required cultural society, And he Was palmed Holy Monastery. from Pushkin to "Izvestiya" two hundred steps. just the right company would have been for Pushkin but Pushkin almost does not see "Izvestiya " interfere to the glance of the writer devil's dome. " Constructivist building of the newspaper "Izvestia", built in the mid-1920s by architect Bahrin, was the first sign of the impending reconstruction of the square, in 1931 renamed to be Pushkin square. Then, in the late 1920s, Soviet architects began to think seriously about the reconstruction of the central square, whose image was too "Old fashioned" and unsuitable for the Soviet atheist state’s capital. Options were to demolish all buildings completely, redevelop the square, convert boulevards into asphalt highways, and to build the twenty-story tower of TASS news agency on the corner of Gorky street. But first, of course, had to get rid of the "devil's dome." In early 1934, the church built by Demetrios Solunsky was demolished. Buildings of the abolished in 1928 monastery were transferred to the Godless Union of USSR for placing the exposure of the Central Museum of the atheism. In 1931, the Strastnaya square was renamed after Pushkin. In 1937 Mayakovsky’s question about the "devil’s domes" was finally resolved. "Mosrazbor" Trust wiped out the monastery completely. This "labor achievement" came in conjunction with for the 100th anniversary of Pushkin's death. The monument to the poet was moved to the place of the former gate of the church in 1950. The world famous theater "Russia" was built right behind the monument in 1961. Classic quarter on the west side of the square, was demolished in the mid -1970s. Another irretrievable loss of those years standing to the left of the monastery " Famusov’s House ", which were often visited by Pushkin and Griboyedov. It was a three-story mansion, built no later than the middle of the XVIII century and belonged to the famous old Rimsky-Korsakov, their daughter was in love with Alexander Pushkin (and her sister Catherine was loved by Alexander Alyabyev ). It is said about her in the seventh chapter of "Eugene Onegin ": "The night has many lovely stars, Moscow has lots of beautiful women. But the brightest celestial girlfriends blue moon in the air... " Well, " Famusov’s Home " was called that because of an old mansion called because Sophia Alexandrovna, a cousin of Griboyedov, the wife of one of Rimsky-Korsakov lived here in an old brick house. She was the prototype of Sophia Famusov. Memorial house, standing just a few hundred meters from the monument to Pushkin, was demolished in 1968 for the sake of building a new housing editorial house of "Izvestia" despite loud public protests.
Автор статьи: Юлия Мезенцева
Поделитесь статьей с друзьями
Интересное рядом(10)
Stoleshnikov Lane

This alley was once the Christmas street.

Столешников переулок
Ohotnyj ryad, Kuzneckij most, Pushkinskaya, Tverskaya, Chekhovskaya
В "теневой" части сада «Эрмитаж» расположен небольшой фонтан.
улица Каретный Ряд,вл 3 (Сад «Эрмитаж»)
Cvetnoj bulvar, Pushkinskaya, Tverskaya, Mayakovskaya
Mayakovsky V. V.
поэт
композитор
Bykovskii M. D.
архитектор
Pushkin A.S.
Russian poet