Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Prague Restaurant

This two-story building with rounded front corner was constructed at the end of the 18th century. Apartments were rented out for a long time. Prague (Praga) tavern opened its doors in the second half of the 19th century. Cart-drivers were the most frequent customers of the tavern. They reworked this unfamiliar foreign name into a more native “Praga” (the basis for traditional Russian hootch)

Prague Restaurant
Prague Restaurant
This two-story building with rounded front corner was constructed at the end of the 18th century. Apartments were rented out for a long time. Prague (Praga) tavern opened its doors in the second half of the 19th century. Cart-drivers were the most frequent customers of the tavern. They reworked this unfamiliar foreign name into a more native “Praga” (the basis for traditional Russian hootch)
5.00
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
XIX-XX вв.
Архитекторы:
А.Э. Эрихсон, Б.И. Соболевский, Л.Н. Кекушев
Эпоха:
18th century, 1910s
Информация о здании

Ресторан "Прага" является объектом культурного наследия регионального значения. Массивный угловой дом был построен в конце XVIII века. Долгое время квартиры в нём сдавались в аренду, а во второй половине XIX столетия здесь открылся недорогой трактир. Питейные заведения и гостиницы в то время нередко носили имена старинных европейских городов, - Вены, Парижа, Лейпцига. Дабы не отставать от моды, предпринимательница и меценат Вера Ивановна Фирсанова, владевшая доходным домом на Арбате, решила дать своему трактиру чуть менее претенциозное название: "Прага". В кабаке обычно собирались местные извозчики с Арбатской площади, которые между собой в шутку называли "Прагу" "Брагой".

В 1896 году новым владельцем арбатского дома стал купец Петр Семёнович Тарарыкин, живший неподалеку. Говорят, он выиграл "Прагу" в бильярд. Так это или нет, Тарарыкину удалось превратить банальный трактир в изысканный ресторан, рассчитанный на состоятельную светскую публику. Реконструкцию дома в 1902 году провёл один из главных представителей московского модерна – Лев Николаевич Кекушев. Благодаря ему, "Прага" обзавелась шестью великолепными залами, 18 отдельными кабинетами, четырьмя бильярдными, двумя буфетами и даже собственным зимним садом. Здесь встречались за трапезой преподаватели соседней Консерватории, устраивались званые обеды и грандиозные банкеты, на которых собирался весь цвет московской интеллигенции. Здесь бывали «последние из могикан» - А.П. Чехов, А.А. Блок, Ф. И. Шаляпин, В.А. Гиляровский. Мало кто мог устоять перед специалитетом «Праги»: «Расстегаи пополам» (из стерляди и осетрины) были визитной карточкой ресторана.

В 1913 году выдающийся портретист Илья Репин устроил в "Праге" праздничный банкет в честь успешной реставрации своего полотна «Иван Грозный и сын его Иван». Картина, выставленная в Третьяковской галерее, была изуродована старообрядцем-иконописцем Балашовым, который ворвался в музей с криками «Довольно крови!», оставив на холсте три «ножевых ранения».

В 1914 году, незадолго до начала Первой мировой войны, «Прага» вновь преобразилась. Здание было реконструировано по проекту еще одного мастера модерна - Адольфа Эрихсона. На смену общему залу пришли отдельные «кабинеты», благодаря чему можно было в одном пространстве кормить посетителей разных классов и сословий. Появились большие красивые зеркала, колоннада на крыше и благоухающий летний сад. Даже посуда в ресторане стала «авторской»: на тарелках золотыми буквами было выведено: «Привет от Тарарыкина».

В «Праге» регулярно проходили заседания Императорского Общества истории и древностей Российских под председательством одного из самых выдающихся русских историков, Василия Осиповича Ключевского.

После Октябрьской революции ресторан национализировали и закрыли, а имущество распродали. В здании одно время функционировали Высшие драматические курсы, которые позже сменил книжный магазин. Гастрономический «лёд» тронулся лишь в 1924 году, когда в "Праге", наконец, открылась столовая Моссельпрома (столовая МОСПО).

Знаменитый поэт Маяковский автор собственноручно писал для советского треста рекламные слоганы:

"Здоровье и радость — высшие блага —

В столовой "Моссельпрома" (бывшая "Прага")".

Именно в эту арбатскую столовую Киса Воробьянинов, герой романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», привел на свидание студентку Лизу, вмиг просадив все деньги, отложенные на покупку злополучных стульев. После того как Моссельпром упразднили, общедоступную столовую в середине 1930-х годов сменила закрытая, ведомственная столовая, принимавшая лишь сотрудников НКВД. Помимо столовой, в доме работали кинотеатр и обувной магазин.

После очередной реконструкции «Прага» открылась для столичных гурманов в 1955 году. Теперь в меню отчетливо прослеживался чешский "след". Среди прочего, предлагалось отведать "суп по-чешски" и фирменный салат "Прага". «Прага» стала одним из ключевых мест официальных дипломатических приёмов. Повара ресторана готовили в том числе для сотрудников Кремлевского дворца съездов и близлежащих посольств. Одним из неоспоримых кулинарных хитов «Праги» – едва ли не главным ее символом – для нескольких поколений москвичей стал нежный шоколадный торт, получивший одноименное название.

В 2018 году исторический ресторан на Арбате закрыли на реконструкцию, предполагающую увеличение общих площадей здания. Также запланирована реставрация фасадов и интерьеров.

The house passed to the merchant P.S. Tararykin, who lived next door at No. 5 on Arbat street at the beginning of the 20th century. He remodeled the tavern and opened an upscale restaurant meant for the prosperous, educated Muscovites. Architect L.N. Kekushev headed the reconstruction project. Prague restaurant than became famous for its annual “Rubinstein lunches”, meetings of Conservatory professors and students and banquets in honor of intelligentsia. Prague restaurant got a facelift in 1914. Architect A.E. Erichsohn heavily reconstructed the building, colonnade appeared on the roof along with numerous offices of different size and design. Even the restaurant’s crockery was manufactured to a special order. The caption on the plates stated “Greetings from Tararykin”. The Prague became the scene of several important Russian cultural events. Society for Russian History and Antiquities conducted sessions here under the leadership of V.O. Klyuchevsky. The restaurant closed down after the revolution in 1917. The building became home to the Higher Dramatic Courses, a library and shops. Mosselprom (the MOSPO cafeteria) opened here in 1924. Famous Russian writers Ilf and Petrov brought one of the main characters of their novel “The Twelve Chairs” Kisa Vorobyaninov here. This elder man squandered the majority of his funds spared for the chair purchase trying to seduce student Liza. The cafeteria used to be public until 1930s and then it became NKVD officer’s only private dining room. The building contained a cinema and shops. It was decided to reopen the large and fashionable Prague restaurant as a sign of Stalin’s era completion in 1954. Architect B. Sobolevsky led the reconstruction and building add-on project. Designers from Czechoslovakia contributed to the new look of the interiors. The Prague became one of the venues for official diplomatic receptions. There is a famous Prague store on the Arbat side of the building. There you can always buy some of the best cakes and baked delicatessen in the city.
Автор статьи: Валерия Пайкова
Теги:
Рекомендации
Особняк Зинаиды Морозовой с дополненной реальностью

В 1893 году Савва Морозов, знаменитый купец и промышленник, решил купить старую усадьбу Аксаковых на Спиридоновке и построить для своей любимой жены Зинаиды особняк. Молодой архитектор Фёдор Шехтель создал здесь настоящий средневековый замок, сделавший его знаменитым и модным архитектором, к которому выстроилась очередь из богатых заказчиков.

Технологии дополненной реальности в приложении «Узнай Москву» позволят вам узнать историю создания особняка непосредственно от цифрового двойника Саввы Тимофеевича Морозова. Вам надо всего лишь открыть карточку объекта в приложении, нажать кнопку “Дополненная реальность” и погрузиться в изучение истории знаменитого особняка.

ул. Спиридоновка, дом 17, строение 1
Краснопресненская, Баррикадная
Духовно-просветительский комплекс российских традиционных религий в районе Отрадное
Нововладыкинский пр., вл. 15 - ул. Хачатуряна, д. 8, корп. 1
Отрадное, Владыкино
Отзывы
(1)
Поделитесь статьей с друзьями
Интересное рядом(11)
Erichson A. E.
архитектор
писатели
Moscow State Museum “Burganov’s House”The museum “Burganov’s House” is located in a district where once there was an icon-painting settlement and the only church in Moscow of the Saint Evangelist Luke, the patron saint of icon painters. Therefore, apparently, not by chance, but at will from above, the creative studio of the National Artist of Russia, Academician of the Russian Academy of Arts, sculptor Alexander Nikolaevich Burganov, is located in a small outbuilding that has survived from pre-fire Moscow. When the artist appeared here, he understood at once that this place where there is a special aura of the capital, spirit of its history and art which need to be kept. A. Burganov put the memorable sign on the place of the lost temple of the evangelist. Active arrangement of territories, adjacent to a studio, began with this significant event. The half-ruined old buildings hidden behind facades of modern houses by creative will and talent of the artist in a decade turned into an unusual sculptural architectural complex – the only territory in the capital, where as in ancient Athens "it is more statues, than people". However, as if without wishing to remain hidden from people, sculptures leave to them towards: before the central entrance the gallery of portraits - "People – Legends" is located, the garden "Ecology" was comfortably stretched in Sivtsev Vrazhek Lane. And special action unfolds in the museum, where the author, a director, the decorator and the creator of the actors is one creator – Alexander Burganov. The Big yard is located in the centre of the museum. The main characters of action grouped in separate thematic stage as on the big stage around the yard. The central place is allocated to a pyramid of the exhibition hall “Small Louvre” over which the fight of two furious horses was played. But the dominating place in space of the yard is allocated to “the Arcadeof the Big Angel”. It is similar to the portal of the western cathedral with tiers of sculptural groups. It is also an altar with the "Big hands" uplifted over it in entreaty to the sky. The way to the museum’s main building, the Pegasus gallery, goes through this arcade of the “Big Angel”. “The House of Pegas” was revived from the ruins of the old building from which only the walls remained. The space of gallery is the huge fantastic labyrinth consisting of series of certain halls of niches and transitions and each sculpture in the space – the owner. And at the same time, a single, unsecured space was formed in the “House of Burganov”. There are no regulated guides in this space, the movement in it cannot be specified, logical and orderly. You can climb the roof of the Pegasus and look at the wonderful view from a bird's eye view of the museum courtyards and the adjacent Arbat lanes. You can descend into the underground passages of the Pyramid and examine the figures of the Big Angel Arcade in unusual angles. And also you can make a journey through time through the ages and peoples from ancient Greek artifacts to Japanese prints, from classical forms of ancient Roman gods to quaint images of surrealism.
Afanasyevsky Bolshoy Lane, 15, building 9

певец
Giljarovsky V. A.
писатель, журналист, актер