Скоропечатня товарищества Левенсона была основана в 1881 году Александром Александровичем Левенсоном и вскоре стала одной из ведущих типографий Российской империи. Печать книг, рекламных материалов и газетных изданий была важной частью её деятельности. Постепенно развиваясь, Левенсон принял решение расширить производство, построив новый комплекс зданий в Трёхпрудном переулке. Для этого был приглашён архитектор Фёдор Осипович Шехтель, один из главных мастеров русского модерна. В 1900 году в Трёхпрудном переулке появился небольшой средневековый замок.
Проект Шехтеля для скоропечатни Левенсона стал настоящей инновацией для своего времени. Административное здание, построенное в стиле модерн с элементами неоготики, одновременно решало как эстетические, так и функциональные задачи. Центральный фасад был украшен башнями и декоративными элементами, выполненными в виде растительных мотивов, что было характерно для стиля модерн. В то же время производственный корпус был построен с учётом передовых на тот момент технологий. Большие окна, металлические каркасы и минимализм в отделке позволили сделать здание удобным для работы типографии.
Типография Левенсона пользовалась популярностью благодаря высокому качеству продукции. Среди её клиентов были известные издатели, художники и литераторы. Например, здесь были напечатаны первые сборники стихов Марины Цветаевой, в том числе «Вечерний альбом». Здание стало символом инноваций в области печати и промышленного дизайна.
В наши дни технологии дополненной реальности, представленные в приложении «Узнай Москву», позволят узнать об истории уникального объекта непосредственно от цифрового двойника его создателя – архитектора Фёдора Шехтеля. Откройте приложение, нажмите на кнопку «Дополненная реальность» на странице объекта и погрузитесь в прошлое посредством самых современных технологий.
После революции 1917 года здание было национализировано и использовалось как государственная типография до середины XX века.
Реставрационные работы на объекте начались в 2013 году и длились до 2016 года. Основной задачей реставраторов было восстановление исторического облика здания, сохранив при этом все оригинальные элементы.
Первый этап реставрации включал исследование фасадов и их детальную реставрацию. Фасады административного корпуса были сильно повреждены и требовали значительных усилий для восстановления. Был проведён глубокий анализ штукатурных слоёв и лепных элементов, чтобы максимально точно воссоздать их первоначальный облик. Орнаменты на фасадах, включая барельефы и растительные мотивы, были очищены и отреставрированы. Также были восстановлены исторические надписи и символы, украшавшие фасад здания в начале XX века, включая герб Российской империи и эмблему типографии.
Башня была одной из наиболее сложных частей реставрации. Специалисты воссоздали центральное шатровое завершение здания, используя исторические чертежи и фотографии, сохранившиеся в архивах. Особое внимание уделялось флюгеру, который был важным декоративным элементом здания.
Внутренние работы также были крайне важны. Интерьеры административного корпуса, включая парадный вестибюль и кабинет Александра Левенсона, были тщательно восстановлены. Полы, выложенные метлахской плиткой, были воссозданы по аналогам, найденным в архивах. Стены вестибюля были очищены от многослойной краски, а оригинальная роспись стен была восстановлена с использованием традиционных известково-цементных растворов. Кабинет Левенсона, с его уникальным потолком, оформленным в стиле «турбион», был одним из ключевых элементов реставрации. Здесь были восстановлены электрические светильники и декоративные элементы, соответствующие стилю модерн.
Мраморная парадная лестница, соединяющая этажи, также была объектом пристального внимания. Лестница, украшавшая административное здание, была полностью восстановлена, а декоративный фонарь-медуза, который освещал лестничные пролёты, был воссоздан с помощью архивных данных и сохранившихся элементов декора.
Последним этапом реставрации стало обновление инженерных коммуникаций и приспособление здания к современным условиям эксплуатации. При этом все работы проводились с учётом сохранения исторической аутентичности здания.
Сегодня здание скоропечатни Левенсона используется как деловой и офисный центр, но сохраняет своё архитектурное и культурное значение. Здание продолжает привлекать внимание благодаря уникальному архитектурному облику, созданному Фёдором Шехтелем, и является важным памятником московского модерна.
Another plot of land was bought in Trekhprudny Lane and the famous architect F. Shechtel was hired to expand production facility in 1899. Cooperation of the “Fast print” and Shechtel started back in the days when he worked as a theater artist and illustrator of books. Shechtel was considered to be the best Moscow vignetteist in the 1880s. Management of the Associations believed that beautiful printed products cannot be produced at ugly and poorly equipped factory. So the Shechtel’s project was unusual for manufacturing facility.
"A.A. Levenson’s fast print house" became the first printing house built a new modern style. The complex consisted of two different functional parts: office building with a gatehouse on the left was along the Lane and industrial building went deeper into the plot. It is very simple and devoid of decorations, but it was built using the latest technologies: metal frame allowed covering significant spans of manufacturing premises. This is a four-storey building with huge windows. Each floor was a separate workshop: top floors were occupied by typographic and lithographic facilities, printing and finishing shops were downstairs (gold plating, embossing, engraving, etc.). There were also chromolithograph, bookbinding and numbering departments.
Stone storage buildings for paper, paints and other materials designed in the same style as a factory were at the front yard.
Administrative building looked like a small Roman- Gothic castle. “Russian-style gable roof” topped with grille towered in the center of the facade. "A.A. Levenson’s fast print house" sign was lost during the revolution. The second inscription was an ornament between the second and third floor: "A.A. Levenson’s fast print house". Bay window to the front façade was slightly shifted to the right, it creates a beautiful architectural perspective from Tverskaya Street, completing Mamonovsky alley. Two turrets balanced the perspective with tent top left corner of the front elevation. Base of corner towers decorated with stucco ornaments of thistle - floral motif which was common in Lorraine in those years. Ornament of window frames and glazing were designed in elegant Art Nouveau lines. Patterns of gates foundations with wrought lamps are interesting.
Marina Tsvetaeva financed and published here her first collections of poems "Evening Album" and "Magic Lantern" in 1910.
Levenson’s print house worked here until 1917, was acquired by Zemgor, nationalized after the revolution. The “16th state printing Mospoligraf trust” was formed on its base and liquidated in 1942. There is a large business center in these buildings since the early 1990s.

























%20BEL_0521.jpg&w=1920&q=75)







