Здание, в котором располагается знаменитый московский театр, пережило за свою столетнюю историю целый ряд перестроек. Все началось в 1911 году, когда на месте Мучных рядов, в помещении, ныне являющемся старой частью театра, открылся один из первых кинотеатров в городе. Мастер московского модерна, архитектор Густав Августович Гельрих, построил электротеатр «Вулкан» по личному заказу купчихи Дарьи Платоновой. Гельриху, являющемуся автором знаменитого шестиэтажного Доходного дома Я. А. Рекка на Пречистинке, удалось «поженить» неоклассику с модерном. Как доказало время, нехарактерный «архитектурный союз» оказался весьма удачным. Театральная «реинкарнация» здания, которое имеет статус объекта исторического и культурного наследия, произошла в 1917 году. Названия коллективов, выступавших перед зрителями, сменяли друг друга, как времена года. Какое-то время здесь давал спектакли театр Рогожско-Симоновского района под руководством режиссера и актера Льва Прозоровского; Опытно-героический театр, основанный актёром и режиссером Камерного театра Борисом Фердинандовым и поэтом Вадимом Шершеневичем. В 1922 году в будущем Театре на Таганке обосновался филиал Малого театра, - Театр имени Сафонова, созданный для повышения культурного уровня зрителей из близлежащих рабочих районов. На Таганке также играли свои спектакли студийцы Евгения Вахтангова.
В 1946 году, когда филиал Малого театра переехал на Большую Ордынку, помещение было передано Московскому театру драмы и комедии во главе с Александром Плотниковым. В 1964 году театр возглавил Юрий Петрович Любимов. Костяк новой труппы составили талантливые молодые актеры, занятые в спектакле «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольта Брехта, который Любимов поставил в 1963 году. Спектакль произвел фурор, став настоящей сенсацией. При реформаторе-Любимове попасть в Театр на Таганке было практически невозможно — в очереди за билетами зрители стояли даже ночами.
В 1970-е годы по проекту советских архитекторов Александра Анисимова, Юрия Гнедовского и Бориса Таранцева было построено новое здание театра. По задумке новые помещения должны были стать неким «логическим продолжением» старых, однако Михаил Посохин (в то время главный архитектор Москвы, автор знаменитой высотки на Кудринской площади) посоветовал снести несколько старых построек во дворе с тем, чтобы на их месте возвести новое здание театра. Юрий Любимов с этим не согласился и настоял на том, чтобы сохранить винтажное здание со старой сценой. В 1972 году на месте ветхих домов стартовало строительство пристройки, которая впоследствии стала тем самым «новым» зданием театра с вместительным зрительным залом на 800 мест. Здание из красного кирпича, который использовался также для реставрации Кремля, стало еще одной визитной карточкой театра. Строительство и реконструкция харизматичного, рельефного, новаторского здания длилась около 10 лет. Новое здание было введено в строй в 1980-е годы. Внешняя архитектура театра совпала с его тонким внутренним устройством.
«Любимов создал совершенно революционный прецедент обновленного театра, в котором соединялась и народная стихия, и театр интеллектуальный», - вспоминал актер Вениамин Смехов, блиставший в лучших постановках Любимова. В Театре на Таганке Юрий Любимов поставил 60 спектаклей, в том числе такие знаковые, как: «Антимиры» (1965), «Жизнь Галилея» (1966), «Мать» (1969), «Гамлет» (1971), «Дом на набережной» (1980), «Преступление и наказание» (1979) с Владимиром Высоцким в роли Свидригайлова, «Три сестры» (1981), «Живой» (1989), «Медея» (1995), «Братья Карамазовы» (1997), «Антигона» (2006), «Маска и душа» (2011). Свою позицию, философию, мировоззрение Любимов передавал через авторов, произведения которых «в нужный момент» ставил на Таганке. Обожал Достоевского, Чехова, Брехта, Ануя. Юрий Петрович взрастил целую плеяду актеров, ставших настоящими талисманами театра: Владимир Высоцкий, Леонид Филатов, Зинаида Славина, Валерий Золотухин, Алла Демидова, Вениамин Смехов, Иван Бортник, Борис Хмельницкий, Николай Губенко, Иван Дыховичный. В легендарном любимовском кабинете прямо на стене расписывались на память люди эпохи, «последние из могикан»: Артур Миллер, Лоуренс Оливье, Андрей Тарковский, Эрнст Неизвестный, Иннокентий Смоктуновский, Питер Брук, Тонино Гуэрра, Роберт Рэдфорд, Анна Маньяни, Владимир Высоцкий, Юрий Трифонов, Михаил Горбачев...
В 1992 году, вслед за страной, некогда монолитный Театр на Таганке распался: часть труппы под руководством Николая Губенко образовала новый коллектив "Содружество актеров Таганки", «прописавшись» в новом здании театра. Оставшаяся часть труппы во главе с Ю.П. Любимовым укрылась в старом здании. Летом 2011 года, после очередного конфликта с артистами, 93-летний режиссер покинул театр, которым руководил почти полвека.
С 2015 года театром руководит актриса и режиссер Ирина Апексимова. В 2017 году были отремонтированы фасады, кровля и входная группа, а также обновлено техническое оборудование сцен театра.
В 2021 году произошло поистине историческое событие: Театр на Таганке и «Содружество актеров Таганки» объединились. Ведь в театре, как и в жизни, возможно все.
The building of the well-known the Moscow Taganka Theater has undergone several modifications in its history since 1964.
The building ,which housed the famous Moscow theater, has survived several modifications over the twentieth century. One of the first theaters in the city – Electro theater "Volcano" opened in 1912 on the site of Flour trading arcade. The famous Moscow architect G.A. Gelrich designed the building for merchant Platova in his unique style, which combines neoclassical and modern.
Rogozhsko-Simonovsky theater performed here after the revolution, then so-called heroic Experimental Theatre came in. Lunacharsky placed in it a branch of the Maly Theater in 1922. Newly formed theater of drama and comedy housed here after the war.
Finally, "Moscow Drama and Comedy on Taganka" came in 1964. Troupe of the new theater formed from the Shchukin School graduates. Yuri Lyubimov headed the troupe. At this time, the theater ocupied not only the former Electro theater, but several neighboring interconnected small buildings: three former residential buildings, a bank and a garage.
Large-scale reconstruction of the building carried out in 1972 (architects AV Anisimov, Yu Gnedovsky, BI Tarantsev and others) and new building put into operation in the 1980s. Architects received the State Prize of the USSR and the special award of the International Academy of Architecture in Sofia at the World Biennale of Architecture for the architecture of the theater.
The new building with a hall for 800 seats occupied a corner plot of the site where dilapidated buildings demolished. The initial project involved the demolition of the old hall and construction of the foyer, but thanks to efforts of Yuri Lyubimov lobby newly built and historic hall became the second stage. The new building is one of the most important examples of quality architecture of "stagnation era". Attention paid to even such trifles as special red brick - it produced at Zagorsk factory for the reconstruction of the Kremlin and a small part has been given to the theater.
The theater has gone through a scandalous division of the troupe at the beginning of the 1990s, and the complex is now used by two troupes: "the old scene" managed by Y.P. Lyubimov, and the "new" stage occupies the "Commonwealth of Taganka Actors".











%20BEL_0521.jpg&w=1920&q=75)








