Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Signs church at Sheremetyev’s yard

Dining room of the Kremlin Hospital housed once within the walls of this temple.

Signs church at Sheremetyev’s yard
Signs church at Sheremetyev’s yard
Dining room of the Kremlin Hospital housed once within the walls of this temple.
4.00
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Архитектурный стиль:
,
Годы постройки:
1680-е, 1704 г.
Архитекторы:
Я.Г. Бухвостов
Эпоха:
17th century, 18th century
История

Церковь Знамения на Шереметьевом дворе имеет долгую и насыщенную историю. Первая деревянная церковь, построенная на этом месте, находилась во владении бояр Романовых, и датируется началом XVII века. Около 1655 года была возведена Каменная церковь. А в конце 1680-х — начале 1690-х годов, когда участок перешёл в собственность князей Нарышкиных, здесь построили новый храм, сохранившийся до наших дней.

Новая церковь была построена по заказу Льва Кирилловича Нарышкина, сына Кирилла Полуэктовича Нарышкина, тестя царя Алексея Михайловича. Она стала одной из первых московских церквей, выполненных в стиле нарышкинского барокко. Зарождение этого стиля было тесно связано с влиятельным родом Нарышкиных, его характеризует сочетание древнерусских архитектурных традиций и элементов западноевропейского барокко.

Архитектура храма уникальна: зодчий Яков Бухвостов, предположительно автор проекта, применил новую структуру церковного здания. Традиционный четверик первого яруса был увенчан тремя последовательно уменьшающимися восьмериками, последний из которых украшен луковичной главой. Церковь окружена открытой папертью в виде террасы-гульбища, что придаёт зданию выразительный и монументальный вид. Звонница встроена в центральную часть храма. Для того времени такое решение было новаторским и дало начало типу храмов под названием «под колоколы».

В середине XVIII века церковь вошла в состав усадьбы, принадлежавшей Екатерине Ивановне Нарышкиной, жене Кирилла Григорьевича Разумовского, последнего гетмана Левобережной Украины. В это время церковь была соединена галереей с главным домом усадьбы, известным позже как дворец К. Г. Разумовского.

После того, как в 1799 году владение купил граф Николай Петрович Шереметев, церковь стали называть Шереметьевской.

События Отечественной войны 1812 года оставили значительный след в истории храма. В ходе пожара церковь была сильно повреждена, но к 1847 году была восстановлена архитектором А. Г. Григорьевым. В ходе реставрации также были внесены изменения: объединены приделы с центральным алтарём, устроена новая солея, полы были заменены на каменные. Именно с этого времени храм стал не только домовым, но и приходским.

В советский период церковь была закрыта и использовалась для хозяйственных нужд, в частности как столовая и кухня ЦКБ. Такое использование привело к значительным утратам. Паперть и часть трапезной были разрушены, а элементы архитектурного декора нижнего яруса сбиты.

The church was built with an expectation of leadership in the quarter. Now this church is squeezed by tall buildings from all sides and therefore can not be seen as it is intended by the architect. Only by going into the yard of Romanov lane one can estimate its size and grandeur . When you see a large-scale Sign Church it is hard to believe that it was built as a house church. Oprichnina (execution) court of Ivan the Terrible was located here in the XVI century. It was transferred to Ivan Nikitich Romanov, the new Tsars 's uncle - Michael's in 1613. Then in his yard was first introduced the Church of Holy Virgin with the chapels of St. Sergius of Radonezh and St. Varlaam , and the yard was called " Old Sovereign ." Subsequently, these ownership several times changed its owners until in 1671 the plot is not moved to Cyril Poluektovich Naryshkin , father in law of Tsar Alexei Mikhailovich. His son , Leo K. , and built in 1691 the existing church building for himself and his household . It was one of the first churches in Moscow in the style of "Naryshkin baroque" , which originated precisely in the realm of this kind. Architect James Bukhvostov , presumably to build the temple , used the new structure of the church building : a traditional quadrangle of the first tier was made octagon , and on it - three successively smaller octagon , the last of which is topped by bulbous head . A separate bell tower of the church was not: the belfry was located in the second octagon - a type of temples acquired the name "under the bells ." In addition to the central , the temple is crowned by three heads of the apses and another - on the refectory. The church is surrounded by an open porch in the form of terraces , promenades . In the middle of the XVIII century court turned to her husband Katherine Naryshkina - Kirill Razumovsky , the last Hetman of Left-Bank Ukraine. At that time the church has undergone almost no change, but the gallery was connected with the house Razumovsky . His son, Alexey , in 1800, sold the yard to Nikolai Petrovich Sheremetev, after which court has acquired its permanent name - Sheremetevsky . The events of 1812 reflected on the church: its chapels were abolished because of plunder, and in it the divine services ceased for a long time. Only in the middle of the XIX century, N.N. Sheremetev with the help of the architect Grigoriev and with the blessing of Metropolitan Philaret of Moscow restored the Znamensky temple - in 1847 his consecration of the church took place. The renewed church became not only the house church of the Sheremets, but also the parish church, the hosts prayed together in it. After the close of the first half of the 1920s, the Sign Church lost its porch , almost all of the dining hall with the head of the western , the architectural treatment of the first tier was hit , and the building was built up on all sides. Within its walls there is a dining room of the Kremlin hospital, located in the former estate of Razumovsky and Sheremetevs. The church began to crumble, the iron on its domes was rusted through. Only in 2004 the first divine service took place in the church, after which the slow process of its transfer to the Orthodox community and painstaking restoration began. Its result can be seen today : the temple regained its lost architectural elements and no longer give the impression of neglect . The restoration work was marked by a number of competitions as an upscale and high quality .
Реставрация

В 1950-е и 1970-е гг. в храме проводилась частичная реставрация, однако здание оказалось застроено со всех сторон и фактически лишилось своего прежнего величественного облика.

Истинное возрождение церкви началось в 2004 году, когда после длительного перерыва здесь вновь прошло богослужение. Этот момент стал отправной точкой для возвращения храма Русской православной церкви. Реставрационные работы, которые продолжались два года, были проведены под руководством главного архитектора Е. Г. Одинец. В ходе реставрации были восстановлены утраченные архитектурные элементы, в том числе барабан с главой над трапезной, дверные и оконные проёмы, первоначальная планировка подклета. Гульбище и другие исторические элементы были также возвращены, разобраны пристройки и надстройки.

Качественная и высококлассная реставрация храма была отмечена на ряде конкурсов. Усилиями многих специалистов были возвращены утраченные архитектурные элементы. В 2011 году проект реставрации стал лауреатом конкурса «Московская реставрация».

Автор статьи: Никита Брусиловский. Доработано Департаментом культурного наследия города Москвы.
Поделитесь статьей с друзьями
Интересное рядом(8)
Yashin Lev
Soviet football goalkeeper
г. Москва, ул. Волхонка, д. 13, стр. 2
Романов переулок, д. 4, стр. 2
архитектор
Razumovsky A. K.
государственный деятель