Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Kondikov-Orlov – Lianozov’s homestead

The coat of arms of the house depicts the worker holding a hammer in one hand and in the… film in the other hand

Kondikov-Orlov – Lianozov’s homestead
Kondikov-Orlov – Lianozov’s homestead
ЦАО, Гнездниковский М. пер., дом 7
Pushkinskaya, Tverskaya, Chekhovskaya
The coat of arms of the house depicts the worker holding a hammer in one hand and in the… film in the other hand
3.48
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Архитектурный стиль:
,
Годы постройки:
XVIII - XX вв.
Архитекторы:
И.П. Херодинов, Е.Ю. Брокман
Эпоха:
18th century, 19th century, 1920s
Информация о здании

Дом №7, стоящий на углу двух Гнездниковских переулков, Большого и Малого, ничем особенным не примечателен, но вот герб, которым он украшен, вызывает, мягко говоря, недоумение. Рабочий, держит в одной руке молот, а в другой… кинопленку. Что же это означает?

В XVIII веке здесь располагалось довольное обширное владение купца Кондикова. В начале XIX века домом владели сыновья Фёдора Орлова, одного из братьев Орловых, которые возвели на трон Екатерину II. В 1880-м особняк приобрёл российский промышленник, меценат, общественный и политический деятель Георгий Лианозов, который обратился к архитектору И. П. Херодинову, и тот изменил фасад здания и возвёл левую и правую пристройки. Его сын нефтепромышленник С. Г. Лианозов был большим любителем нового искусства. Степан Георгиевич учредил фирму «Биохром» и вместе с Федором Шаляпиным и Марией Андреевой намеревался снимать фильмы. Мария Федоровна сообщала Горькому: «Сейчас мы ищем денег, нужно тысяч двадцать предварительно, чтобы заплатить нотариусу за наш договор, за общий договор со всеми вкладчиками и чтобы внести первый взнос Лианозову. Эти двадцать тысяч рублей мы тотчас же вернем из тех девяноста тысяч рублей, которые нам дает "Биохром"... Дело, как видишь, затеяно большое. Если оно удастся, целая периферия окраинных синематографов, да и не только в Москве, а во многих местах, обеспечена».

Дело, увы, не удалось. Но незадолго до революции особняк арендовал Чибрарио де Годен, представлявший в Москве кинофирму «Транс-Атлантик». С 1918 года здесь располагались сначала кинофотоотдел при Наркомпросе, позднее - Совкино, еще позднее - Министерстве кинематографии. В 1925 году особняк надстроили двумя этажами и тогда же появился странный герб. А символизировал он, что при советской власти кинематография принадлежит рабочим, а не интеллигенции. Это отчасти соответствовало истине, одно время министерством руководил некто И. Г. Большаков – он даже слова «кинематография» произнести не мог (выходило «кимография»). Зато этот министр вошел в литературу - однажды Самуил Маршак, тщетно прождав в его приемной несколько часов, ушел, оставив на прощание записку: «У вас, товарищ Большаков, не так уж много Маршаков».

Кстати, именно в этом доме был спасен фильм Григория Александрова «Весёлые ребята». Его хотели положить на полку чиновники, которые заключили, что Александров попросту подражает американским мюзиклам. Подражание, надо сказать, было очевидным, но вряд ли заметным для советских зрителей, которые американские мюзиклы в глаза не видели. К счастью для Александрова, с выводами своих чиновников не согласился тогдашний начальник управления кинематографии Борис Шумяцкий. Он показал картину Горькому, а тот рассказал о ней Сталину. В Кремле в то время своего кинозала не было, и Сталин приехал в особняк в Малом Гнездниковском. Рассказывают, что во время просмотра Сталин много смеялся, сказал, что отдохнул, как никогда, и что больше всех в картине ему понравилась Любовь Орлова. Разумеется, вопрос о полке был немедленно снят, фильм вышел на экраны и имел невероятный успех у зрителей.

Сейчас в здании размещается Министерство культуры Российской Федерации.

House number 7, which stands on the corner of two Gnezdnikovsky Lane, Bolshoy and Maliy, is not special or remarkable, but that's coat of arms decorating the house causes perplexity, to put it mildly. A worker holds a hammer in one hand and in the other... film. What does this mean? A fairly extensive merchant Kondikov’s property was here in the XVIII century. Sons of Fyodor Orlov, one of the Orlov brothers, who was enthroned by Catherine II owned the house at the beginning of the XIX century. George Lianozov, the Russian industrialist, philanthropist and social and political activist bought the house in 1880. Lianozov hired the architect I.P. Herodinov to change the facade of the building and build the left and right extension to the house. His son oilman S.G. Lianozov was a big fan of the new art. Stepan Georgievich established the firm "Biochrome" and intended to make movies together with Fyodor Chaliapin and Maria Andreeva. Maria Feodorovna reported to Gorky: "Now we are looking for money to twenty thousand in advance, to pay the notary for our agreement for a common agreement with all of the depositors and to make a down payment to Lianozov. These twenty thousand rubles, we immediately refund of those ninety thousand rubles, which "Biochrome" gives us... The business, as you see, started rather big. If it goes well, the whole periphery of the marginal cinematography, and not only in Moscow, but in many other places, is provided. " The case failed. Cibrario de Gaudin, the representative of Trans- Atlantic” movie producer company in Moscow rented the mansion shortly before the revolution. The first Movie-photo department of the People's Commissariat of Education was here since 1918, later – Sovkino, and even later - the Ministry of Cinematography. The mansion was built on two floors and at the same time a strange emblem appeared on the building in 1925. It was supposed to symbolize that in Soviet cinema belongs to the workers, not to intellectuals. This was partly true because for instance, the cinema industry was once managed by somebody named I.G. Bolshakov. He even could not spell the word "cinematography ".He said "kymography" instead. But this minister became a literature character. Once Samuel Marshak, after waiting in vain in his waiting room for several hours, gone, leaving a farewell note: "You, Comrade Bolshakov, do not have many Marshakov." By the way, "Jolly Fellows" movie by Grigory Alexandrov was saved in this house. Officials wanted to put the movie “on the shelf” (to prohibit the wide public demonstration) because they have concluded that Alexandrov simply imitated American musicals. Imitation, I must say, it was obvious, but it is hardly noticeable to the Soviet viewers that American musicals had never seen. Fortunately for Alexandrov, Boris Shumiatskii, the head of the Film department did not agree with the findings of these officials. He showed the picture of Gorky, and he spoke about it to Stalin. There was no cinema at the Kremlin at the time and Stalin arrived at the mansion in the Small Gnezdnikovsky. They say that Stalin laughed a lot while watching the movie, said that he was rested as never before, and that liked Lyubov Orlova the most in the picture. Of course, the film came out to the wide screen immediately and had a huge success among viewers. Now the building houses the Ministry of Culture of the Russian Federation.
Автор статьи: Юлия Мезенцева
Поделитесь статьей с друзьями
Интересное рядом(4)
Романов переулок, д. 4, стр. 2
Peter's Gate Square

This square preserved the memory of the gate in the wall of the White City in its name.

площадь Петровские ворота
Trubnaya, Pushkinskaya, Tverskaya, Chekhovskaya
Пушкинская пл., 5
Pushkinskaya, Tverskaya, Chekhovskaya
певец