Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Здание электростанции Замоскворецкого трамвайного депо, 1910 г., арх.М.Н.Глейнинг.

Дореволюционное здание электростанции Замоскворецкого трамвайного депо.

Здание электростанции Замоскворецкого трамвайного депо, 1910 г., арх.М.Н.Глейнинг.
Здание электростанции Замоскворецкого трамвайного депо, 1910 г., арх.М.Н.Глейнинг.
ЦАО, Мытная ул., дом 12
Oktyabrskaya, Октябрьская (радиальная)
Дореволюционное здание электростанции Замоскворецкого трамвайного депо.
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1910
Архитекторы:
М.Н. Глейнинг
Эпоха:
1910s
Информация о здании

Бывшая Замоскворецкая электрическая подстанция городских железных дорог была построена в 1909-1910 гг. по проекту архитектора М. Н. Глейнинга. Сегодня эта подстанция обслуживает трамвайное депо им. Апакова, трамвайную линию по Шаболовке и троллейбусные линии вокруг Калужской площади.

Изящное здание расположено на территории дореволюционного Замоскворецкого трамвайного парка, переименованного в 1923 году в честь работника-революционера П. Л. Апакова. Возведение этого парка относится к третьему (1908-1909 гг.) этапу развития сети московского электрического трамвайного сообщения. Строительство было завершено 22 июля (4 августа) 1909 года. Тогда,на участке площадью 2,25 гектара, между улицами Мытной и Шаболовкой, появился комплекс, оснащенный по последнему слову техники. При создании системы отопления вагонного сарая был реализован проект гения русской инженерии - В. Г. Шухова.

Прямая заинтересованность городских властей в развитии сети электрического трамвая привела к привлечению талантливых архитекторов и созданию художественно ценных ансамблей трамвайных парков. Автором проекта подстанции Замоскворецкого парка стал архитектор М. Н. Глейнинг - видный мастер, участвовавший также в проектировании ансамбля Миусского трамвайного депо. Несмотря на сугубо утилитарное назначение, здание тяговой подстанции отличалось изысканностью пропорций и добротной проработкой парадного фасада, выполненного в стилистике популярного в то время неоклассицизма. Применение каркасных технологий при строительстве позволило М. Н. Глейнингу решить одновременно несколько задач: сделать крупные оконные проемы, ширина которых соответствует шагу опор каркаса, частью декоративного решения фасада, значительно улучшить инсоляцию внутренних помещений подстанции, а также максимально эффективно использовать пространство, освободившееся благодаря каркасному строительству от монументальных внутренних перегородок.

Электрический ток в Замоскворецкий трамвайный парк подавался с Центральной электрической станции Московских городских железных дорог, выстроенной на Болотной набережной в 1907 году специально для снабжения электроэнергией московской трамвайной сети. Основным топливом для производства электричества в то время был антрацит, который с пресненского склада привозился на грузовых трамваях. За обеспечение городских железных дорог электричеством в то время отвечали две отдельные службы: производства тока, которая управляла работой центральной электрический станции, а также восьми тяговых подстанций, включая Замоскворецкую, и служба распределения тока, следившая за функционированием воздушных кабельных сетей.

В 2004 году судьба подстанции и самого депо им. Апакова оказалась под угрозой: весь комплекс предполагалось перебазировать, а на его месте возвести жилые здания. К счастью, в 2011 году распоряжение Правительства Москвы по этому вопросу было отменено. Зимой 2017 г. было дано разрешение на проведение реставрации исторических зданий трамвайного депо. В настоящий момент завершен косметический ремонт фасадов подстанции.

Бывшая Замоскворецкая электрическая подстанция городских железных дорог была построена в 1909-1910 гг. по проекту архитектора М.Н.Глейнинга. Сегодня эта подстанция обслуживает трамвайное депо им. Апакова, трамвайную линию по Шаболовке и троллейбусные линии вокруг Калужской площади.
Изящное здание расположено на территории дореволюционного Замоскворецкого трамвайного парка, переименованного в 1923 году в честь работника-революционера П.Л.Апакова. Возведение этого парка которого относится к третьему (1908-1909 гг.) этапу развития сети московского электрического трамвайного сообщения. Строительство было завершено 22 июля (4 августа) 1909 года. Тогда,на участке площадью 2,25 гектара, между улицами Мытная и Шаболовка, появился комплекс, оснащенный по последнему слову технологий. При создании системы отопления вагонного сарая был реализован проект гения русской инженерии- В.Г.Шухова.
Прямая заинтересованность городских властей в развитии сети электрического трамвая привела к привлечению талантливых архитекторов и созданию художественно ценных ансамблей трамвайных парков. Автором проекта подстанции Замоскворецкого парка стал архитектор М.Н.Глейнинг- видный мастер,участвовавший также в проектировании Ансамбля Миусского трамвайного депо.Несмотря на сугубо утилитарное назначение, здание тяговой подстанции отличалось изысканностью пропорций и добротной проработкой парадного фасада,решенного в стилистике популярного в то время неоклассицизма. Применение каркасных технологий при строительстве позволило М.Н.Глейнингу решить одновременно несколько задач: сделать крупные оконные проемы, ширина которых соответствует шагу опор каркаса, частью декоративного решения фасада, значительно улучшить инсоляцию внутренних помещений подстанции, а также максимально эффективно использовать пространство, освободившееся благодаря каркасному строительству от монументальных внутренних перегородок.
Электрический ток в Замоскворецкий трамвайный парк подавался с Центральной Электрической Станции Московских городских железных дорог, выстроенной на Болотной набережной в 1907 году специально для снабжения электроэнергией московской трамвайной сети. Основным топливом для производства электричества в то время был антрацит, который с пресненского склада привозился на грузовых трамваях. За обеспечение городских железных дорог электричеством  в то время отвечали две отдельные службы: производства тока, которая управляла работой центральной электрический станции, а также восьми тяговых подстанций, включая Замоскворецкую, и служба распределения тока,следившая за функционированием воздушных кабельных сетей.
В 2004 году судьба подстанции и самого депо им.Апакова оказалась под угрозой:весь комплекс предполагалось перебазировать, а на его месте возвести жилые здания. К счастью, в 2011 году распоряжение Правительства Москвы по этому вопросу было отменено.Зимой 2017 г. было дано разрешение на проведение реставрации исторических зданий трамвайного депо. В настоящий момент проведен косметический ремонт фасадов подстанции.
Автор статьи: Александра Гурьянова
Отзывы
(1)
Поделитесь статьей с друзьями
Интересное рядом(7)
Malaya Polyanka

Long ago, here begins the field.

Улица Малая Полянка
Polyanka, Oktyabrskaya
Краснобаев Т. П.
4-й Добрынинский пер., д. 1/9
Serpuhovskaya
The Museum of entrepreneurs, patrons of art and philanthropistsThe Museum of entrepreneurs, patrons of art and philanthropists is the only publicly accessible research, educational and educational museum center in Russia, dedicated to the history of entrepreneurship, patronage and philanthropy. The museum was created in 1992 in Moscow with the active participation of the descendants of entrepreneurs of pre-revolutionary Russia. The museum is located in a 19th century building that belonged to the merchant Prostyakov, a well-known Moscow entrepreneur and gentleman of five Russian orders for charitable activities, who opened an elementary school in this house. The Museum holds over 2.5 thousand genuine exhibits: documents, photographs, personal belongings and awards of people who played a significant role in the history of Russian entrepreneurship and charity - Russian bankers, industrialists, merchants, intellectuals who laid the foundations of Russian culture, science, education, financial system, industry, health and social support. The museum also has a significant research and support fund (about 2,500 units), including copies of materials, the originals of which are kept in the families of the descendants of merchant families and in private collections. The library thematic fund currently counts over 3,000 units and is available to museum visitors for free. The main exhibition of the museum includes 4 rooms: - Entrepreneurs, patrons of art and philanthropists of the XIX – XX centuries. - Equity, financial and stock markets of Russia. - Hall of Life. - Upbringing and education of children. The museum regularly hosts sightseeing and thematic excursions, walking tours in Moscow, business and cultural events for adult audiences, educational and interactive for children. The museum has an educational center. The mission of the museum is to preserve the traditions of pre-revolutionary Russian entrepreneurs, patrons of art and philanthropists and inspire the development of a culture of creative entrepreneurship.
Moscow, Donskaya street, 9 (metro station “Oktyabrskaya”)
Shabolovskaya, Oktyabrskaya
Калужская площадь, 1к1
русский революционер, большевик