Кухня графов Шереметевых в «Кусково»
Войдя в музей-усадьбу Кусково по липовой аллее вдоль пруда направляемся к Кухонному флигелю, построенному рядом с Церковью в 1755 году по проекту крепостного архитектора Ф.С. Аргунова. Богатое декоративное оформление фасадов Кухни – постройки служебного назначения – позволило ей прекрасно вписаться в общий парадный облик усадьбы. К сожалению, в настоящее время по прямому назначению не используется.
Домовая Церковь во имя Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, Всемилостивого Спаса
В непосредственной близости с Кухонным флигелем располагается самая ранняя постройка в усадьбе – домовая Церковь во имя Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, Всемилостивого Спаса. Она была возведена в 1737–1739 годах на месте обветшавшей деревянной церкви. Кусковский храм – один из редких памятников культовой архитектуры аннинского барокко. Храм действующий. По субботам, воскресеньям и церковным праздникам здесь проходят службы, крестины и венчания. В Храме сохранились росписи XIX и частично раскрыты XVIIIв. и великолепное двухъярусное 18-свечное паникадило.
Рядом с Храмом находится Колокольня. Она возведена в 1792 году крепостными архитекторами: Алексеем Мироновым и Григорием Дикушиным. Для ее строительства был выбран традиционный для России материал – дерево. В соответствии с канонами стиля классицизм, фасады здания декорированы имитацией руста, традиционно представляющего собой каменные блоки правильной формы, грубо отесанные с лицевой стороны. Купол Колокольни увенчан шпилем с крестом. Колокола реконструированы по образцам XIX вв. 1992г. Три колокола отлиты в память славного рода Шереметевых.
Рядом с Храмом находится Колокольня. Она возведена в 1792 году крепостными архитекторами: Алексеем Мироновым и Григорием Дикушиным. Для ее строительства был выбран традиционный для России материал – дерево. В соответствии с канонами стиля классицизм, фасады здания декорированы имитацией руста, традиционно представляющего собой каменные блоки правильной формы, грубо отесанные с лицевой стороны. Купол Колокольни увенчан шпилем с крестом. Колокола реконструированы по образцам XIX вв. 1992г. Три колокола отлиты в память славного рода Шереметевых.
Дворец усадьбы
Церковь и Колокольня - часть Парадного двора, доминантой которого является Дворец или "Большой увеселительный дом", как его называли в XVIII веке.
Дворец был построен в 1769-1775 годах под руководством известного московского архитектора К.И. Бланка. В настоящее время кусковский Дворец – редкий пример раннего московского «деревянного классицизма». "Большой дом" предназначался для роскошных приемов довольно узкого круга гостей – императоров, свиты, высших сановников. Здесь неоднократно бывала Екатерина II. С ней в Кусково приезжал польский король Станислав Понятовский, Иосиф II - австрийский император, Светлейший князь Потемкин. За праздничным столом в Зеркальной галерее Дворца сидел цвет русского дворянства. Дворец уникален своей подлинностью.
То, что усадьба не каменная, а деревянная, считается ее главной тайной.
Дворец был построен в 1769-1775 годах под руководством известного московского архитектора К.И. Бланка. В настоящее время кусковский Дворец – редкий пример раннего московского «деревянного классицизма». "Большой дом" предназначался для роскошных приемов довольно узкого круга гостей – императоров, свиты, высших сановников. Здесь неоднократно бывала Екатерина II. С ней в Кусково приезжал польский король Станислав Понятовский, Иосиф II - австрийский император, Светлейший князь Потемкин. За праздничным столом в Зеркальной галерее Дворца сидел цвет русского дворянства. Дворец уникален своей подлинностью.
То, что усадьба не каменная, а деревянная, считается ее главной тайной.
Партер регулярного парка
От паркового фасада Дворца открывается вид на партер регулярного парка усадьбы Кусково.
Покидая Танцевальный зал, гости выходили в зал под открытым небом - партер. Партер - основа регулярного парка – открытая площадка между Дворцом и Оранжереей, состоящая из четырех ковров газонов, обрамленных гирляндами цветов – рабатками. Следуя европейской традиции, в кусковском парке была расставлена мраморная скульптура. Ее белые силуэты отчетливо читались на фоне изумрудной зелени газонов и шпалерника – кустарника, высаженного вдоль аллей, расходящихся на запад и восток от партера.
Покидая Танцевальный зал, гости выходили в зал под открытым небом - партер. Партер - основа регулярного парка – открытая площадка между Дворцом и Оранжереей, состоящая из четырех ковров газонов, обрамленных гирляндами цветов – рабатками. Следуя европейской традиции, в кусковском парке была расставлена мраморная скульптура. Ее белые силуэты отчетливо читались на фоне изумрудной зелени газонов и шпалерника – кустарника, высаженного вдоль аллей, расходящихся на запад и восток от партера.
Мраморный обелиск
На партере перед Дворцом возвышается мраморный обелиск.
Обелиск был выполнен из мрамора, дарованного Екатериной II. Надпись на Обелиске гласит: «Екатерина II пожаловала графу Петру Борисовичу Шереметеву в 1785 году во время бытности его губернским предводителем Московского дворянства».
История «дарения Обелиска» сохранилась в собственном письме графа Шереметева: «После бытности у меня Ее Величества в доме, ездил я Ее Величество благодарить и принят Ее Величеством очень милостиво при чем Ее Величество изволила меня пожаловать мраморным обелиском, чем меня много изволила обрадовать, и изволила обещать под своим присмотром его отделать с того обелиска, который в Царском Селе перед покоями Ее Величества…»
Таким образом, образцом для кусковского послужил царскосельский Кагульский обелиск.
Сохранились старинные фотографии начала XX в., где дети последнего хозяина усадьбы С.Д.Шереметева позируют на фоне этого обелиска.
Обелиск был выполнен из мрамора, дарованного Екатериной II. Надпись на Обелиске гласит: «Екатерина II пожаловала графу Петру Борисовичу Шереметеву в 1785 году во время бытности его губернским предводителем Московского дворянства».
История «дарения Обелиска» сохранилась в собственном письме графа Шереметева: «После бытности у меня Ее Величества в доме, ездил я Ее Величество благодарить и принят Ее Величеством очень милостиво при чем Ее Величество изволила меня пожаловать мраморным обелиском, чем меня много изволила обрадовать, и изволила обещать под своим присмотром его отделать с того обелиска, который в Царском Селе перед покоями Ее Величества…»
Таким образом, образцом для кусковского послужил царскосельский Кагульский обелиск.
Сохранились старинные фотографии начала XX в., где дети последнего хозяина усадьбы С.Д.Шереметева позируют на фоне этого обелиска.
Колонна со статуей Минервы
На партере в 220 м от Обелиска ближе к Большой каменной оранжерее расположена колонна со статуей Минервы.
Колонна со статуей Минервы была установлена в кусковском парке в 1779 году. Как следует из надписи, размещенной на мраморной доске постамента колонны, монумент был установлен в память о посещении усадьбы Екатериной II в 1775 году. Скульптура Минервы, венчающая колонну ионического ордера, ассоциировалась с императрицей, часто представавшей в произведениях искусства в образе римской богини.
Колонна со статуей Минервы была установлена в кусковском парке в 1779 году. Как следует из надписи, размещенной на мраморной доске постамента колонны, монумент был установлен в память о посещении усадьбы Екатериной II в 1775 году. Скульптура Минервы, венчающая колонну ионического ордера, ассоциировалась с императрицей, часто представавшей в произведениях искусства в образе римской богини.
Швейцарский домик
Повернитесь лицом к Дворцу, справа от Дворца, в 270м от Колонны с Минервой вы увидите Швейцарский домик (внизу кирпичный, наверху деревянный).
Это самая поздняя постройка усадьбы - 1870г. Создатель - академик архитектуры Н.Л.Бенуа. Выстроен в виде альпийского шале при последнем хозяине графе С.Д.Шереметеве. Первый - каменный этаж использовался как мыльня (баня). В 1886г.император Александр III совершил официальный визит в Кусково. "... От Голландского домика все пошли к Швейцарскому, летнему помещению детей графа. Здесь Государь сел на диван и стал шутить с детьми, рассматривая их учебные книги ..." (И.П.Барсуков " Из моих воспоминаний об императоре Александре III")
Это самая поздняя постройка усадьбы - 1870г. Создатель - академик архитектуры Н.Л.Бенуа. Выстроен в виде альпийского шале при последнем хозяине графе С.Д.Шереметеве. Первый - каменный этаж использовался как мыльня (баня). В 1886г.император Александр III совершил официальный визит в Кусково. "... От Голландского домика все пошли к Швейцарскому, летнему помещению детей графа. Здесь Государь сел на диван и стал шутить с детьми, рассматривая их учебные книги ..." (И.П.Барсуков " Из моих воспоминаний об императоре Александре III")
Голландский домик
От Швейцарского домика двигайтесь в западном направлении по диагональной аллее около 100 метров. Там расположен Голландский домик из красного кирпича со ступенчатым фронтоном.
В западной части парка, на берегу канала, располагался ансамбль из трех зданий. Центр ансамбля – Голландский домик – самый ранний из сохранившихся до настоящего времени увеселительных павильонов усадьбы Кусково. Он был выстроен в 1749 году в память об эпохе Петра I и его увлечении Голландией. Два других павильона – Пагоденбург, построенный в «восточном» стиле, и Столбовая беседка, были утрачены и об их облике мы можем судить только по немногочисленным изображениям. Павильон полностью сохранил планировку XVIIIв. Его уникальность в том, что его помещения от потолка до пола выложены делфтскими фаянсовыми плитками ручной росписи чтобы поражать и изумлять гостей. За Голландским домиком - три дуба. Высажены Александром III, его супругой Марией Федоровной и сыном Николаем - будущим императором.
В западной части парка, на берегу канала, располагался ансамбль из трех зданий. Центр ансамбля – Голландский домик – самый ранний из сохранившихся до настоящего времени увеселительных павильонов усадьбы Кусково. Он был выстроен в 1749 году в память об эпохе Петра I и его увлечении Голландией. Два других павильона – Пагоденбург, построенный в «восточном» стиле, и Столбовая беседка, были утрачены и об их облике мы можем судить только по немногочисленным изображениям. Павильон полностью сохранил планировку XVIIIв. Его уникальность в том, что его помещения от потолка до пола выложены делфтскими фаянсовыми плитками ручной росписи чтобы поражать и изумлять гостей. За Голландским домиком - три дуба. Высажены Александром III, его супругой Марией Федоровной и сыном Николаем - будущим императором.
Эрмитаж усадьбы
От Голландского домика направляйтесь по большой аллее в сторону партера, слева по ходу движения видно ещё один старинный павильон - Эрмитаж, зелёный купол которого украшает скульптура - богиня Флора.
Эрмитаж (от французского ermitage – «хижина отшельника»), строился в 1765–1767 годах «под смотрением» архитектора К.И. Бланка и предназначался для увеселения и развлечений в тесном кругу избранного общества. Особенность архитектуры павильона – тесное сплетение нескольких стилей. На плавные, округлые формы фасадов наложена строгая, выверенная ордерная система классицизма. В специальных нишах под карнизом расставлены алебастровые бюсты римских цезарей, а купол венчает фигура богини Флоры.
Эрмитаж (от французского ermitage – «хижина отшельника»), строился в 1765–1767 годах «под смотрением» архитектора К.И. Бланка и предназначался для увеселения и развлечений в тесном кругу избранного общества. Особенность архитектуры павильона – тесное сплетение нескольких стилей. На плавные, округлые формы фасадов наложена строгая, выверенная ордерная система классицизма. В специальных нишах под карнизом расставлены алебастровые бюсты римских цезарей, а купол венчает фигура богини Флоры.
Большая Каменная Оранжерея
Возвращаемся на партер регулярного парка.
Партер замыкает Большая Каменная Оранжерея (1761–1765), которая вместе с Дворцом создает уникальное, практически интерьерное пространство. На время гуляний двери Оранжереи распахивались, и центральный зал превращался в место для музицирования и танцев. В кусковской Оранжерее выращивались экзотические растения в кадках, которые выстригали разными формами - «бахусами, сидячими и лежачими собаками, гусями, курицами, человеками с рыбьими плесками, обезьянами». На время летних гуляний эти произведения садового искусства выносились в парк и расставлялись на партере.
Партер замыкает Большая Каменная Оранжерея (1761–1765), которая вместе с Дворцом создает уникальное, практически интерьерное пространство. На время гуляний двери Оранжереи распахивались, и центральный зал превращался в место для музицирования и танцев. В кусковской Оранжерее выращивались экзотические растения в кадках, которые выстригали разными формами - «бахусами, сидячими и лежачими собаками, гусями, курицами, человеками с рыбьими плесками, обезьянами». На время летних гуляний эти произведения садового искусства выносились в парк и расставлялись на партере.
Итальянский домик
По партеру идем в сторону Дворца на поперечную аллею, одна сторона которой заканчивается Голландским домиком, а противоположная приглашает вас пройти в сторону Итальянского домика.
Итальянский домик построен в 1754–1755 годах под руководством
Юрия Ивановича Кологривова (1680/1685–1754) – тонкого знатока искусства, получившего архитектурное образование в Риме. Павильону сложно найти прямой аналог, хотя несомненно автор проекта искал вдохновения в архитектуре итальянских вилл эпохи Ренессанса. Фасады здания расчленены двумя рядами пилястр, разделенных междуэтажным карнизом. Оконные проемы декорированы широкими наличниками и лепным декором: профильными изображениями голов над нижними окнами и головами анфас над верхними. Приземистый, с небольшими оконными проемами, первый этаж и вытянутый по вертикали второй, обусловлены назначением павильона. Он играл роль дворца для «малых приемов», которые проводились на более торжественно оформленном втором этаже. Первый этаж предназначался для коллекции раритетов: разнообразных диковинных произведений искусства.
Итальянский домик построен в 1754–1755 годах под руководством
Юрия Ивановича Кологривова (1680/1685–1754) – тонкого знатока искусства, получившего архитектурное образование в Риме. Павильону сложно найти прямой аналог, хотя несомненно автор проекта искал вдохновения в архитектуре итальянских вилл эпохи Ренессанса. Фасады здания расчленены двумя рядами пилястр, разделенных междуэтажным карнизом. Оконные проемы декорированы широкими наличниками и лепным декором: профильными изображениями голов над нижними окнами и головами анфас над верхними. Приземистый, с небольшими оконными проемами, первый этаж и вытянутый по вертикали второй, обусловлены назначением павильона. Он играл роль дворца для «малых приемов», которые проводились на более торжественно оформленном втором этаже. Первый этаж предназначался для коллекции раритетов: разнообразных диковинных произведений искусства.
Грот
Частью ансамбля Итальянского пруда является павильон Грот. Вы его легко узнаете по каменному фонтану на зеленом куполе и золоченым оконным решёткам, напоминающим нависающие водоросли.
В лишенном тени регулярном парке, Грот (от итальянского «grottа» – пещера) был совершенно необходим. В нем можно укрыться от палящих солнечных лучей и насладиться прохладой в летний день. Павильон был построен в 1756-1761 годах под руководством крепостного архитектора Шереметевых – Ф.С. Аргунова. Уникальное, сохранившееся до наших дней ракушечное убранство интерьеров выполнил «гротических дел мастер» Иоганн (Иван Иванович) Фохт в 1761–1775 годах.
При выходе из Грота слева открывается панорама Большого кусковского пруда, откуда начиналось путешествие. Здесь оно и завершается.
В лишенном тени регулярном парке, Грот (от итальянского «grottа» – пещера) был совершенно необходим. В нем можно укрыться от палящих солнечных лучей и насладиться прохладой в летний день. Павильон был построен в 1756-1761 годах под руководством крепостного архитектора Шереметевых – Ф.С. Аргунова. Уникальное, сохранившееся до наших дней ракушечное убранство интерьеров выполнил «гротических дел мастер» Иоганн (Иван Иванович) Фохт в 1761–1775 годах.
При выходе из Грота слева открывается панорама Большого кусковского пруда, откуда начиналось путешествие. Здесь оно и завершается.
Рекомендации


.jpg&w=1920&q=75)
%20(1024x681).jpg&w=1920&q=75)

.jpg&w=1920&q=75)

.jpg&w=1920&q=75)
.jpg&w=1920&q=75)






 (1024x681).jpg)







2.jpg&w=1920&q=75)


