Анатолий Никифорович Яр-Кравченко. 1949 год. Бумага, карандаш, уголь.
Портрет был написан с натуры в московской квартире писателя в Лаврушинском переулке. На портрете писатель изображен на своем рабочем месте, за письменным столом, на столе чернильница и рукописи. Рядом с писателем его любимая собака - такса по кличке Фунтик. В нескольких произведениях писателя 1930 –х годов Фунтик представлен как персонаж. По хранящимся в фондах музея документам известно, что Фунтик - такса коричневого цвета с желтыми подпалинами, была приобретена Валерией Владимировной Навашиной, второй женой писателя. Собака родилась 16 июля 1938 года, принимала участие в выставках. Фунтик упоминается в таких произведениях писателя, как "Жильцы старого дома", "Прощание с летом" и других рассказах мещерского цикла. В годы Великой Отечественной войны, в эвакуации, Фунтик принимал участие в съемках Алма-атинской киностудии художественных фильмов.
Анатолий Яр-Кравченко писал портреты известных писателей по заказу Государственного литературного музея, для печатных изданий - Галерея советских писателей 1947 и 1949 года. Для первого выпуска альбома художник создавал традиционные портреты, в которых уделял особое внимание проработке лиц писателей. Для второго выпуска альбома в 1949 году работы были выполнены в более свободной манере, писатели изображались в привычной для них обстановке, с атрибутами, характеризующими их личности. После выпуска этих альбомов художник продолжил работу над созданием портретов советских писателей для Государственного издательства художественной литературы.
В фондах Амурского краеведческого музея в мемориальном комплексе Анатолия Яр-Кравченко хранится книга Константина Паустовского "Мещёрская сторона" с дарственной надписью автора: "Анатолию Никифоровичу Яр-Кравченко,- на память о работе над портретом и о нашей встрече. К Паустовский. 21.01.49. Москва".

