Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Гераклейская амфора конца IV – нач. III вв. до н. э.

Гераклейская амфора конца IV – нач. III вв. до н. э.
Гераклейская амфора конца IV – нач. III вв. до н. э.
Информация об экспонате

Принадлежала Константину Паустовскому.

Амфора была подарена Паустовскому болгарским поэтом Славчо Чернышевым в городе Созополь:

"Когда амфору подняли из воды, она походила на большой шар, слепленный из раковин мидий. Но как только амфора начала высыхать, мидии стали отваливаться пластами и вскоре отвалились все. Тогда амфора предстала во всей своей стройности и чистоте. Но все же на слегка шершавой ее поверхности остался беловатый узор – следы отвалившихся мидий...

Древние эллинские мореплаватели выбросили эту амфору за борт корабля во время свирепого греуса – черноморского норд-оста...

Амфору выбросили в качестве жертвы, чтобы умилостивить бога морей Посейдона и остановить бурю. Она захватила корабль вдали от берегов. В таких случаях всегда бросали в море жертвенные амфоры с оливковым маслом.

О том, что амфора была жертвенная, свидетельствовала черная пленка окаменелого масла на ее дне".

Современные учёные, изучившие данную амфору, подтвердили предположение о том, что она является именно жертвенным сосудом.

Паустовский очень любил подобные древности, вызывающие игру воображения. 

Рассматривая древнюю амфору, мы переносимся в прошлое, и в нашем сознании возникают античные города на берегах Средиземного моря, старинные парусные корабли, прекрасные морские виды. 

Необычный подарок вдохновил писателя на создание рассказа "Амфора", в котором описывается этот древний артефакт:

"Что касается меня, то при взгляде на амфору я представляю себе гончарную мастерскую на скалистом берегу Аттики, синий воздух, старого гончара, шлифующего сырую глиняную вазу. Я вижу, как в простом этом мире, на щебенчатой земле, под нестерпимый блеск моря рождается скромная амфора. Но создатель ее не знает, что совершенство ее формы переживет века и наполнит нас, потомков, гордостью и удивлением перед талантливостью человека".

Долгие годы сосуд хранился в доме Константина Георгиевича и был подарен музею наследниками писателя в 2013 году.

Поделитесь статьей с друзьями