1999. Холст, масло. 397 х 797 см.
Картину «Разгром храма в Пасхальную ночь» Илья Сергеевич Глазунов завершил в 1999 году, однако замысел произведения пришел к нему еще в студенческие годы во время поездок по городам России, которые открыли художнику размах послереволюционных погромов православных святынь. На полотне размером 4х8 метров перед зрителем оживает драма смертельного столкновения в Пасхальную ночь 1918 года. В храм во время Пасхальной службы врывается толпа революционеров. Во главе ее − комиссар в кожанке, являющий собирательный тип воинственного большевика, чей профиль может напомнить одновременно Дзержинского, Свердлова и Троцкого. Его гневный взгляд устремлен на образ Распятого Христа, чье скульптурное изображение кажется живым в мерцающем свете свечей.
Под лозунгами «Бога нет» и «Религия – опиум для народа» за комиссаром следует интернациональная разношерстная толпа, где мы можем видеть и матроса, выпускающего из мешка поросенка с надетым на него священническим крестом, и блудницу в генеральской шинели, накинутой на голое тело, и бабу в горностаевой шубе, добытой под девизом «грабь награбленное!», и других персонажей, порожденных хаосом революции. Они не испытывают уважения ни к религии, ни к героическому прошлому России: Георгиевский крест − высшая солдатская награда за боевые заслуги – издевательски надета ими на шею собаки.
Монах с воздетыми руками мужественно пытается остановить комиссара и спасти от кровавого террора пришедших в храм на службу. В группе верующих Илья Глазунов изобразил представителей всех сословий, собравшихся вместе в праздник Воскресения Христова. В их лицах и жестах точно переданы оттенки чувств, которыми могли быть охвачены молящиеся в эту роковую минуту: ужас, негодование и готовность к сопротивлению. При воссоздании характерных народных типов художник использовал обширный материал, начиная с дореволюционных журналов и фотографий и заканчивая его собственными многочисленными портретными этюдами, написанными им во время поездок по России.
Большое внимание уделено передаче деталей: с высоким живописным мастерством переданы богатство сияющего золота церковной утвари и иконостаса, яркое узорочье женских платков. Сюжеты храмовых фресок раскрывают глубинную суть происходящего. За группой большевиков на западной стене храма – традиционное изображение Страшного Суда, которое в данном контексте напоминает о том, что содеянное зло не останется безнаказанным. Сцены страстного цикла на стенах раскрывают в картине глубокий смысл восхождения России на свою Голгофу в страшные годы испытаний XX века.