1977. Холст, масло. 292 x 197 см.
Особую линию в творчестве Ильи Глазунова составили произведения, в которых вечные темы и образы, включая библейские, парадоксально соединялись с советской историей и современностью. В 1977 году художник написал полотно «Возвращение блудного сына», явившееся предтечей двух будущих мистерий — «Вечной России» (1988) и «Рынка нашей демократии» (1999), и ставшее самым обсуждаемым полотном на его столичных выставках 1978–1979 годов.
К известной притче о блудном сыне обращались многие художники разных эпох. Молодой человек покинул отчий дом, стал странствовать, живя распутно и расточая имущество. Дойдя до дна морального падения, когда он ел из одной лохани со свиньями, юноша явился с раскаянием к отцу и получил прощение.
Художник дал свою трактовку библейского сюжета о блудном сыне. В центре композиции образ полуобнаженного юноши в джинсах, который отойдя от порока, припал ко Христу, над светлым образом которого — портреты великих деятелей отечественной культуры, науки, прославленных героев нашего исторического прошлого.
Эту картину, запрещали к печати и показу на выставках. Критика обрушивалась на художника из-за его посягательства на устоявшиеся в советском обществе ложные идеи, искажающие историческую правду, искореняющие само понятие "Россия".
Илья Глазунов наполнил композицию ассоциативными образами, напоминающими о концлагерях, о войнах XX века, сожженных деревнях и разрушенных памятниках русской культуры, безликой архитектуре и пороках современного общества. А в правой части картины – ракета с красным парусом – символ достижений науки и прогресса.