Фотография «Взлёт самолета Як-38 с палубы».
Фотография «Летчик-испытатель ОКБ Яковлева М. С. Дексбах перед испытательным полетом».
Гермошлем ГШ-6М, которым пользовался М.С. Дексбах во время испытательных полетов.
Высотный компенсирующий костюм. Принадлежал М.С. Дексбаху.
Ранее мы рассказывали о первых отечественных палубных лётчиках. Однако и до них на палубы наших кораблей садились и взлетали самолёты. Только происходило это, скажем так, не «по-самолётному».
Осенним утром 1972-го года на одном из крейсеров советского флота прозвучала необычная команда «Корабль к посадке самолета изготовить!» Вскоре на горизонте появился реактивный самолёт. Но над кораблём он резко сбавил скорость, а затем и вовсе завис над палубой, после чего вертикально сел на вертолётную площадку. Тем не менее, это действительно был самолёт Як-38, фотография которого помещена в нижней части витрины перед вами. На другом снимке запечатлён пилот, который совершил эту необычную посадку – Михаил Дексбах. Видно, что на лётчике надеты гермошлем и высотно-компенсирующий костюм, подобные тем, что в витрине.
Вернёмся к секрету самолёта Як-38. Его двигатели могли выбрасывать реактивную струю не только назад, но и вниз. На этой струе опытный пилот был способен садиться и даже взлетать вертикально. Через несколько дней Дексбах совершил первый взлёт самолёта с палубы, а в судовом журнале крейсера появилась запись «День рождения палубной авиации».
Но вертикальные двигатели оказались слишком ненадёжными. Однажды при посадке произошёл отказ, и Михаила Сергеевича спасло только собственное мастерство. В конечном счёте, самолёты вертикального взлёта были сняты с вооружения, но стали яркой страницей в истории авиации, которую вписал Герой.



