ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Андреевская богадельня

Андреевская наб., д. 1, к. 1
3.59
В 1803 году Московское купеческое общество обратилось к императору с просьбой обустроить "богадельный дом"
  • Андреевская богадельня
+ -

Мимо Нескучного сада и Андреевской богадельни ездили москвичи на Воробьевку наломать березовых веточек к празднику Святой Троицы. «Едем мимо садов, по заборам цветет сирень. Воздух благоуханный, майский. С Нескучного ландышками тянет. Едут воза с травой, везут мужики березки, бабы несут цветочки — на Троицу», - писал И.Шмелев.

Андреевская богадельня появилась в Москве в 1803 году, когда Московское купеческое общество обратилось к императору Александру I с просьбой обустроить «богадельный дом» для лиц обоего пола на территории бывшего Андреевского монастыря в Пленницах. «Пленницы» - связки плотов, бревен, иными словами «поленницы».

Тогда в 1805 году по проекту архитектора Ф.К. Соколова на средства московского купечества на месте ветхих монастырских стен возводятся корпуса богадельни. Сейчас остался только один корпус 1805 года – восточный, северный корпус относится к середине XIX века, а южный, построенный архитектором А. Каминским, к 1878 году.

По преданию обитель возникла на этом месте в XIII веке. Однако имя Андрея Стратилата она получила только в XVI веке. Храм в честь мученика Андрея Стратилата был построен здесь как память о дне избавления от нашествия крымского хана Кызы-Гирея в 1591 году. С этим годом и связывают появление мужского Андреевского монастыря.

Расцвет обители приходится на XVII век. В 1648 году боярин Федор Михайлович Ртищев отстроил монастырь и основал здесь ученое братство. Сюда он «перезвал из малорусских монастырей монахов 30 человек, с тем чтоб учили желающих грамматике славянской и греческой, риторике и философии». Сам Ртищев дни проводил во дворце, а ночи напролет просиживал «в Андреевском с учеными монахами». (С.М.Соловьев) Именно «Ртищевское братство» стало позднее основой для Славяно-греко-латинской академии. Этот факт явился причиной начала упадка Андреевской обители. Ученые монахи перебрались в Китай-город, а сама обитель была в 1682 году приписана к Заиконоспасскому московскому монастырю.

Впервые монастырь был упразднен в 1724 году, тогда в его стенах были одновременно учреждены школа для подкидышей – «зазорных» детей и помещение для «колодников», то есть тюрьма. Такое соседство сейчас кажется странным. Через шесть лет при императрице Анне Иоанновне монастырь был возобновлен, но ненадолго. Годом окончательного упразднения монастыря считается 1765. При Екатерине II бывший Андреевский монастырь отдается сначала для содержания «безумных до устроения для них особого дома», а в 1775 году здесь открывается женский работный дом с прядильной.

И наконец, в 1803 году в стенах обители окончательно закрепляется Андреевская купеческая богадельня. К 1898 году в ней призревалось 956 человек. Попечителями этого крупнейшего к тому времени заведения подобного рода состояли представители семей Бахрушиных, Королевых, Боткиных. Купцы и фабриканты жертвовали огромные суммы на содержание богадельни. Н.Г. Зубов завещал 200 тыс. рублей, М.И. Крашенинников 100 тыс. рублей, фабрикант С.В. Алексеев — 30 тыс. рублей. В 1885г. на пожертвование Н.Д. Пашкова открывается особое отделение на 40 мест.

На территории богадельни сохранялось три храма: Андреевский, Вознесенский и церковь-колокольня Иоанна Богослова. Они также являлись приходскими для жителей ближайших московских слобод – Андреевской и Живодерной. В 1900 году в Воскресенском храме открылась церковно-приходская школа, существовавшая здесь до 1917 года.

В 1918 году корпуса богадельни превратилась в Дом-коммуну 1-й Московской фабрики Госзнак. Школу рабочие Госзнака устроили в храме святого мученика Андрея Стратилата. Под клуб был выделен храм Воскресения Христова. Странным образом Богословская церковь закрыта не была и богослужения в ней совершались до конца 30-х годов.

В 1960-х здесь находился Всесоюзный НИИ комитета стандартов, мер и измерительных приборов, корпуса богадельни оставались жилыми. Окончательное расселение произошло только к 1980 году, когда здесь разместился Всесоюзный научно-исследовательский институт метеорологической службы.

В 1996 году комплекс Андреевского монастыря передан в бессрочное пользование РПЦ.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Памятники
Скульптурные композиции жилых домов на площади Гагарина

Скульптурные композиции жилых домов на площади Гагарина

Ленинский просп., д. 30, д. 37

Скульптурная композиция олицетворяет Победу советского народа в Великой Отечественной войне.

(Нет голосов)
Дома
Здание Президиума РАН

Здание Президиума РАН

Ленинский пр-т, д. 32а

«Золотые мозги» — уникальный советский проект, мостик к постсоветскому постмодернизму, ставший городской доминантой и символом науки.

3.73
Памятники
Памятник Ю.А. Гагарину

Памятник Ю.А. Гагарину

площадь Гагарина

Н.П. Каманин предложил выполнить памятник на международные пожертвования, ведь «Гагарин — сын не только советского народа, он сын Земли, ему будут поставлены сотни памятников...». На это ему ответили: «Мы - не бедная страна и уж как-нибудь найдем средства на памятники Гагарину».

3.9
Дома
Охотничий домик

Охотничий домик

ул. Крымский Вал, д. 9, стр. 29

С 1990 года в бывшем усадебном павильоне Трубецких проходят съемки телепередачи "Что? Где? Когда?".

3.85
Дома
Летний домик графа Орлова

Летний домик графа Орлова

ул. Крымский Вал, д. 9, стр. 8

Во время пребывания царской семьи в Москве домик использовался ею для чаепития на свежем воздухе.

3.97
Дома
Институт физических проблем Академии наук СССР

Институт физических проблем Академии наук СССР

Ул. Косыгина, д.2, стр.1

Институт, специально созданный для работы выдающихся русских физиков П. Л. Капицы и Л. Д. Ландау.

3.68
Музеи
Музей Ар Деко

Музей Ар Деко

Московский музей Ар Деко открыл свои двери для посетителей 19 декабря 2014 года. В основе его экспозиции собрание Мкртича Окрояна. Значительную часть представленной коллекции составляет декоративная скульптура из бронзы и слоновой кости, а также предметы мебели и декоративные панно.

Сегодня в собрание М. Окрояна входит крупнейшее количество произведений из бронзы и слоновой кости периода 1920-1930-х годов, которое насчитывает более 900 работ. Среди них около 100 скульптур Дмитрия Чипаруса, наиболее яркого представителя декоративной пластики 1920-1930-х гг. Остальные 800 произведений – это работы Фердинанда Прайсса, Поля Филиппа, Отто Порцеля, Пьера Ле Фагои, Клер Колине и других художников.

Есть в музее и предметы мебели, созданные Эдгаром Брандтом, превратившим технику ковки в индустрию, при этом не потеряв художественного качества. Таковы его набор стульев для столовой и столик-консоль. В экспозиции представлено большое панно Пьера Бобо (1902-1974), украшавшее когда-то бальный зал Roseland в Нью-Йорке, в котором выступали самые известные джазовые исполнители. Рядом другое – работы Жана Дюнана (1877-1942) и Франсуа-Луи Шмида (1873-1941). Изящные фигурки с музыкальными инструментами разных эпох как бы рассказывают всю историю музыки человечества от Древнего Египта до джаза начала 1920-х годов, когда и было создано это панно.

(Нет голосов)
Территории
Нескучный сад

Нескучный сад

В старину вдоль Калужской дороги – современного Ленинского проспекта - располагались загородные усадьбы вельможной знати и богатого купечества. Вот из трёх таких усадеб и образовался Нескучный сад.

(Нет голосов)
Территории
Центральный Парк Культуры и Отдыха им. Горького

Центральный Парк Культуры и Отдыха им. Горького

Центральный Парк Культуры и Отдыха им. Горького – любимое место проведения досуга москвичей всех возрастов вот уже на протяжении многих десятилетий. Здесь изящный 19 век соседствует с бравурным советским 20-м и незаметно переплетается с высокотехнологичным 21-м.

(Нет голосов)