ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Арка Северного входа на ВДНХ

3.66
Арка 1939 года являлась начальной точкой осмотра ВСХВ: пройдя ее, посетитель попадал на Административную площадь
  • Арка Северного входа на ВДНХ
+ -

Арка Северного входа, обращенная в сторону улицы Сергея Эйзенштейна, когда-то служила главным входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ВСХВ). Она была выстроена к первому открытию Выставки, состоявшемуся 1 августа 1939 года. Автор сооружения архитектор Л.М. Поляков, скульптор Г.И. Мотовилов. Это вторая постройка на этом месте, так как в 1937 году по проекту главного архитектора ВСХВ В.К. Олтаржевского здесь уже был выстроен главный вход. Но он, как и целый ряд уже готовых или строящихся павильонов, был сочтен слишком простым и не отвечающим духу Всесоюзной выставки. Эти сооружения были снесены, а архитектор Олтаржевский репрессирован.

Легкая трехпролетная арка отражает масштаб ВСХВ 1939 года, ее архитектура будто сохраняет «воспоминание» о геометричности простых форм конструктивизма, являясь одновременно монументальным и простым для восприятия сооружением. До нашего времени не сохранились барельефы, украшавшие пилоны с внешней стороны, а также внутренние стенки арки. Также не сохранились фланкировавшие арку здания касс, разобранные в 1970-е годы. Но сама она – единственное на сегодня сооружение 1939 года, дошедшее до нас без поздних переделок.

Арка 1939 года являлась начальной точкой осмотра ВСХВ: пройдя ее, посетитель попадал на Административную площадь, а оттуда через Главную аллею – к Главному павильону с 52-метровой башней. Венчавшая башню скульптура тракториста и колхозницы, бывшая эмблемой ВСХВ, хорошо просматривалась уже на подходе к арке. Еще недавно через нее по-прежнему можно было пройти к центральной части Выставки, но после постройки большого стеклянного павильона №75, эта возможность утрачена. Вместе с этим, по мнению специалистов, утрачена и ее роль в композиции Выставки, а также «направления видовых раскрытий и визуальные связи памятника», составляющие предмет охраны этого объекта культурного наследия федерального значения.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Памятники
Рабочий и колхозница

Рабочий и колхозница

Мира пр-т (площадь входа на ВДНХ)

(Нет голосов)
Дома
Павильон №60 Потребительская кооперация СССР

Павильон №60 Потребительская кооперация СССР

Просп. Мира, 119, стр. 60

На ВСХВ существовали не только павильоны союзных республик – крупнейшим регионам России были также посвящены отдельные павильоны, как правило, более скромные по размерам и оформлению. При проектировании выставки существовало даже специальное указание, чтобы масштаб павильона соответствовал вкладу да

(Нет голосов)
Памятники
Шарль де Голль

Шарль де Голль

Шарля де Голля пл. (на территории ОАО ГК «Космос»)

(Нет голосов)
Дома
ВДНХ, Павильон 13

ВДНХ, Павильон 13

Проспект мира, владение 119, стр. 13

Здание было облицовано туфом и напоминало вырубленный в горах Армении храм.

3.55
Памятники
Королев С. П.

Королев С. П.

1-я Останкинская ул., д. 38 (у дома-музея С. П. Королева)

(Нет голосов)
Музеи
Музейно-выставочный центр «Рабочий и Колхозница»

Музейно-выставочный центр «Рабочий и Колхозница»

Музейно-выставочный центр открылся в сентябре 2010-го, внутри нового постамента легендарной скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». 24-метровая скульптура Мухиной «Рабочий и колхозница» – шедевр советского и мирового модернизма первой половины XX века – была сделана по новым технологиям, открытым советским металловедом, профессором П.Н. Львовым. На многотонный каркас навешивалась оболочка из хромоникелевой стали, соединяемая путем сварки. Статуя была сделана для советского павильона Всемирной выставки в Париже 1937 года и яростно летела навстречу нахохлившемуся орлу со свастикой на карнизе стоявшего напротив павильона фашистской Германии. В собрании МВЦ «Рабочий и колхозница» хранятся материалы, напоминающие о том, что автором идеи скульптуры был архитектор павильона выставки – Борис Иофан. Вдохновившей его пластической темой стала античная статуя «Тираноборцы». Воздетые к небу руки с мечами заменили руки с мирными атрибутами, эмблемами советской страны – серпом и молотом. То, что автором образа был один художник – Иофан, подтверждают эскизы скульптуры, выполненные для закрытого конкурса 1936 года В.А. Андреевым, В.И. Мухиной и М.Г. Манизером. На первый взгляд, все варианты (за исключением тоже участвовавшего в конкурсе 1936 года экспрессионистического монумента И.Д. Шадра) очень похожи. Та же постановка двух фигур, те же воздетые руки. Только у авторов-мужчин герои уподоблялись ледяным в своем совершенстве античным богам, а у Веры Мухиной в них клокотала необоримая сила внутренней энергии и страсти.

После возвращения на родину на протяжении семидесяти лет скульптура встречала посетителей Северного входа ВСХВ – ВДНХ. Она стояла на низеньком постаменте (11 метров) и тихо старела. И Мухина, и Иофан до конца жизни боролись за возведение надлежащего по высоте постамента, за перенос статуи в принципиальные для визуальной режиссуры городского пространства места (Вера Мухина хотела видеть своих «детей» на Ленинских горах). При жизни мастеров этого не случилось. Однако современное постсоветское искусство памятник полюбило и обращалось к нему как к объекту новых хэппинингов и перформансов. Достаточно вспомнить акцию 1998 года, когда архитекторы и художники одели «Рабочего и колхозницу» в настоящие комбинезон и платье цвета российского флага.

Сегодня скульптура водружена на постамент-павильон, созданный по мотивам того, что спроектировал Борис Иофан для парижской выставки 1937 года. Таким образом, намеренно акцентируется тема эстафеты нового отечественного искусства, от инноваций первой половины XX века к авангарду первой половины века нынешнего.

Сергей Хачатуров

(Нет голосов)
Дома
«Рабочий и колхозница»

«Рабочий и колхозница»

пр. Мира, д.123 б

Сегодня сложно себе представить Москву без скульптуры В.Мухиной «Рабочий и Колхозница». Она стала еще одним символом столицы, символом СССР, официальной эмблемой Мосфильма.

3.77
Памятники
Бауман Н. Э.

Бауман Н. Э.

Сельскохозяйственная ул., д. 9/2 (на территории ГУП г. Москвы «Мосгортранс», филиал «Трамвайное депо им. Н. Э. Баумана»)

(Нет голосов)
Дома
ВДНХ, Павильон 59

ВДНХ, Павильон 59

Проспект мира, владение 119, стр. 59

Павильон 59 построен в 1939 г. как павильон Московской, Рязанской и Тульской областей по проекту архитектора Д.Н. Чечулина.

3.66
Дома
Павильон №61 Центросоюз

Павильон №61 Центросоюз

Просп. Мира, 119, стр. 61

Сквозь деревья издалека виден позолоченный шпиль павильона «Центросоюз» высотой более 30 м. Он увенчан серпом и молотом в обрамлении венка, а в основании шпиля установлен металлический сноп.

(Нет голосов)
Памятники
Фонтан Каменный цветок

Фонтан Каменный цветок

Просп. Мира, 119, стр. 448

Украшение центральной площади ВДНХ, фонтан «Каменный цветок» создан в 1953-1954 гг. Это самый большой фонтан выставки, расположенный на ее главной планировочной оси. Авторами фонтана являются архитектор К. Т. Топуридзе и скульптор П. И. Добрынин.

(Нет голосов)