ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Дом жилой, XIX в.

3.44
В районе Пресни сохранились рядом два небольших деревянных домика XIX века, которые являются сейчас филиалами Музея современной истории России
+ -

В 1680-х гг. в районе Пресни была выстроена деревянная церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи, близ которой образовалась небольшая слободка. В 1714 г. рядом со старой деревянной церковью построили каменный храм. В первой трети XVIII в. продолжала складываться планировка прилегающего к храму района, стали оформляться границы основных улиц и переулков. Храм стал композиционным ядром окружающей территории. Впрочем, в то время застройка ландшафта в этих краях была представлена в основном небольшими усадьбами, располагавшимися по береговым склонам. Вертикальные доминанты церковных колоколен, конечно, очень обогащали панорамные виды местности. Район изобиловал садами и водоемами.
В 1804 г. сгорела церковная колокольня, и в 1810 г. при поддержке церковного старосты купца Федора Резанова была возведена новая колокольня, а в 1828 г. – трапезная по проекту архитектора Ф. М. Шестакова. А в конце XIX столетия над росписями в храме работал выдающийся русский художник В. М. Васнецов.
В 1848 г. на углу Малого и Большого Предтеченских переулков, через перекресток от церкви, при тогдашнем настоятеле Федоре Ивановиче Соловьеве был построен деревянный дом причта, который в 1886 г. был перестроен, предположительно, по проекту архитектора Н. А. Ипатьева. В то время подобные деревянные постройки не были редкостью для городской окраины Москвы, но сейчас этот дом ‒ один из немногих сохранившихся в районе Пресни памятников деревянного зодчества XIX в.
Дом был предназначен для проживания семьи настоятеля храма. Внешний вид здания отличается простотой отделки. Фасады обшиты досками, имитирующими руст, стены практически не декорированы, прямоугольные и арочные оконные проемы оформлены профилированными наличниками. В дом ведут два входа. Один из них располагается с торцевого фронтона, над ним установлен козырек с декоративной металлической решеткой. Второй (парадный) вход оборудован тамбуром с фронтоном на кронштейнах. Здание венчают профилированный карниз и двускатная крыша.
Рядом с бывшим домом настоятеля находится еще один чудом сохранившийся одноэтажный деревянный домик (д. 4) с оградой и воротами. Главный фасад дома, выходящий на Большой Предтеченский переулок, богато декорирован деревянной резьбой: окна оформлены наличниками с подзорами и фигурными накладками. Особую выразительность зданию придает венчающий карниз с кронштейнами и орнаментом.
В начале ХХ в. в районе Пресни разворачивались крупные события революционных лет. Известно, что в доме 4 в тот период работали первый легальный Пресненский райком партии большевиков и Военно-революционный комитет Пресненского Совета рабочих и солдатских депутатов. В память этих событий в 1924 г. в здании был открыт музей «Красная Пресня».
Храм Иоанна Предтечи не закрывался в советские годы, до сих пор здесь хранятся многие древние святыни. А вот дом причта после революции заняли коммунальными квартирами.
В начале 1990-х гг. оба здания были переданы экспозиционно-мемориальному отделу «Пресня» (филиал Музея современной истории России) и используются в музейных целях до настоящего времени. В музее две основные экспозиции: «Москва. Пресня. 1905-1945 гг.» и «История российской повседневности. ХХ век». Одна из достопримечательностей музея ‒ светодинамическая диорама «Героическая Пресня. 1905 год».

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Общежитие Московского университета им. Николая II, 1903 г., архитектор Р. И. Клейн. С 1950 г. ‒ Институт физики Земли, в котором в 1950-1956 гг. работал Герой Советского Союза академик О. Ю. Шмидт

Общежитие Московского университета им. Николая II, 1903 г., архитектор Р. И. Клейн. С 1950 г. ‒ Институт физики Земли, в котором в 1950-1956 гг. работал Герой Советского Союза академик О. Ю. Шмидт

Грузинская Б. ул., дом 10, строение 1

Надпись на мемориальной доске на здании гласит: «В этом здании работал с 1950 по 1956 г. основатель Института теоретической геофизики Академии наук СССР, выдающийся ученый, государственный и общественный деятель, Герой Советского Союза академик Отто Юльевич Шмидт».

(Нет голосов)
Памятники
Булыжник — оружие пролетариата!

Булыжник — оружие пролетариата!

ул. 1905 года (сквер)

«Булыжник — оружие пролетариата» — классическое произведение советского искусства, посвященное историко-революционной теме.

(Нет голосов)
Памятники
Комплекс, посвященный участникам восстания 1905 г.

Комплекс, посвященный участникам восстания 1905 г.

Краснопресненской заставы пл. (у входа на станцию м. «Улица 1905 г.»)

3.3
Дома
Универмаг Мосторга на Красной Пресне

Универмаг Мосторга на Красной Пресне

Красная Пресня, дом 48/2, стр. 2

Витрины этого магазина никогда не запотевают и не покрываются льдом

3.4
Дома
Дом - музей В.И. Даля

Дом - музей В.И. Даля

ул. Большая Грузинская, д.4/6

Деревянный особняк с очень интересной историей, связан с жизнью и творчеством В.И. Даля

(Нет голосов)
Дома
Высотка на Кудринской площади

Высотка на Кудринской площади

Кудринская пл., д. 1

«Шли ребята мимо зданья, Что на площади Восстанья». С. Михалков.

3.91
Дома
Дом Наркомфина

Дом Наркомфина

Новинский бульвар, д. 25, к.1

Дом является памятником архитектуры конструктивизма.

(Нет голосов)
Дома
Главный дом городской усадьбы Прохоровых, 1836 г., 1877 г., архитектор А. П. Попов, 1892 г., архитектор Р. И. Клейн

Главный дом городской усадьбы Прохоровых, 1836 г., 1877 г., архитектор А. П. Попов, 1892 г., архитектор Р. И. Клейн

Большой Трехгорный пер., д. 1-1а, стр. 1

В советское время в здании размещался Дворец культуры фабрики «Трехгорная мануфактура».

(Нет голосов)
Музеи
Государственный центр современного искусства (ГЦСИ)

Государственный центр современного искусства (ГЦСИ)

Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) – музейно-выставочная, информационно-образовательная и научно-исследовательская организация, деятельность которой направлена на развитие современного отечественного искусства и включает реализацию программ и проектов в области аудиовизуального искусства и дизайна в стране и за рубежом. Приказ «О создании Государственного центра современного искусства» был издан 11 августа 1992 года Министерством культуры Российской Федерации, а 16 августа 1994 года ГЦСИ был учрежден и начал свою деятельность. В 1990-е годы ГЦСИ сыграл заметную роль в реорганизации социокультурной жизни России. В момент, когда современное искусство в нашей стране только обретало условия для своего нормального существования и развития, центр стал важной и жизненно необходимой структурой, которая консолидировала деятельность мастеров contemporary art, стимулировала их творческую активность. Деятельность ГЦСИ была важна как для Москвы, где тогда базировался Центр, так и для множества регионов страны, где благодаря инициативе и усилиям ГЦСИ осуществлялись художественные проекты современного искусства, что вело к активизации процессов его развития на местах. Сегодня, когда усилия предшествующих лет начинают приносить свои результаты и плоды, Государственный центр современного искусства продолжает активную деятельность, направленную на развитие и популяризацию отечественного современного искусства, его интеграцию в мировой художественный контекст. В настоящее время ГЦСИ – сетевая организация, филиалы которой открыты в крупнейших культурных центрах нашей страны: Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Калининграде, Владикавказе и Томске. Все они самостоятельно разрабатывают и реализуют свои творческие программы. ГЦСИ (Москва) осуществляет координацию их деятельности.

(Нет голосов)
Дома
Обсерватория Московского университета

Обсерватория Московского университета

Нововаганьковский пер., д. 5 с1

За невзрачным деревянным забором в тихом переулке находится поистине замечательный мир — комплекс зданий старейшей из сохранившихся московских обсерваторий

3.31
Дома
Особняк И. Прохорова с архитектурно-художественными интерьерами, 2-я половина XIX в.

Особняк И. Прохорова с архитектурно-художественными интерьерами, 2-я половина XIX в.

Большой Трехгорный пер., д. 1/26, стр. 2

Дом создан в традициях классицизма, главенствующего среди стилей архитектуры того периода, на насыпном холме. В оформлении здания архитекторы отмечают не свойственные для московского зодчества готические элементы.

(Нет голосов)